Статья:

АНАЛИЗ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ НА АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(189)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Червякова М.Д., Аксенов С.Г. АНАЛИЗ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ НА АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 10(189). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/189/107125 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ НА АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ

Червякова Марина Денисовна
магистрант, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, профессор, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Стимулом для проведения анализа пожарной опасности на автозаправочных станциях является стремление предотвратить возникновение аварийных ситуаций. Целесообразно говорить, что актуальность темы обусловлена необходимостью обезопасить население и территории от возможности возникновения аварий на АЗС. Для начала стоит определиться с терминологией, которая в дальнейшем будет использована.

Так как в дальнейшем речь пойдет об аварийных ситуациях на АЗС обратимся к ГОСТ Р 58404-2019 «Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации» от 01.06.2019 для установления термина АЗС. Итак, автозаправочная станция — это имущественный комплекс, предназначенный для заправки транспортных средств нефтепродуктами через топливораздаточные и маслораздаточные колонки, а также для продажи фасованных нефтепродуктов, продовольственных и промышленных товаров, в том числе автомобильных принадлежностей и запасных частей. В силу того, что на АЗС обращаются легковоспламеняющиеся жидкости, имеет смысл отнесение АЗС к опасному производственному объекту. Согласно ФЗ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 20.06.1997 к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к Федеральному закону №116 количествах опасные вещества. В данном случае горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. АЗС является опасным производственным объектом ввиду обращения на ней горючих веществ. Технологические процессы АЗС представляют собой комплекс мероприятий по приему, хранению и выдаче нефтепродуктов. Они обеспечиваются различными механическими и автоматизированными системами. Обращаемся к пункту таблицы, приведенной в приложении 2 ФЗ №116, о горючих жидкостях, используемых в технологическом процессе. Необходимо определиться с количествами веществ, которые обращаются на АЗС. Согласно методическим указаниям «Проектирование предприятий автомобильного транспорта», АЗС классифицируется по количеству заправок автомобилей в сутки: 250, 500, 750 и 1000. На магистралях с большой интенсивностью движения АЗС могут иметь мощность до 2000 заправок в сутки. Согласно статистическим данным открытых интернет-ресурсов, один автомобиль в среднем заправляется на 30 литров бензина. Исходя из приведенных данных и соответствующих умозаключений, сделанных в процессе размышлений, можем отнести АЗС к IV классу опасности.

К наиболее распространенным нештатным ситуациям, которые могут возникнуть на АЗС относятся:

  1. Пролив нефтепродуктов при заправке транспортных средств на ТРК;
  2. Пролив нефтепродуктов при сливе АЦ (автомобильная цистерна);
  3. Смешение различных марок нефтепродуктов в резервуаре.

В соответствии с пунктом 17 ГОСТ Р 58404-2019 определим порядок действий при возникновении вышеперечисленных нештатных ситуаций.

В случае пролива нефтепродукта необходимо действовать в соответствии с утвержденным планом локализации и ликвидации аварий и пожаров на АЗС:

  1. Остановить отпуск нефтепродуктов и закрыть АЗС;
  2. Прекратить доступ на территорию АЗС, эвакуировать находящихся на территории АЗС людей;
  3. Обесточить топливораздаточные колонки;
  4. Не допускать источников возможного возгорания, удалить из зоны, граничащей с проливом нефтепродукта, легковоспламеняющиеся предметы;
  5. Срочно засыпать место пролива песком (сорбентом), чтобы предотвратить дальнейшее распространение нефтепродукта по территории;
  6. Не допускать стекания нефтепродукта в канализационные решетки, создавая преграды из песка;
  7. Держать в готовности первичные средства пожаротушения;
  8. Предупредить водителей транспортных средств, находящихся на территории АЗС, о недопустимости включения моторов на расстоянии ближе 20 м от пролива нефтепродукта. Если это возможно и безопасно, вручную отогнать транспортные средства за пределы этой зоны;
  9. В случае угрозы возгорания разлитых нефтепродуктов сообщить в службу МЧС.

Работа АЗС возобновляется только после того, как последствия пролива будут полностью ликвидированы, а в случае, если пролив был связан с выходом из строя технологического оборудования АЗС или АЦ, - только после устранения причин пролива. Итак, анализ пожарной опасности позволил нам определить возможные нештатные ситуации на АЗС, а также определиться с мерами, обеспечивающими безопасность населения и территорий при возникновении аварийных ситуаций.

 

Список литературы:
1. ГОСТ 22.0.05-97/ГОСТ Р 22.0.05-94 «Межгосударственный стандарт. Техногенные чрезвычайные ситуации» от 01.01.1996.
2. ГОСТ Р 58404-2019 «Национальный стандарт РФ станции и комплексы автозаправочные» от 01.06.2019.
3. ФЗ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 20.06.1997.
4. Методические указания «РАСЧЁТ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ».  НГТУ; Н.А. Кузьмин, Н.Т. Лозовский. Н.Новгород 2012. – 16 с.
5. Аксенов С.Г., Елизарьев А.Н., Никитин А.А., Елизарьева Е.Н. Развитие методических основ прогнозирования разливов нефтепродуктов при железнодорожных авариях // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2014. Т.1. № 1 (5). С. 79-83.
6. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. К вопросу обеспечения первичных мер пожарной безопасности в муниципальных образованиях // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2020): Материалы II Международной научно-практической конференции: Уфа, РИК УГАТУ, 2020. – С. 242-244.