АНАЛИЗ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ НА АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(189)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(189)
АНАЛИЗ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ НА АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ
Стимулом для проведения анализа пожарной опасности на автозаправочных станциях является стремление предотвратить возникновение аварийных ситуаций. Целесообразно говорить, что актуальность темы обусловлена необходимостью обезопасить население и территории от возможности возникновения аварий на АЗС. Для начала стоит определиться с терминологией, которая в дальнейшем будет использована.
Так как в дальнейшем речь пойдет об аварийных ситуациях на АЗС обратимся к ГОСТ Р 58404-2019 «Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации» от 01.06.2019 для установления термина АЗС. Итак, автозаправочная станция — это имущественный комплекс, предназначенный для заправки транспортных средств нефтепродуктами через топливораздаточные и маслораздаточные колонки, а также для продажи фасованных нефтепродуктов, продовольственных и промышленных товаров, в том числе автомобильных принадлежностей и запасных частей. В силу того, что на АЗС обращаются легковоспламеняющиеся жидкости, имеет смысл отнесение АЗС к опасному производственному объекту. Согласно ФЗ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 20.06.1997 к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к Федеральному закону №116 количествах опасные вещества. В данном случае горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. АЗС является опасным производственным объектом ввиду обращения на ней горючих веществ. Технологические процессы АЗС представляют собой комплекс мероприятий по приему, хранению и выдаче нефтепродуктов. Они обеспечиваются различными механическими и автоматизированными системами. Обращаемся к пункту таблицы, приведенной в приложении 2 ФЗ №116, о горючих жидкостях, используемых в технологическом процессе. Необходимо определиться с количествами веществ, которые обращаются на АЗС. Согласно методическим указаниям «Проектирование предприятий автомобильного транспорта», АЗС классифицируется по количеству заправок автомобилей в сутки: 250, 500, 750 и 1000. На магистралях с большой интенсивностью движения АЗС могут иметь мощность до 2000 заправок в сутки. Согласно статистическим данным открытых интернет-ресурсов, один автомобиль в среднем заправляется на 30 литров бензина. Исходя из приведенных данных и соответствующих умозаключений, сделанных в процессе размышлений, можем отнести АЗС к IV классу опасности.
К наиболее распространенным нештатным ситуациям, которые могут возникнуть на АЗС относятся:
- Пролив нефтепродуктов при заправке транспортных средств на ТРК;
- Пролив нефтепродуктов при сливе АЦ (автомобильная цистерна);
- Смешение различных марок нефтепродуктов в резервуаре.
В соответствии с пунктом 17 ГОСТ Р 58404-2019 определим порядок действий при возникновении вышеперечисленных нештатных ситуаций.
В случае пролива нефтепродукта необходимо действовать в соответствии с утвержденным планом локализации и ликвидации аварий и пожаров на АЗС:
- Остановить отпуск нефтепродуктов и закрыть АЗС;
- Прекратить доступ на территорию АЗС, эвакуировать находящихся на территории АЗС людей;
- Обесточить топливораздаточные колонки;
- Не допускать источников возможного возгорания, удалить из зоны, граничащей с проливом нефтепродукта, легковоспламеняющиеся предметы;
- Срочно засыпать место пролива песком (сорбентом), чтобы предотвратить дальнейшее распространение нефтепродукта по территории;
- Не допускать стекания нефтепродукта в канализационные решетки, создавая преграды из песка;
- Держать в готовности первичные средства пожаротушения;
- Предупредить водителей транспортных средств, находящихся на территории АЗС, о недопустимости включения моторов на расстоянии ближе 20 м от пролива нефтепродукта. Если это возможно и безопасно, вручную отогнать транспортные средства за пределы этой зоны;
- В случае угрозы возгорания разлитых нефтепродуктов сообщить в службу МЧС.
Работа АЗС возобновляется только после того, как последствия пролива будут полностью ликвидированы, а в случае, если пролив был связан с выходом из строя технологического оборудования АЗС или АЦ, - только после устранения причин пролива. Итак, анализ пожарной опасности позволил нам определить возможные нештатные ситуации на АЗС, а также определиться с мерами, обеспечивающими безопасность населения и территорий при возникновении аварийных ситуаций.