Статья:

ТЕНДЕНЦИИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦВЕТА В АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(190)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Руис Г.A. ТЕНДЕНЦИИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦВЕТА В АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 11(190). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/190/107261 (дата обращения: 15.06.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕНДЕНЦИИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦВЕТА В АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Руис Гонсалес Aбдел Энрике
студент, Российский университет дружбы народов, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматриваются современные тенденции и подходы в таком методе формирования архитектурной среды как использование различных цветовых решений. Цвет играет ключевую роль в создании архитектурно-дизайнерских концепций. Колористика подразумевает многосторонее использование данного инструмента проектирования. Цели и способы могут быть многообразны, но тем не менее можно заметить что существуют популярные течения, используемые архитекторами и дизайнерами повсеместно.

 

Ключевые слова: цвет, архитектурная среда, метафора цвета, цветообраз, архитектурная колористика, визуальный комфорт.

 

Специфика архитектурной полихромии заключается в том, что цвет неразрывно связан с формой, ведь именно за счет него и формируется её образ и содержание. Он может сильно влиять на то, как люди будут чувствовать себя в пространстве и на то, как будет восприниматься как отдельные архитектурные формы, так и крупное пространственное образование. Данное явление сопряжено с вопросами физики, в частности оптики, а также с нашей физиологией и психологией (восприятие и ассоциации). Влияют и цветокультурные представления общества, психология и культурология, так как данные сферы формируют представление о пространственном выражении, эстетическом и духовном содержании архитектуры. При разработке колористической концепции города или отдельного элемента городской среды целесообразно учитывать контекст и окружение проектируемого пространства, эстетические свойства новых применяемых материалов и технологий, стремление создать новый уникальный объект. Также огромное значение имеет и климатический район проектирования объекта, ведь от этого тоже зависит немало факторов в подборе материала.

Если объединить влияние свойств и характеристик цвета на человека, то можно выделить следующие направления: чувственно-оптическому (импрессивному); психическому (экспрессивному;) интеллектуально-символическому (конструктивному).

В более ранние периоды истории архитектуры не было технической возможности широкого применения цвета в проектировании зданий и сооружений. Но с течением времени технологические возможности выросли и продолжают расти и развиваться в геометрической прогрессии что несомненно помогает при подборе цветовых решений.

Стоит отметить, что существующие тенденции имеют направление в осознании важности сдержанности и неброскости, в связи с быстрорастущим  обилием рекламы, особенно на первых этажах зданий. Оно вызывает зачастую визуальный шум, как подчеркивает Н. В. Шахматова что «агрессивность»  современной архитектуры возникает «когда не выдержан принцип золотой середины и происходит либо чрезмерное усложнение формы, либо ее чрезмерное упрощение» [1, с.261]

Примером, в котором учитывается существующий колористический контекст с одной стороны, и с другой формируется уже новое современное пространство с помощью цвета, является реконструкция квартала и создание мультифункционального комплекса «Фабрика Станиславского» в Москве. [2]

Приемами, используемыми в данном объекте, являлись сохранение и развитие в новых объемах сочетание красной кирпичной кладки и светлых объемов. Малые архитектурные формы выполнены с использованием дерева. Светлые оттенки смягчают контраст красного и белого.

 

Рисунок 1. Комплекс «Фабрика Станиславского», г. Москва

 

Примером того как цвет может выступать средством развивающим символическую трактовку формы является Археологический музей Виториа в Испании. В данном сооружении использован прием зонирования границ реставрационной части и первоначальной, также с помощью цвета. Темный силуэт и ритм декорирующих фасад панелей соотносится с историческими слоями, темнотой прошедших веков.

 

Рисунок 2. Археологический музей Виториа, арх. Франсиско Мангадо, Испания

 

Молодежный центр «Фабрика молодежи» в городе Мерида служит примером  появлений активной пластической составляемой в городе, следует отметить, что по цвету объект менее контрастен, чем по форме с окружающей застройкой.

 

Рисунок 3. Молодежный центр «Фабрика молодежи», Мерида

 

Также приводя пример противоположного приема можно выделить Датский национальный музей мореходства в Копенгагене. В этом случае появление нового общественного объекта почти незаметно, сухой док становится центром композиции, а помещения музея располагаются вокруг него. Серый метал пешеходных диагоналей отражает современные веяния, но и  то же время нейтрально воздействует на пространство не сильно отличаясь от окружающей застройки.

 

Рисунок 4. Датский национальный музей мореходства, Копенгаген

 

Анализ показал, что современная цветовая культура является одним из наиболее значимых факторов, влияющих на колористику архитектуры, что требует углубленного качества колористического образования в современной архитектурной школе. [3].

Хроматическая сдержанность и монохромность решений в наше время связана с тем, что обилие рекламы в городе и интенсивный цвет современных фасадов обосновал консервативную реакцию на дематериализацию фасадных оболочек [4, с. 70]

Таким образом, в наше время цвет является неотъемлемым элементом, и на выбор колористической концепции архитектурного объекта будет сильно влиять его контекст, исходя из этих данных, профессионал обязан обосновать решения исходя из современных материалов и подходов, а также в соответствии с предпроектными цветовыми исследованиями использовать новые технологии. В условиях глобализации трудно сохранить аутентичность цветового языка, сейчас они перемешиваются и стираются границы. Тенденции сейчас таковы что искусственно созданному пространству человек стремится придать цвет, и связано это не только с оформлением, но и с созданием благоприятной атмосферы и положительным воздействием на психику человека.

 

Список литературы:
1 Шахматова Н.В. Агрессиность в современной архитектуре // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. – Т.1.- М.: МАРХИ, 2017. – С. 260-261.
2 Cyberlinka - Научная электронная библиотека. Колористическая среда современного города [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koloristicheskaya-sreda-sovremennogo-goroda-tendentsii-i-printsipy-formirovaniya/viewer –  (дата обращения 13.12.2021).
3 disserCat – электронная библиотека диссертаций [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/content/koloristika-arkhitektury-vtoroi-poloviny-xx-nachala-xxi-vekov-v-sisteme-arkhitekturnogo-obra –  (дата обращения 13.12.2021).
4 Бокова А. Современные тенденции проектирования оболочек // Проект Россия. – 2011 №1(59). – С. 130-133.