Статья:

АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВАРИИ И ПОЖАРОВ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(190)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Гурина Э.И., Аксенов С.Г. АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВАРИИ И ПОЖАРОВ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 11(190). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/190/107475 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВАРИИ И ПОЖАРОВ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

Гурина Эллада Игоревна
магистрант, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, профессор, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Актуальность работы обусловлена тем, что ущерб от пожаров и взрывов на предприятиях нефтепереработки имеет колоссальные размеры и тенденцию постоянного роста. По мере повышения уровня технической оснащенности производства, повышается и его пожароопасность. Пожары являются составной частью большинства чрезвычайных ситуаций на объектах хранения и переработки углеводородных газов, что обуславливает необходимость разработки мер, направленных на их предупреждение.

Разработка полезных ископаемых в нашей стране в промышленных масштабах началась еще во времена правления Петра I. Быстрый рост объемов добычи нефти повлек за собой рост возникновения травматизма и аварийных ситуаций во время работ. Во времена социализма особое внимание уделялось предотвращению аварий на производстве. В результате многочисленных исследований сформировался обширный опыт по предупреждению аварий, который в последствие стал научно-технической основой российской системы обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Во 1990-х гг. в нефтегазовом комплексе нашей страны за короткий промежуток времени произошло много крупных аварий, что указало на серьезные ошибки в предупреждении ранее известных и новых опасностей в данной отрасли. Несмотря на тенденции снижения среднегодовой аварийности, которые отражены на диаграмме (рис.1.), на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса увеличивается вероятность возникновения крупных аварий. С каждым годом разрабатываются и внедряются все новые и новые методики, технические решения, системы по обеспечению безопасности на опасных производственных объектах, но аварии в Российской Федерации и в мире происходят постоянно. Причинами таких аварий могут являться не только механические повреждения, выход из строя оборудования в ГРП (ШРП), газопотребляющего оборудования или Взрывы при розжиге газоиспользующих установок и неисправность оборудования котла, но и многие другие.

Например, в 2015 году в Азербайджане произошел пожар на нефтяной платформе. Причиной аварии стал сильный шторм, в результате действия которого был поврежден подводный газопровод высокого давления, что и стало причиной пожара на платформе под номером 10. В конечно итоге был нанесен огромный ущерб экологии региона, а также вследствие аварии пострадало 55 человек, и 22 человека погибли [1]. В 2017 году в Ливии боевики подорвали нефтепровод, расположенный неподалеку от порта Эс-Сидр. Подрыв был произведен при помощи самодельного взрывного устройства. Данные действие повлекли за собой повреждение магистрального нефтепровода и сокращение объема транспортируемой нефти на 90 тыс. баррелей в сутки. В данной аварии пострадали 5 человек. В сентябре 2019 года в Саудовской Аравии на крупных месторождениях в Абкайке и Хурайсе два объекта компании SaudiAramco были атакованы при помощи беспилотных летательных аппаратов (дронов). Это повлекло за собой пожары и остановку работы заводов. В результате аварии пострадало 79 человек, погибло 5 человек. Также в 2019 году произошел взрыв на нефтеперерабатывающем заводе в венесуэльском штате Ансоатеги, в результате которого два резервуара с нефтерастворителями взорвались на предприятии PetroSanFelix, которое занимается улучшением тяжелой нефти. Мощность данного предприятия около 160 тысяч баррелей нефти в сутки. К счастью в данной аварии обошлось без пострадавших. Согласно данным Федерльной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на объектах нефтегазового комплекса (НГК) в период с 2016 по ноябрь 2021 г.г. произошло 325 аварий различного уровня тяжести. Диаграмма распределения количества аварий НГК по годам представлена на диаграмме (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Аварии на НГК с 2016 по 2021 год

 

Диаграмма показывает, что количество аварий менялось из года в год, и по сравнению с 2017 годом их количество сократилось на 40%. Это доказывает, что внедрение новых методик и технологий обеспечения безопасности оказывает положительное влияние на ситуацию в целом. Проведя анализ аварий на НГК за последние 5 лет, результаты которого представлены на диаграмме «Виды аварий» (рисунок 2), можно заметить, что основную массу составляют аварии, связанные с повреждением иди разрушением технических устройств автотранспортом. Например, повреждение газопровода высокого давления бульдозером при проведении несогласованных земляных работ по расчистке земельного строительного мусора [2].

 

Рисунок 2. Виды аварий

 

Таким образом, анализ причин аварий помогает выявить конкретные проблемные области, которым необходимо уделить больше внимания и найти решение для обеспечения безопасности: новые методики расчета риска возникновения аварий, создание новых нормативно-правовых актов, регулирующих процессы обеспечения безопасности на опасных производственных объектах нефтегазовой отрасли.

 

Список литературы:
1. RCC – Новости и обзоры нефтегазохимической отрасли. Нефтяные катастрофы 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://rcc.ru/article/neftyanye-katastrofy-2015-goda-52708, свободный. – (Дата обращения: 21.11.2020). 
2. Нефтегазовый портал – Нефтегазовые катастрофы 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://oiltender.com/archives/1818, свободный. – (Дата обращения: 21.11.2020). 
3. Аксёнов С.Г., Синагатуллин Ф.К., «Чем и как тушить пожар» // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2020). Материалы II Международной научно-практической конференции. – Уфа: РИК УГАТУ, 2020. С. 124-127