Статья:

Обеспечение безопасности в автотранспортных организациях: история и современность

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Обеспечение безопасности в автотранспортных организациях: история и современность // Студенческий форум: электрон. научн. журн. Турищев Д.В. [и др.]. 2020. № 40(133). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/133/81986 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Обеспечение безопасности в автотранспортных организациях: история и современность

Турищев Дмитрий Викторович
студент, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, РФ, г. Воронеж
Скрипников Роман Петрович
студент, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, РФ, г. Воронеж
Гомжина Марина Юрьевна
студент, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, РФ, г. Воронеж
Григорьев Евгений Александрович
студент, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, РФ, г. Воронеж
Королев Александр Иванович
научный руководитель, канд. техн. наук, доцент, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, РФ, г. Воронеж

 

Упоминания о первом авто появились еще в эпоху возрождения. Подтверждением этих фактов служит создание чертежей первого  автомобиля  Леонардо да Винчи. В 1765 году русским механиком была построена первая  паровая автоматическая машина. Интерес к развитию автомобилестроения стал проявляться с каждым годом и уже в 1886г. немецким инженером был создан первый бензиновый автомобиль. И если в первое время изобретатели ломали голову над способом быстрее двигаться, то со временем встал вопрос о безопасности движения на скорости. Первые попытки в сфере безопасности датируются 1934 годом. Именно в этом году была опровергнута теория, чем тяжелее машина, тем она безопаснее. Такой машиной было трудно управлять и вследствие удара страдали люди, находящиеся в салоне, и уже тогда задумались о ремнях безопасности в автомобиле. А для того, чтобы сделать процесс остановки удобней и  безопасней  была изобретена гидравлическая система тормозов [1].

В 1996г. получила популярность организация  EuroNCAP с подачи которой практически все автомобили в настоящее время оснащены системой ABS. В настоящее время автомобильный транспорт занимает лидирующее положение. Каждый год в мире выпускается и продается более 15 миллионов автомобилей. И с увеличением автотранспортных средств, пропорционально увеличивается количество аварий и чрезвычайных  ситуаций с человеческими жертвами [3]. Автотранспортные предприятия тесно работают с транспортом, следовательно, являются частью транспортной системы. Основными нормативными документами по обеспечению безопасности дорожного движения в автотранспортной организации являются Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», а также Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утвержденное приказом Минтранса России от 09.03.1995 № 27) [5]. Соблюдение закона обязательно для всех организаций (в том числе и автотранспортных) на всей территории Российской Федерации. Согласно вышесказанным документам и исследованию безопасности движения необходимо выработать направления для деятельности автотранспортной организации. Сюда можно отнести:

1. Система водитель - автомобиль - дорога – среда и грамотность водителей, которые обеспечивают безопасность этой среды.

2. Уровень квалификации штата.

3. Действия по техническому обслуживанию и ремонту, а также  по проверке состояния транспортного средства.

4. Изучение дорожных условий и реагирование на их изменение [1].

Для увеличения безопасности дорожного движения в современных  условиях проводятся мероприятия в соответствии с организационной структурой рассматриваемого субъекта системы (таблица 1).

Таблица 1.

Назначение служб автотранспортной организации по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД)

 

Из данных таблицы следует, что каждое автотранспортное предприятие вне зависимости  от ведомственной подчиненности и форм собственности само регулируют вопросы, связанные с безопасностью. Одной из приоритетных задач в  направлении безопасности движения  является аттестация лиц, которые занимают руководящие посты на предприятиях транспорта. Основными направлениями  в данной области  является проверка уровня знаний нормативных и правовых документов, регламентирующих безопасность любого транспорта, создание профессионального кадрового состава (состоящего из профессиональных руководителей и специалистов), который в состоянии обеспечить надёжность, а, следовательно, и безопасность эксплуатации транспортных средств [2].

Значимую роль в процессе организации безопасности дорожного движение играет создание кабинетов безопасности движения на автопредприятии. Эти кабинеты выполняют роль воспитательной  и методической работы с водителями. Как правило, они оснащены наглядными пособиями по дорожным знакам и разметкам, перемещению транспортного средства на регулируемом и нерегулируемом пересечении дороги. А также проводятся лекции и семинары по основам безопасности движения и классическим и нетипичным формам аварийных ситуаций. Все знания проверяются после проведения инструктажей с водителями автотранспортной организации:

- вводный при приеме на работу, где рассматриваются по вопросы по организации движения автотранспорта, режим и отдых водителей, причины травматизма водителей включая и пожарную безопасностью. Изучаются положения законодательства об ответственности работников, связанных с движением транспортных средств;

- первичный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте, где изучаются вопросы, связанные с транспортным средством которое будет использовать водитель;

- повторный инструктаж проводится в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-79 с целью проверки закрепленных знаний [3].

Кроме этого проводится внеплановый и сезонный инструктаж, где проверяются навыки управления транспортным средством в особых метеорологических условиях.

Кроме этого знания экзаменуемых подтверждаются с применением компьютерных технологий, которые могут быть использованы как тренажеры для изучения ПДД. Службы по безопасности движения на автопредприятиях «мониторят» ДТП автотранспорта, ведут учет и создают отчет о данных происшествиях.  Проводятся мероприятия по  предупреждению ДТП с водителями, которые направлены на совершенствование профессиональной подготовки и навыков водителей, их медицинское освидетельствование и улучшение условий  труда. В настоящее время все чаще используются средства анализа психологической области и психоэмоционального состояния водителя, такие как  личностные тесты.  Они позволяют определить возможность водителя управлять тем или иным транспортом [4].

Руководители автотранспортных организаций организуют контроль за содержанием технических средств и выпуск на линию исправного и безопасно укомплектованного  автотранспорта (медицинской аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки, противооткатными средствами, запасным колесом, тросом для буксира) [5]. Кроме этого в их обязанность входит проверять оснащение транспортного средства всеми необходимыми комплектующими для безопасного движения [6].

Для перехода на более качественный, современный  уровень автотранспортные организации в своей работе используют спутниковый мониторинг транспорта. В автотранспорт устанавливаются специальные датчики (тревожная кнопка, камера и голосовая связь) для контроля и оценки координат транспорта. Отслеживание маршрута транспортного средства контролируется спутниковой  системой ГЛОНАСС/GPS [4].

Вывод:

Все эти мероприятия в совокупности с правовой базой создают благоприятную среду для безопасности не только движения автотранспортного транспорта, но и сохранению человеческой жизни.

 

Список литературы:
1. Бронштейн, Я.И. Обеспечение безопасности при вождении автомобиля: пособие для шофера / Я.И. Бронштейн .— М. : Автотрансиздат, 1963 .— 69 с.
2. Соколов, Э.М.Информационные технологии в безопасности жизнедеятельности [электронный ресурс] : .— Москва : Машиностроение, 2006 .— 238 с. : ил . — Допущено УМО по университетскому политехническому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 656500 – “Безопасность жизнедеятельности” и специальности 330500 – “Безопасность технологических процессов производств”.URL:http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=780>.
3. Справочно-правовая система Консультант Плюс http://www. consultant.ru/.
4. Указ президента Российской Федерации от 17 мая 2007г. № 638 «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации»;
5. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О безопасности дорожного движения»;
6. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».