ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(190)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(190)
ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В реалиях современного общества корпоративная культура – это не только значимый элемент социально-трудовых отношений, но и важный механизм развития российской культуры в целом [9].
Каждая корпоративная общность, будь то государственные учреждения или коммерческие организации, нуждается в построении системы ценностей, норм, традиций, правил, процессов коммуникации – все это включает в себя понятие «корпоративная культура» [2]. Поэтому, мы можем предположить, что возникает необходимость формирования корпоративной культуры средствами социально-культурной деятельности с целью сплочения коллектива, повышения творческой самореализации, мотивации и вовлечения сотрудников, развития коммуникации.
Чтобы доказать актуальность проблемы и выдвинутую нами гипотезу, нами было проанализировано исследование корпоративной культуры в России, которое в 2019 году провела международная консалтинговая фирма Oliver Wyman, исходя из которого можно сделать несколько выводов о проблемах в современной корпоративной культуре [6].
Во-первых, действительно наблюдается трансформация в осознании важности корпоративной культуры среди руководителей организаций, но несмотря на это существенных изменений за последние 5 лет в данной сфере не наблюдалось. Причин этому может быть несколько: нехватка временных, человеческих ресурсов, отсутствие положительных примеров, которые можно было бы позаимствовать, нехватка инструментов и методов, а также нежелание вкладывать имеющееся ресурсы в решение сложившейся ситуации. Бывший председатель правления Тинькофф Банка, Оливер Хьюз, считает, что растет готовность к изменениям корпоративной культуры, но нет понимания, как выстроить механизмы реализации данного подхода и какие средства в достижении результата использовать.
Во-вторых, российская корпоративная культура является двойственной: формальной, которая позиционирует на внешнем рынке свои ценности и идеологии, и неформальной – отсутствие или несоответствие данных ценностей во внутренней среде. Существует пропасть между декларируемыми ценностями и реальным положением дел.
В-третьих, респонденты отмечают проблему «искусственного коллективизма». Корпоративная культура – это командная идентичность, сплоченность. Но в современной ситуации в большинстве компаний, несмотря на то, что в российском обществе коллективизм развит сильнее, чем в европейском, прослеживаются формальные и неглубокие командные отношения.
В-четвертых, исследование показало, что формированию и развитию корпоративной культуры препятствует низкая инициативность со стороны сотрудников организаций. Этому способствует отсутствие поощрений за инициативность, поэтому люди стремятся выполнять только свои рабочие обязанности, не выходя за рамки трудового регламента.
Наконец, по мнению опрошенных, в большинстве российских компаний низкий уровень коммуникации, причем нарушена, как коммуникация от руководителя к сотруднику и наоборот, так и коммуникация между сотрудниками.
Таким образом, можно сделать вывод, что современная корпоративная культура нуждается в изменениях, поиске решений для существующих проблем.
Одним из основополагающих методов воздействия на корпоративную культуру являются корпоративные мероприятия [3]. Это связано с тем, что важная часть работы – это не только выполнение должностных обязанностей, но и совместный отдых. Корпоративные мероприятия – это возможность переноса положительных эмоций от досуга на сферу труда [7]. Именно поэтому корпоративные мероприятия приобретают такую важную роль в формировании корпоративной культуры. Специалисты социально-культурной деятельности выделяют два вида корпоративного досуга: развлекательные праздники, и мероприятия, направленные не только на рекреацию, но и на решение деловых задач, образовательное развитие, внешнее позиционирование компании на рынке. Отличительной особенностью первого, как правило, является неформальная обстановка, развлекательная программа, банкет, танцы, игры, что способствует раскрепощению сотрудников и доверительной атмосфере. Для второго вида характерно разделение мероприятия на две части: официальную и развлекательную, такое построение программы позволяет сотрудникам быть более мотивированными к активному участию в мероприятии. Мнение исследователей касательно продуктивности каждого из видов разделилось. Одни считают, что более целесообразно совмещать пользу и отдых, другие склоняются к тому, что полноценная рекреация более уместна для сотрудников, третьи же утверждают, что нельзя достичь положительного результата в развитии корпоративной культуры без баланса обоих видов. Но почти все сходятся в том, что в ближайшем будущем будут набирать популярность нетрадиционные сценарии и формы корпоративных мероприятий [7].
Стоит отметить, что очень важно правильно выбрать форму корпоративного досуга, для этого надо четко сформулировать цели и задачи мероприятия, зачем оно нужно сотрудникам и компании в целом. Если основной целью является сплочение коллектива, то уместным было бы организовать командное мероприятие, такое как игра по станциям, квиз, квест, творческие и спортивные соревнования и др. Эти формы также могут отвечать другим и косвенным целям компании. Независимо от видов и форм корпоративных мероприятий они должны иметь четкую структуру и подробный сценарий. Программа любого корпоративного мероприятия должна быть продуманной, а место соответствовать не только подобранному формату, но и желаниям и ожиданиям сотрудников [8]. Для того, чтобы каждое новое мероприятие проходило успешнее предыдущего тренер компании KPG Training Centre, А. Глотова, советует подводить итоги и собирать с сотрудников обратную связь [1].
Учитывая вышеперечисленное, можно организовать корпоративное мероприятие, которое будет способствовать решению определенных проблем в формировании корпоративной культуры.
Таким образом, можно подвести итог, что корпоративные мероприятия – это неотъемлемая часть корпоративной культуры, позволяющие наладить внутренний микроклимат организации, нематериально мотивировать посредством отдыха к наибольшей трудовой продуктивности и позиционировать учреждение на внешнем рынке. Корпоративный досуг является не только удачным способом рекреации, но и действенным инструментом управления персоналом, и что наиболее важно средством в формировании российской корпоративной культуры.