Статья:

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЭКСКЛЮЗИИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Гайнетдинова А.Ф. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЭКСКЛЮЗИИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 22(201). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/201/114539 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЭКСКЛЮЗИИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Гайнетдинова Алина Фянилевна
магистрант, Самарский национальный исследовательский университет им. Академика С.П. Королева, РФ, г. Самара

 

В условиях нестабильной социальной и политической ситуации, экономических кризисов, ослабления значения семьи, а также возрастающего разрыва между материальными условиями жизни, проблема воспитания подрастающего поколения встает как никогда остро.

Рост числа подростков, которым не удается адаптироваться к условиям жизни, нормам и требованиям, предъявляемым окружениям и ими самими, приводит к увеличению масштабов и углублению причин возникновения дезадаптации подрастающего поколения.

Как утверждают специалисты, и показывает практика, важным условием благополучного развития личности подростков, а особенно для подростков с дезадаптацией, может стать наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата. К сожалению, особенности подросткового возраста таковы, что индивидуальные характеристики, сравнение, подражание и поиск референтной группы зачастую становится причиной эксклюзии или исключения непохожих, отличающихся внешностью или поведением, сверстников. Эксклюзия может быть и не направлена на намеренное причинение вреда, но всегда влечет за собой пагубные последствия с точки зрения ученической успеваемости, самооценки, эмоционального здоровья, снижения просоциального поведения и самооценки, особенно в случае нестабильного, дезадаптированного подростка.

В общем понимании дезадаптация - это частичная или полная потеря субъектом способности адаптироваться к условиям социума. То есть это нарушение взаимосвязей человека со средой, которое характеризуется неосуществимостью им своей положительной социальной роли в определенных социальных условиях, соответственной его потенциалу [1].

Когда мы говорим о социальной дезадаптации, стоит отметить, что особенно остро эта проблема проявляется в подростковый период, что связано с особенностями социального положения подростков и их физическими и психическими особенностями.

Согласно Большой Российской энциклопедии, подростковый возраст - «период развития ребёнка между 11–12 и 15–16 годами, переходный между детством и юностью – начальным периодом взрослой жизни» [2]. Психологический словарь дает похожее определение: «стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11 - 12 до 16 - 17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь» [3].

Подростковый возраст всегда считается особенным, это период становления нравственности человека, возраст, когда он начинает познавать свое собственное «я», отделяется от родителей. Подросток теряет привычный детский образ жизни и приобретает новую социальную позицию, когда он уже не совсем ребенок, но еще и не взрослый [4].

Подросток часто теряет ориентировку в стремительно меняющейся ситуации, при встрече с трудностями у него возникает сильное чувство противодействия, он часто оказывается под давлением внешних и внутренних обстоятельств, с которыми не в силах самостоятельно справиться, что является причиной развития негативных проявлений в характере, неадекватной реакции на ситуации и, как следствие, возможное развитие дезадаптаций [4].

Российская ученая в области социальной работы Е.И. Холостова к дезадаптированным детям и подросткам относит трудновоспитуемых детей, нервных детей, «тяжелых» подростков, фрустрированных детей, подростков-делинквентов [5].

Российский педагог С.А. Беличева выделяет следующие уровни дезадаптации подростков [6].

Нулевой уровень – «адаптированные». Это подростки, которые не вступают в конфликты, учатся достаточно хорошо, в меру способносттей, удовлетворены окружением и собственной жизнью.

Первый уровень – «в основном адаптированные». У данной категории подростков дезадаптация проявляется крайне эпизодически, ситуативно, поверхностно, чаще всего в какой-то одной области. Подросток в этом случае скорее адаптирован, чем дезадаптирован. Это обычный, достаточно хорошо успевающий подросток, трудности поведения обусловлены скорее возрастными особенностями, редкие нарушения дисциплины или конфликты.

Второй уровень – «преддезадаптированные». Подростки, у которых дезадаптация проявляется довольно часто, но в основном временно, хотя иногда и широко. В данном случае нарушения не становятся устойчивыми, не затрагивают глубинные образования личности. Дезадаптация проявляется в эпизодической неуспеваемости, недисциплинированности, конфликтах с родителями, учителями и товарищами и т.д. Но опасность в частом проявлении дезадаптации и возможном ее укоренении.

Третий уровень – «дезадаптированные». Подростки, у которых дезадаптация может стать углублённой и устойчивой. Многие отрицательные мотивы перерастают в свойства личности. Подобного рода дезадаптация может проявляться достаточно широко, явно, нарушая деятельность, поведение и взаимоотношения. Обычно таких учащихся уже называют «трудными», «педагогически запущенными». Им присуща грубость, конфликтность, недисциплинированность и прочие отрицательные проявления. Трудновоспитуемость предполагает сопротивление подростка целенаправленному педагогическому воздействию, вызывается оно совершенно разными причинами, включая педагогические ошибки воспитателей и родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера, темперамента.

Четвертый уровень – «социально дезадаптированные». У таких подростков дезадаптация обширна, глубока, устойчива, нередко вторична, ярко выражена. Она практически трансформирована в девиантность, депривацию, и характерна чаще всего для подростков, которые стоят на учёте в детских комнатах милиции, которыми занимаются комиссии по делам несовершеннолетних. Такие подростки или полностью игнорируют учёбу, совершают проступки, мешают обществу, или это подростки, которые не имеют возможности учиться.

Данные особенности, присущие дезадаптированным подросткам, часто становятся причиной отторжения их сверстниками, если они демонстрируют застенчивость, замкнутость или тревожность или, наоборот, демонстрируют агрессивное поведение. Так возникает проблема эксклюзии дезадаптированных подростков.

В социологическом дискурсе под социальной эксклюзией понимают постепенный процесс накопления ущерба, ведущий от полной интеграции через пограничное состояние надлома к полной изоляции индивида или группы от общества. Социальная эксклюзия — это социальный процесс, заключающийся в вытеснении индивида из сообщества, когда спектр ресурсов, доступных индивиду становится все уже, и, одновременно состояние, возникающее вследствие этого.

Центральным для нашего исследования предстает понимание социальной эксклюзии с точки зрения социальной психологии. Так, эксклюзия - это состояние личности, вызванное субъективным осозанием и переживанием дефицита принадлежности к социальным группам и невключенности в межличностные взаимодействия. Психолог
И. Ю. Суворова характеризует социальную эксклюзию как «чувство неподтвержденной социальной идентичности, возникающее вследствие отвержения личности со стороны субъективно значимых персон
и групп» [7].

В качестве причин социальной эксклюзии может выступать все, что угодно: физические особенности человека, отличающие его от большинства представителей его окружения (телесные характеристики, оформление внешнего облика и т. п.); личностные особенности эксклюзируемых, например, как виктимность, конформность, агрессивность. Причиной эксклюзии может также стать предшествующий опыт фрустрации базовых потребностей, наличие травматического опыта, психологических проблем, которые человек проецирует во внешний мир, внутренняя картина враждебности внешнего мира, неудачный способ самопрезентации, отвержение ценностей группы членства, высокий страх отвержения [7].

Социальное отвержение может проявляться как в активной форме (обесценивание, насмешки), так и в пассивных формах (игнорирование, перевод общения на формальный уровень). Но во всех формах своего проявления он вызывает у субъекта переживание тревоги, страдания.

Застенчивые, замкнутые или тревожные подростки могут стать жертвами эксклюзии среди сверстников, потому что зачастую в подростковой среде темпераментные различия воспринимаются как социальный недостаток, который маркирует этих детей как неугрожающих, безынициативных и конформных. Кроме того, такие дети могут противиться социальному взаимодействию со сверстниками, опасаться его, что и приводит к отторжению и эксклюзии. Исследования показывают, что социально-замкнутые подростки, которые действительно подвергаются эксклюзии со стороны сверстников, со временем могут стать более замкнутыми в социальном плане. Таким образом, социальная эксклюзия по отношению к таким подросткам может лишь усугубить застенчивость и замкнутость, которые уже присутствуют [8].

Точно так же подростки, которые демонстрируют высокий уровень агрессии, гиперактивности или дестабилизации, часто становятся жертвами социального эксклюзии. Эти подростки, которых отвергают из-за их агрессивного поведения, с большей вероятностью будут продолжать проявлять негативную симптоматику с возрастающей скоростью с течением времени. Более того, они с большей вероятностью будут воспринимать нейтральные или двусмысленные действия других как издевательства, демонстрацию предвзятое отношение, в результате чего они  предполагают негативные намерения со стороны других, даже в нейтральных  ситуациях.

Таким образом, дезадаптация подростков, проявляющаяся в негативизме/агрессии или, наоборот, замкнутости/конформности, необщительности и т.д., часто становится причиной исключения их из коллектива. В подростковом возрасте вхождение в группу сверстников и сотрудничество играет значительную роль в развитии личности, и эксклюзия дезадаптированного подростка, обусловленная отличиями в темпераментах и способах реагирования, может лишь усугубить дезадаптацию исключенного подростка.

Поэтому наиболее оптимальными в решении проблемы эксклюзии дезадаптированных подростков выступают превентивные подходы. Первостепенное значение имеют ограничение условий, обуславливающих возникновение этого явления.

Социальная профилактика – это деятельность, направленная на осуществление мер по предотвращению возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. В широком смысле слова социальная профилактика имеет отношение к избежанию или облегчению социальных проблем [9].

В совокупности социальная профилактика эксклюзии дезадаптированных подростков включает следующие основные направления [8]:

1) Сокращение роли стереотипов и негативных убеждений, влияющих на формирование взглядов подростков. В случаях исключения и отвержения на основании членства в группе внимание должно быть сосредоточено не на обучении жертв социальным навыкам, а, скорее, на работе по созданию инклюзивной среды, в которой поощряется справедливое и равное обращение с другими.

2) Формирование здорового психологического климата в классе. Меры вмешательства должны быть сосредоточены на создании благоприятного школьного климата, в котором сверстники из разных групп имеют равный статус, работают вместе и разделяют общие цели.

3) Минимализация, нейтрализация и, по возможности, устранение социальных детерминант дезадаптации подростков;

4) Развитие позитивных социальных и личностных факторов и процессов, обеспечивающих оптимальное развитие подростков, стимулирующих их социально нормативное поведение и препятствующих возникновению и распространению дезадаптации и, как следствие эксклюзии. Меры вмешательства нацелены на улучшение социальных навыков подростков, подверженных риску быть исключенными.

 

Список литературы:
1. Сафонова Т.Я. Роль специализированного центра в оказании комплексной помощи детям, подвергшимся жестокому обращению // Психологическая наука и образование. – 2014. – №1. – С. 98.
2. Большая Российская энциклопедия / под общ.ред. Ю.С. Осипова. – том 26. – 2017.
3. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко. – М.: Прайм–Еврознак – 2007.
4. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст / Х. Ремшмидт, пер. Г.И. Лойдиной; под редакцией Т.А. Гудковой – М.: Академия, 2003. – 368 с.
5. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие. Библиотека социального работника. М., 2006.
6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России, 1994. – 224 с.
7. Суворова И.Ю. Социальная эксклюзия как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. – Том 5. – № 4 – 2014.
8. K.L. Mulvey Causes and Consequences of Social Exclusion and Peer Rejection Among Children and Adolescents // Health Research Alliance Author Manuscripts Vol 17(3), pp. 71–75, Summer, 2017.
9. Салтыкова, Ю. А. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних в условиях крупного города. [Текст] / Ю.А. Салтыкова// сборник «Тезисы II-ой городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования «Научно-практическая деятельность молодых ученых и студентов в рамках программы модернизации образования». – 2013. – с. 154-156.