Статья:

Современные проблемы учителя (На основе разведывательного социологического исследования)

Конференция: XV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Синельникова М.В., Ульвачева А.Н. Современные проблемы учителя (На основе разведывательного социологического исследования) // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(15). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(15).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 37 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные проблемы учителя (На основе разведывательного социологического исследования)

Синельникова Марина Владимировна
студент Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ), РФ, г. Воронеж
Ульвачева Анна Николаевна
студент Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ), РФ, г. Воронеж
Лактионов Василий Викторович
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ), РФ, г. Воронеж

 

Учитель – довольно распространенная и востребованная в наши дни профессия. Сегодня средние профессиональные учебные заведения, а также и ВУЗы полным ходом готовят будущие педагогические кадры, не имея проблем с недобором по специальностям данной сферы. Чем обусловлена такая закономерность? Ведь многие знают либо догадываются о том, как тяжело приходится специалистам данного вида деятельности. Стоит отметить, что на фоне вышеуказанного обстоятельства, всё чаще всплывают в СМИ различного рода проблемы, с которыми сталкиваются современные учителя, в частности связанные с условиями труда.  Само понятие «учитель» приобрело иной контекст. Данные обстоятельства продиктованы современностью: гуманизация образования, его направленность на формирование творческих способностей у ребёнка, воспитание в нём лидерских качеств, введение новых школьных стандартов, заставляет педагога приспосабливаться к новым условиям труда.

Рассмотрим наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкивается современный учитель в повседневной работе. Почему важно об этом говорить, несмотря на большое количество исследований в данной сфере? Чем больше мы будем обращать внимание на обусловленные аспекты, тем более вероятно какое-либо изменение в отрасли. Не стоит забывать о том, что при выходящей на первый план информационной среде, позволяющей черпать колоссальное количество информации, тем самым развиваясь самостоятельно, роль учителя не «стирается». По-прежнему актуальны и таковыми останутся отношения типа человек-человек, поэтому ставя учителя в тяжелые условия труда, тем самым влияя на психо-эмоциональную сферу, отражающуюся во взаимодействии учителя-ученика, мы ставим под угрозу наше будущее.

Изучением проблем, с которыми сталкиваются учителя, занимаются многие учёные- социологи.

Отдельное внимание следует уделить работам М.М. Поташника, он, рассмотрев трудности, с которыми сталкиваются педагоги, выделил 2 основных направления: во-первых, финансовое, заключающееся в низкой оплате труда; во-вторых, «бесплатное ведение изматывающей учителей документации и в электронном виде, и на бумаге» [4, с. 10–11].

К другим проблемам обращается в своих исследованиях А. М. Осипов, стоит отметить, что из проблем социально-профессионального развития данный автор выделяет небольшую продолжительность пребывания учителей в профессии, незначительную по времени профессиональную подготовку, социальную и профессиональную разобщенность, отсутствие сильного профессионального движения и контроля за стандартами профессии, положение в системе социальной стратификации или невозможность причастности к среднему классу по некоторым причинам, в основном экономического характера, и др. [3, с. 70].

В своей работах, исследователи Г. Ефимова и М. Семенов,   выделяют такие наиболее острые, проблемы как: ведение обязательной и дополнительной документации, составление различных отчётов и др.

«Наиболее значимыми трудностями, которые испытывают остальные респонденты, являются ведение обязательной и дополнительной документации, составление различных отчетов (42 %). Менее распространены такие барьеры, как профилактика девиантного поведения учеников (20 %) и работа с родителями (19 %). В качестве иных вариантов ответа, предложенных самими респондентами, названы: безответственность детей и отсутствие контроля со стороны родителей за выполнением детьми домашних заданий; у детей пропало желание учиться; нехватка времени на учебный материал («галопом по Европам»); отсутствие прав учителя на свободу слова и действий; не хватает времени, чтобы все успеть, а хочется сделать многое; слабая материальная база; отношения с администрацией» [ 1, с. 38 – 40].

Исследователь Ф. Г. Зиятдинова, в свою очередь, уделяет особое внимание проблемам социального положения учителя в обществе. Анализ динамики социального положения учителей Российской Федерации, осуществленный на базе социологических исследований в 2004-2009 гг. свидетельствует о дальнейшем ухудшении качества их жизни.  В целом она делает вывод о низком социальном статусе учителя в современной России, о том что заработная плата учителя  крайне мала и часто ему приходится жить от зарплаты к зарплате, при этом не надеясь на дополнительный финансовый доход от другого вида деятельности, так как по средством выполнения огромной работы в школе, на это просто на просто не хватает времени.

В последнее время участились разговоры в средствах массовой информации, касательно гибели детей на уроках, в особенности на занятиях физкультурой. Существует огромное количество причин, как халатность самого учителя, так и неисправность оборудования [2, c.71].

Введение электронного дневника, согласно статье из учительской газеты Натальи Яковлевой, внесло в жизнь учителя новую проблему, заключающуюся в выполнении одиозной работы (дети и родители практически не посещают электронный ресурс, в последнее время в связи с требованием посещения данного сайта через портал Госуслуги доступ к нему вызывает большие затруднения [5, с. 4].

Крупные города, в том числе и столицы и города района и области в значительной степени отличаются в плане условий труда: если в первых можно вести речь о более - менее хороших условиях: достойная оплата труда, современное оборудование, введение новых технологий, то для вторых характерно то же, что и в сёлах. Связано это, на наш взгляд, прежде всего с финансированием образовательной сферы, но в большинстве случаев и с тем, что выделенный бюджет так и не доходит до адресата.

На основе анализа имеющейся литературы, и  результатах проведённого нами опроса, в котором приняли участие 100 учителей города Воронежа разного стажа работы, нам удалось выделить наиболее часто встречающиеся проблемы. Мы их  сгруппировали следующим образом:

  1. Финансирование образовательной сферы;
  2. Взаимодействие в области ребёнок- учитель;
  3. Взаимодействие в области родитель- учитель;
  4. Современная школа- учитель.

В рамках первой группы проблем - «Финансирование образовательной сферы» мы выделили две наиболее острые с точки зрения учителей. Первая - связана непосредственно с заработной платой учителей, а вторая - включает  проблемы, связанные с общим финансированием школ.

Обратимся к результатам нашего исследования: среди наиболее часто встречающихся проблем, выделяемых всеми возрастными группами респондентов указываются такие, как низкая заработная плата (71%). На наш взгляд, именно из этой проблемы вытекают ряд других, которые подчеркивают учителя. Это - низкая индексация заработной платы (67%), заработная плата, неадекватная затраченным усилиям (45%), несоответствие обязанностей по классному руководству с их оплатой (22%). (В рамках этого «Меню» респонденты имели возможность отметить не более 3 переменных).

Интересен тот факт, что проблему неоплачиваемой обязательной деятельности особенно остро ставят специалисты, стаж работы которых составляет не более 5 лет.

Стоит отметить, что большинство респондентов получают заработную плату в диапазоне от  14000 до 18000 рублей, хотя официальная средняя заработная плата учителя по Воронежу составляет 25,2 тыс. рублей (URL: https://riavrn.ru/news/v-voronezhskoy-oblasti-srednyaya-zarplata-uchiteley-dostigla-25-2-tys-rubley/). Именно поэтому подавляющее большинство респондентов отмечает, что денег хватает только на самое необходимое (68%).

В рамках второй подгруппы «Общее финансирование школы» нами установлены следующие проблемы: отсутствие фонда школы, стимулирующего деятельность учителя (50%), уменьшение финансирования внеурочной деятельности (24%).

В особенности, интересны следующие доминирующие выборы: отсутствие необходимого оборудования в классе (48%) и недостаточная методическая оснащённость учебного предмета (24%). Это чаще других отмечают молодые специалисты, мы считаем, что они не готовы тратить свои личные средства на методическую оснащённость учебного предмета, поскольку считают, что данная обеспеченность должна осуществляться за счёт средств школы, в то время, как специалисты «старой закалки» (так и не дождавшись, когда это сделает школа) приобретают все необходимые учебные пособия за собственные денежные средства. Отметим, и следующий факт -  для специалистов старшей возрастной группы привычно использовать «подручные материалы» для наглядного объяснения урока, а молодым специалистам для проведения уроков  требуется новейшее оборудование.

Поставленные респондентами проблемы, на наш взгляд, подталкивают учителей, стаж работы которых не превышает 10 лет, к желанию сменить профессию на наиболее достойную по условиям оплаты труда. На это  указывают 64% опрошенных.

В следующей группе проблем - «Взаимодействие в области «ребёнок-учитель» наиболее острая - это регулярная неготовность учеников к уроку (48%). 

Нельзя не отметить то факт, что отсутствие у детей желания учиться выделяют старшие возрастные группы учителей (54%). На наш взгляд, это связано с распространением инновационных технологий. Сейчас для любого школьника не составляет трудностей получить необходимый ответ на любой возникающий вопрос, достаточно «двух кликов» в смартфоне. В связи с этим их мотивация к обязательной каждодневной учёбе отпадает. Для опытных специалистов, по нашему мнению, этот вопрос является одним из первостепенных поскольку для них привычна картина, в рамках которой для детей знания, полученные в школе, являются той базой, которая даёт шанс реализации в дальнейшей жизни. Наряду с этой проблемой опытные специалисты выделяют и другую: вынужденная необъективность оценок некоторых учащихся  ( 30%).

В свою очередь, молодые специалисты отмечают другие трудности: сложность работы с детьми  (34%) и  большое число неуспевающих детей (28%)

Опираясь на вышеизложенные результаты, мы предполагаем, что в данной группе - «Взаимодействие в области «ребёнок-учитель», проблемы, возникающие у молодых специалистов, связаны с нехваткой опыта, неумением владеть предметом на практике. А у специалистов старшей возрастной группы затруднения в данной  группе объясняются отсутствием способности совместить опыт, который применяли в системе Советского образования с современными новациями.

В рамках третьей группы «Взаимодействие родитель-учитель» встречаются такие затруднения как: завышенная самооценка родителей по семейному воспитанию (57%), слабая заинтересованность родителей в учёбе детей  (56 %),  некомпетентность родителей в вопросах воспитания  (42%), отсутствие желания со стороны родителей принимать активное участие во внутришкольной деятельности  (38%), сложность работы с родителями  (30%), и отсутствие времени у родителей для взаимодействия с учителями  (23%).

Мы объясняем это тем, что современные родители снимают с себя ответственность по воспитанию и обучению детей и возлагают её на школу и другие государственные учреждения.

В категории «Современная школа-учитель», большинство респондентов отмечают, что сталкиваются со следующими проблемами: загруженность отчётностями (68%), перегруженность учителя (35%), новации по ФГОСу (34%), уменьшение часов на изучение предмета (34%).

Отметим факт, что проблемой сокращения числа изучаемых тем, касающихся нравственного воспитания обучающихся, менее всего заинтересованы старшие возрастные группы опрашиваемых  (10%), но при этом, обеспокоены этой проблемой молодые специалисты (40%).

На основании полученных данных мы пришли к следующим выводам:

Обременяя учителя нагрузкой, введением постоянных новаций, в частности и по ФГОСу, государство урезает время на главное: обучение и воспитание учащихся. В рамках создаваемых, зачастую осложняющихся условий труда, учитель теряет энтузиазм, интерес к профессиональной деятельности, что непосредственно отражается на новом молодом поколении - наблюдается тенденция нежелания учиться у детей. Доминирующее эмоциональное состояние педагога, согласно нашему исследованию - это  напряжение, раздражение.

Всё это является следствием тех проблем, с которыми в повседневной работе сталкивается современный учитель. На плечи учителя, помимо основных обязанностей, ложится и второстепенная деятельность, связанная с ведением обязательной и дополнительной документацией, составлением различных отчётов, которая, в своё время, ещё и не оплачивается. В связи с этим молодому специалисту трудно «влиться» в такие условия и принять обусловленную нагрузку, именно с этим мы связываем желание молодых учителей сменить профессию на более выгодную, касаемо условий. Педагоги, имеющие большой стаж работы, также сталкиваются с этими проблемами, но они понимают, что альтернативы данной профессии на рынке труда им не найти.

 

Список литературы:
1. Ефимова Г. З. Семёнов М. Ю. Ключевые барьеры, препятствующие эффективной работе учителя : по материалам социологического исследования / Г. З. Ефимов, М. Ю. Семёнов // Теория и практика общественного развития. – 2015. - №20.- С. 37- 43
2. Зиятдинова Ф. Г. Сохранит ли российское образование традиционную для этого института функцию «социального лифта» / Ф. Г. Зиятдинова// Социально-экономические проблемы становления и развития рыночной экономики. Материалы докладов итоговой научно-практической конференции – Казань: Изд-во КГФЭИ, 2010.– С.70-73.
3. Осипов А. М. Учителя как социально- профессиональная группа / А. М. Осипов// Образование и общество. – 2007. - №5. - С. 69- 73 
4. Поташник М. М. Падение с недосягаемой высоты / М. М. Поташник // Народное образование. -2015. - N 6.-С.9-14. 
5. Яковлева Н. Стандарты новые- проблемы старые / Н. Яковлева // Учительская газета. – 2017. - №43. – С. 4- 5
6. Зарплата учителей в Воронежской области // RIAVRN.RU: ежедн. Интернет – изд. 2017. 17 мая. URL: https://riavrn.ru/news/v-voronezhskoy-oblasti-srednyaya-zarplata-uchiteley-dostigla-25-2-tys-rubley/ (дата обращения: 04.04.2019).