Статья:

Основные черты неогуманистических концепций

Конференция: CXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Безверхий А.И. Основные черты неогуманистических концепций // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(113). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(113).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные черты неогуманистических концепций

Безверхий Александр Иванович
студент, ФГБОУ ВО Амурский государственный университет, РФ, г. Благовещенск
Еремеева Татьяна Сергеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО Амурский государственный университет, РФ, г. Благовещенск

 

Аннотация. В статье рассматривается основные черты неогуманистических концепций.

 

Ключевые слова: Социальная работа, прогнозирование, неогуманистика.

 

Активное развитие прогноза, явившееся в середине шестидесятых семидесятых годов 20-го века, обозначило оптимистическое направление будущего развития человечества, считалось, что в странах, подошедших к постиндустриальной стадии своего развития, в ближайшие десятилетия будут решены все насущные проблемы, а именно:

1) Прекратится противостояние капитализма и социализма.

2) Произойдёт освобождение большого количества людей от изматывающего ручного труда.

3) Новая техника позволит заниматься полной творческой самореализацией. Однако к началу семидесятых годов ситуация начнёт меняться.

Первые подобные работы были написаны Г. Маркузе. Его работа «Одномерный человек», созданная в 1964-м году, доказывала, что современное общество не только дает человеку определённый уровень материальных благ, но и последовательно закаливает его, делает индивида одномерным, то есть человеком которому навязываются стандартизированные привычки и вкусы.

Однако параллельно этому действуют силы и тенденции, которые могут взорвать современное общество. Выход из сложившегося положения Маркузе видел в полном отказе от западного мира и возвращение в естественность.

В 1970 ом году выходит работа Э.Тоффлера «Шок будущего». Тоффлер акцентирует внимание на двух вопросах:

1) Как называется фаза грядущего развития человечества?

2)Какие тенденции в ходе развития станут доминировать?

Для обозначения грядущей фазы развития цивилизации Тоффлер используют понятие - супериндустриальное общество. Супериндустриальное общество – это сложное быстро развивающееся общество, опирающееся на высокоразвитую технологию и пост материалистическую систему ценностей.

Тенденции общества является «шок будущего» – это дезориентация, в которой находится человечество, являющаяся следствием преждевременного прихода будущего.

Супериндустриальное общество - это продукт сильно ускорившейся темпа перемен в обществе:

− ускоряется процесс урбанизации. (В 1850 году существовало четыре города миллионника.);

− ускоряется темп промышленного производства;

− увеличивается количество новых технологий.

Таким образом, ничто не мешает безудержному технологическому и экономическому росту.

Данную боязнь перемен усугубляет ещё один фактор, характерный для супериндустриального общества: человек становится модульным (одноразовым).

Тоффлер также задает вопрос: «можно ли изменить последствия шока будущего?».

Он предлагает несколько способов, главным из которых является осуществление социального прогнозирования не только на уровне крупных социальных субъектов, но и на уровне простых людей. Он предлагает создать центры воображения, цель этих занятий в центре воображения сделать грядущие более обыденным, привычным и предсказуемым.

Тоффлер считает, что произойдут изменения в политической сфере. Традиционную демократию должна сменить предварительная демократия, то есть в каждой стране городе месте необходимо создавать ассамблеи, поручив им определить и назначить приоритеты социальных целей. Принять участие в работе такой ассамблеи и высказать свое мнение может любой человек. И мы бы имели дело с новой формой государственного управления, предварительной, то есть предваряющей будущее демократии.

Таким образом, Элвин Тоффлер создал концепцию «шока будущего», в которой он указал на восприятие большинством обычных людей собственного будущего и на необходимость их адаптации к нему.

К. Ясперс в своей работе «Истоки истории и её цель» утверждал, что в наше время людей охватывает неведомый страх. Идеи этих авторов подготовили стихийный протест молодёжи в западных странах против существующей политики.

Все эти обстоятельства потребовали корректировки модели социального прогнозирования.

Таким образом, утвердилось представление о том, что современная цивилизация не имеет никаких перспектив.

Вопрос состоит только в двух аспектах: о сроках и формах её краха.

Помимо этого, возникает еще один вопрос: «кто виноват?».

В ответ появилось три антифутурологических волны, в рамках которых последовательно отрицается оптимистический образ будущего:

1) Экологическая

2) Технологическая

3) Сциентистская, то есть наука виновата во всех бедах человека.

В результате, под влиянием трёх волн акцент прогнозов будущего стал изменяться с крайне оптимистических на некий усредненный вариант, включавший целый калейдоскоп оценок: от полного пессимизма до умеренных форм.

Футурология Осипа Флехтхейма (1909-1999 гг.) теоретически осмысливает целый ряд современных проблем, которые встали перед человечеством, а также которые выпали в связи с обострением глобальных проблем человечества.

Футурология – это новая наука и следующие будущее человечества, которая избежала недостатка всех предшествующих попыток предвидеть будущее.

Структура футурологии, как науки, состоит из футуристики (философия, глобалистике и педагогика будущего прогностики и планирования).

Флехтгейм большое значение придает планированию, под которым понимают необходимость создания глобального плана, этот план должен быть ориентирован на проблемы планирования и перенаселение. Через планирование общественная система найдёт лучше и более эффективные способы образования будущего.

План — это систематическая подготовка будущего.

 

Список литературы:
1. Неогуманизм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://referatwork.ru/sociology_2020/section-23.html
2. Неогуманизм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://culturolog.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1607&Itemid=6