Основные черты неогуманистических концепций
Конференция: CXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
CXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Основные черты неогуманистических концепций
Аннотация. В статье рассматривается основные черты неогуманистических концепций.
Ключевые слова: Социальная работа, прогнозирование, неогуманистика.
Активное развитие прогноза, явившееся в середине шестидесятых семидесятых годов 20-го века, обозначило оптимистическое направление будущего развития человечества, считалось, что в странах, подошедших к постиндустриальной стадии своего развития, в ближайшие десятилетия будут решены все насущные проблемы, а именно:
1) Прекратится противостояние капитализма и социализма.
2) Произойдёт освобождение большого количества людей от изматывающего ручного труда.
3) Новая техника позволит заниматься полной творческой самореализацией. Однако к началу семидесятых годов ситуация начнёт меняться.
Первые подобные работы были написаны Г. Маркузе. Его работа «Одномерный человек», созданная в 1964-м году, доказывала, что современное общество не только дает человеку определённый уровень материальных благ, но и последовательно закаливает его, делает индивида одномерным, то есть человеком которому навязываются стандартизированные привычки и вкусы.
Однако параллельно этому действуют силы и тенденции, которые могут взорвать современное общество. Выход из сложившегося положения Маркузе видел в полном отказе от западного мира и возвращение в естественность.
В 1970 ом году выходит работа Э.Тоффлера «Шок будущего». Тоффлер акцентирует внимание на двух вопросах:
1) Как называется фаза грядущего развития человечества?
2)Какие тенденции в ходе развития станут доминировать?
Для обозначения грядущей фазы развития цивилизации Тоффлер используют понятие - супериндустриальное общество. Супериндустриальное общество – это сложное быстро развивающееся общество, опирающееся на высокоразвитую технологию и пост материалистическую систему ценностей.
Тенденции общества является «шок будущего» – это дезориентация, в которой находится человечество, являющаяся следствием преждевременного прихода будущего.
Супериндустриальное общество - это продукт сильно ускорившейся темпа перемен в обществе:
− ускоряется процесс урбанизации. (В 1850 году существовало четыре города миллионника.);
− ускоряется темп промышленного производства;
− увеличивается количество новых технологий.
Таким образом, ничто не мешает безудержному технологическому и экономическому росту.
Данную боязнь перемен усугубляет ещё один фактор, характерный для супериндустриального общества: человек становится модульным (одноразовым).
Тоффлер также задает вопрос: «можно ли изменить последствия шока будущего?».
Он предлагает несколько способов, главным из которых является осуществление социального прогнозирования не только на уровне крупных социальных субъектов, но и на уровне простых людей. Он предлагает создать центры воображения, цель этих занятий в центре воображения сделать грядущие более обыденным, привычным и предсказуемым.
Тоффлер считает, что произойдут изменения в политической сфере. Традиционную демократию должна сменить предварительная демократия, то есть в каждой стране городе месте необходимо создавать ассамблеи, поручив им определить и назначить приоритеты социальных целей. Принять участие в работе такой ассамблеи и высказать свое мнение может любой человек. И мы бы имели дело с новой формой государственного управления, предварительной, то есть предваряющей будущее демократии.
Таким образом, Элвин Тоффлер создал концепцию «шока будущего», в которой он указал на восприятие большинством обычных людей собственного будущего и на необходимость их адаптации к нему.
К. Ясперс в своей работе «Истоки истории и её цель» утверждал, что в наше время людей охватывает неведомый страх. Идеи этих авторов подготовили стихийный протест молодёжи в западных странах против существующей политики.
Все эти обстоятельства потребовали корректировки модели социального прогнозирования.
Таким образом, утвердилось представление о том, что современная цивилизация не имеет никаких перспектив.
Вопрос состоит только в двух аспектах: о сроках и формах её краха.
Помимо этого, возникает еще один вопрос: «кто виноват?».
В ответ появилось три антифутурологических волны, в рамках которых последовательно отрицается оптимистический образ будущего:
1) Экологическая
2) Технологическая
3) Сциентистская, то есть наука виновата во всех бедах человека.
В результате, под влиянием трёх волн акцент прогнозов будущего стал изменяться с крайне оптимистических на некий усредненный вариант, включавший целый калейдоскоп оценок: от полного пессимизма до умеренных форм.
Футурология Осипа Флехтхейма (1909-1999 гг.) теоретически осмысливает целый ряд современных проблем, которые встали перед человечеством, а также которые выпали в связи с обострением глобальных проблем человечества.
Футурология – это новая наука и следующие будущее человечества, которая избежала недостатка всех предшествующих попыток предвидеть будущее.
Структура футурологии, как науки, состоит из футуристики (философия, глобалистике и педагогика будущего прогностики и планирования).
Флехтгейм большое значение придает планированию, под которым понимают необходимость создания глобального плана, этот план должен быть ориентирован на проблемы планирования и перенаселение. Через планирование общественная система найдёт лучше и более эффективные способы образования будущего.
План — это систематическая подготовка будущего.