Статья:

Причины отказа молодёжи от высшего образования

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Бургонова А.В., Водопьянова А.С. Причины отказа молодёжи от высшего образования // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(28).pdf (дата обращения: 05.08.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Причины отказа молодёжи от высшего образования

Бургонова Анна Витальевна
студент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж
Водопьянова Анна Сергеевна
студент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж
Лактионов Василий Викторович
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж

 

Ценность образования важна и для индивида, и для общества: образование для индивида ассоциируется с более широкими возможностями удовлетворять свои потребности и интересы, а для общества – это перспективы своего поступательного развития как целостной социальной системы за счет повышения образовательного уровня населения, внедрения новых технологий в сферу общественного производства.

В 1980-1990-х. г., однако, явно наблюдался спад интереса к образованию. Он интенсифицировался, когда стали ощутимыми первые признаки экономических перемен в стране, и достиг максимума в начале 1990-х [3, с. 271].

Позднее, с возрождением рынка труда, интерес к высшему образованию снова стал повышаться. Появился запрос на высококвалифицированных сотрудников. Работодатели всё чаще стали требовать наличие диплома о высшем образовании при приёме на работу, что повлекло за собой ответную реакцию ВУЗов. Их стало появляться всё больше, а также они стали принимать студентов на коммерческой основе.

Выбор профессии, дальнейшего пути развития своей жизни – одно из главных решений в жизни человека. Так или иначе, он определяет: а) кем быть, т. е. какое занять место в системе общественного разделения труда; б) к какой социальной группе принадлежать, т. е. соответствующий социальный статус индивида; в) где работать и т.д.

Каковы причины выбора высшего образования молодыми людьми?

Во-первых, представители бедных слоёв общества, таким образом, надеются преодолеть принадлежность к низшему классу во многом благодаря приобретению высшего образования. Высшее образование для них выполняет функцию социального лифта.

Во-вторых, молодые люди, подлежащие призыву в армию, имеют возможность получить отсрочку.

В-третьих, учитывая возможность извлечения выгод от миграции, некоторые студенты из экономически отсталых регионов рассматривают поступление в центральные вузы или вузы крупных городов как возможность эмигрировать в районы страны с лучшими экономическими возможностями [1, с. 73].

В-четвёртых, некоторые рассматривают продолжение образования в вузе как возможность продлить себе беззаботное детство и весело пожить за счёт родителей в студенческие годы.

Стоит сказать, что существует разница в качестве высшего образования: часть студентов проходят сложный отбор и период тяжелой учебы, чтобы получить диплом, а часть - получает формальные свидетельства и вместе с ними – право на соискание работы соответствующего уровня.

Большинство выбирает высшее образование во многом потому, что рассчитывает в будущем получить гарантированное место работы. Так, по данным РОССТАТА в 2019г. уровень занятости был наиболее высоким у выпускников ВО (85,8%), несколько ниже — у лиц с подготовкой по ППССЗ (80,9%) и еще ниже — у лиц с подготовкой ППКРС (78,7%). Обратным было соотношение показателей уровня безработицы: он увеличивался от обладателей высшего образования к имеющим подготовку по ППССЗ и далее — ППКРС (5,5%, 8,1% и 10,1%) [6, с. 103].

Однако здесь стоит отметить, что в России наличие высшего образования еще не является фактором защиты от безработицы. Многие выпускники ВУЗов часто долгое время не могут найти работу по специальности.

Помимо этого, результаты анализа статистических данных последних лет показали, что в России отдача от образования постепенно снижается в сравнении с прошлыми десятилетиями. Если в 2000-х г. отдача от образования в России составляла 7–9 %, то в 2006–2013 гг. отдача от накопленного числа лет обучения для работников 15–64 лет составила 5,3–6 %, что сопоставимо с отдачей в большинстве других стран. Возможно, это связано с тем, что образованных работников становится все больше, и они начинают меньше цениться, поскольку уже не являются «редким ресурсом» [2, с. 268].

Также, с введением ЕГЭ поступить в вуз стало сложнее - родительские связи уже не помогут, а деньги на репетиторов и курсы есть далеко не у всех, особенно в провинции. Платное образование многим семьям тоже не по карману [4].

Зачастую мы можем наблюдать, что, уже поступив в вуз, молодые люди понимают, что это не то, чем они хотели заниматься, но они не уходят из ВУЗа из-за того, что это коренным образом поменяет их жизнь. Также, существует стереотип, что высшее образование гарантирует достойный уровень жизни, но на деле оно может либо не пригодится вообще, либо обеспечить лишь минимальный базовый уровень, позволяющий не остаться без работы.

80% выпускников вузов имеют проблемы с трудоустройством: половину не берут на работу из-за отсутствия опыта, 12% не находят вакансий по специальности, а 5% не соглашаются на низкую оплату. Потратив 4-6 лет на учебу, молодые люди сталкиваются с теми же трудностями, что и выпускники школ — зарплаты низкие, без опыта не берут. Тогда как на производстве — кадровый голод. Удивительно, что на этом фоне рабочие специальности все еще недооцениваются в общественном сознании. Широко распространено мнение, что речь идет о неквалифицированном труде, за который мало платят. Однако это не так. К примеру, кредитному брокеру предлагают зарплату — 35 000 рублей, а электромонтажнику — 57 000 рублей. Подобная ситуация во многих российских городах [5].

В 2019 году только 47% выпускников школ собирались поступать в вузы. Таковы результаты опроса портала Superjob. Высшее образование в сознании наших людей все более обесценивается [7].

Дети и родители по­просту не хотят терять время на 2 выпускных года, отказываются прилагать немыслимые усилия для сдачи всё увеличивающегося количества обязательных госэкзаменов. Куда проще получить за это время реальную специальность, а потом, возможно, даже поступить в профильный вуз по более простым правилам.

Итак, изученная нами литература говорит о наблюдаемых в реальной жизни некоторых изменениях в получении высшего образования. Нас заинтересовала данная проблема, и мы решили провести разведывательное социологическое исследование, опросив девятиклассников о дальнейших планах в их обучении. Было опрошено 100 учеников, большая часть которых проживает в районном центре, а остальные в областном центре и селах. Большая часть опрошенных – женщины (62%), мужчины – 38%.

Большинство ребят, учатся в школе прилежно и заканчивают четверть на «хорошо» и «отлично». Продолжать образование в школе после окончания 9 класса собирается 63% респондентов. Это можно объяснить тем, что большая часть опрошенных (56%) считает, что высшее образование является гарантом получения высокооплачиваемой работы. Однако при изучении литературы по данной теме, мы выяснили, что данное мнение далеко не всегда является правдой.

Абсолютное большинство опрошенных (79%) собирается в дальнейшем получать высшее образование. При этом большая часть респондентов (72%) считает, что качество высшего образования падает. Школьники до сих пор следуют общественному стереотипу о том, что высшее образование гарантирует, во-первых, трудоустройство, во-вторых, высокооплачиваемую заработную плату. Также можно сказать, что ученики могут стремиться к высокому социальному статусу, и хотят использовать получение высшего образования, а затем и работы, как некий социальный лифт.

Данные тезисы подтверждаются данными нашего опроса. Так, основными причинами выбора в пользу высшего образования стали варианты о том, что при наличии высшего образования шанс устроиться на работу выше – 29%, желание получить высшее образование, чтобы иметь высокооплачиваемую работу – 26%, у 22% профессия, которую они хотят иметь требует высшего образования. Меньше всего выбирали вариант «меня привлекает студенческая жизнь» - 9%.

Наибольшее влияние на выбор будущей профессии учеников оказывают по результатам опроса мама (29%), папа (21%) и интернет (18%). Меньше всего одноклассники – 2%.

 

Рисунок 1. Причины получения высшего образования

 

Стоит сказать, что основной целью нашего исследования было изучение причин отказа молодых людей от получения высшего образования. И хотя по результатам нашего опроса, мы видим, что на данный момент большая часть учеников 9-х классов собирается получать высшее образование, есть часть учеников, которая всё-таки отказалась от этого.

Основными причинами отказа от высшего образования является боязнь несдачи ЕГЭ – 23% опрошенных, желание быть финансово независимыми от родителей – 17%, то, что высшее образование не гарантирует высокую З/П – 15%. Хотят получить профессию уже сейчас 8%, а 9% не смогут платить за обучение. А вот длительность получения высшего образования в качестве причины отказа указывалась реже всего (4%).

На вопрос о престижности рабочих профессий, 69% школьников ответили, что не считают их не престижными.

 

Рисунок 2. Причины отказа от высшего образования

 

Таким образом, проведенное нами исследование подкрепляет предшествующие работы других авторов о причинах отказа молодежи от высшего образования.

Первая из  них - с введением ЕГЭ уверенность ребят в поступлении в ВУЗ уменьшилась, многие не уверены, что смогут сдать экзамены на достаточное количество баллов. Вторая - девятиклассники понимают, что высшее образование не гарантирует высокий уровень жизни и большую заработную плату. Третья - школьники считают, что качество высшего образования падает. Четвёртая - многие не могут позволить себе оплату репетиторов, а также получение платного образования.

 

Список литературы:
1. Гвоздарева Л. П., Ханджян Р. С. Ценность высшего образования как фактор спроса /Л.П. Гвоздарёва, Р.С. Ханджян // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. -  2019. -  №3. – С. 71-79.
2. Голенкова З.Т., Кошарная Г.Б., Кошарный В.П. Влияние образования на повышение конкурентоспособности работников на рынке труда / З.Т. Голенкова, Г.Б. Кошарная, В.П. Кошарный// Интеграция образования. - 2018. - № 2. - С. 262–273.
3. Константиновский Д.Л. Образование и рынок труда: новая ситуация / Д.Л. Константиновский // Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН. – 2018. - С. 269-274.
4. Конюхова К. Поступить слишком сложно, а учиться дорого: почему школьники больше не рвутся в вузы / Комсомольская правда [Электронный ресурс] // URL: https://www.vrn.kp.ru/daily/27056.5/4123425/ (дата обращения: 29.04.2020).
5. Селеднева О. Рабочий класс. Отказ от высшего образования может быть хорошей идеей. / Forbes [Электронный ресурс] // URL:https://www.forbes.ru/forbes-woman/376237-rabochiy-klass-otkazatsya-ot-vysshego-obrazovaniya-mozhet-byt-horoshey-ideey (дата обращения: 29.04.2020).
6. Чередниченко Г.А. Выпускник на рынке труда (по материалам опроса Росстата) / Г.А. Чередниченко // Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - № 4 (39). - С. 96-108.
7. Ярдаева М. Хлеб без корочек: бунт против высшего образования / Газета.ру [Электронный ресурс] // URL:https://www.gazeta.ru/column/yardaeva/12439495.shtml (дата обращения: 29.04.2020).