Готовность к учительству как связь настоящего и будущего данной профессиональной группы (характеристика)
Секция: Социология
XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Готовность к учительству как связь настоящего и будущего данной профессиональной группы (характеристика)
Педагогическое образование выступает способом формирования личности будущего учителя и учительства как социально-профессиональной общности.
«Профессиональная общность учителей формируется в большей степени из выпускников педагогических вузов, в меньшей – из выпускников вузов другого профиля. Качество педагогического образования определяет уровень профессиональной деятельности учителей, служит важнейшим фактором развития учительства как общности» [1, с. 17].
«Учитель – это профессия, которая требует от ее носителя соответствия всем тем требованиям, которые ей предъявляет государство и общество, уже на этапе профессионального выбора и обучения в вузе» [1, с. 18]. В связи с этим появляется необходимость выявить готовность студентов к получению качественного образования для будущей учительской деятельности.
«Готовность к профессиональной деятельности – психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей» [2].
Одним из базовых составляющих комплекса готовности к успешной профессиональной деятельности студентов является мотивационный компонент, зависящий от положения студенческой группы на современном этапе развития общества, а также от внутренних предпочтений обучающихся.
Одной из проблем снижения мотивации к выбору учительской профессии и успешного ее освоения является зависимость материального состояния студентов от материального состояния родителей, вследствие чего успешность учебы студента зависит от финансовых возможностей его родителей. Многие студенты вынуждены идти на работу, чтобы иметь возможность продолжать обучение, из-за чего, возможно, качество его знаний находится не на должном уровне.
Мотивация студента на получение качественного образования может быть снижена и из-за внутренних факторов. Например, нежелание обучаться по данной специальности: неудовлетворенность оплатой труда, условиями работы, отсутствием вакансий на рынке труда.
Студенты получают конкретную специальность, т.е. они уже выбрали свое профессиональное поприще и отрасль, где хотели бы строить свою карьеру, в связи с чем их предпочтения при усвоении и потреблении знаний приобретают довольно четкий и предметный характер.
Таким образом, мы определили индикаторы готовности студента к профессиональной деятельности, которые условно разделили на две группы:
- Внутренние факторы, к которым отнесли отношение студентов к учительской профессии до поступления в вуз, отношение к обучению, а также поведенческие акты, подтверждающие готовность студента к интеллектуальной деятельности (уровень подготовки к занятиям, успеваемость, посещаемость и др.)
- Внешние факторы, которые включают в себя стимулы и дестимулы.
С целью выявления современных тенденций в рассматриваемой области, мы провели исследование, базой которого послужил Воронежский государственный педагогический университет. Анкетирование проходило среди 100 студентов гуманитарного и физико-математического факультетов (28 – мужского пола, 72 – женского; 77 студентов бюджетной формы обучения и 23 – коммерческой), благодаря которым мы выявили следующие тенденции.
Всего из 100 респондентов, отвечая на вопрос «Почему Вы поступили в этот ВУЗ?», большинство (54%) выбрало ответ «Нравится данная специализация», что, на наш взгляд, говорит о позитивном отношении молодежи к профессии учителя. Также выбор профиля в некоторых случаях зависел от совета родителей (14% респондентов). Также можно отметить тот факт, что вариант ответа «по баллам ЕГЭ прошел в этот ВУЗ» выбрал 21% опрошенных, среди которых 18 человек – мужского пола и 3 человека – женского.
О большой мотивированности к получению профессии учителя говорит тот факт, что студенты либо вообще не пропускают занятия (26%), либо пропускают несколько раз месяц (52%), а готовятся всегда ко всем дисциплинам 26% опрошенных, практически ко всем – 46% и к некоторым – 25%. Здесь наблюдается разница по профилю подготовки: из 46% респондентов, готовящихся практически ко всем занятиям, 32 человека – студенты гуманитарного факультета, а 14 человек – физико-математического факультета.
В то же время выявляются очень неоднозначные данные, касающиеся цели обучения в ВУЗе. Здесь мнения разделились практически одинаково: 46% студентов нацелены на получение качественных знаний по своему предмету, а 50% – на получение диплома, они считают данную профессию ступенью для дальнейшего карьерного роста.
Стимулирует студентов продолжать изучать дальше данную специализацию работа с детьми (27%) и любимые дисциплины (29%). Возможно, поэтому мы получили такие данные в области мотивации. Многие студенты лишь изучают то, что им нравится, они не стремятся к получению таких знаний в этой области, чтобы их было достаточно для преподавания. Важно, что дестимулом для студентов служит заработная плата педагогов (45%). Также среди вариантов, при ответе на вопрос «Что снижает привлекаемость учительского труда?», были отмечены тяжелые условия труда (18%), большие нагрузки (15%) и высокие требования к педагогу (11%).
Также нами была выявлена возрастающая тенденция к использованию студентами при подготовке к семинарским занятиям различных электронных ресурсов и студенческих сайтов (57%). Обучающиеся все реже стали пользоваться учебниками (19%), научными статьями (13%), монографиями (15%) и диссертациями (10%).
Тем не менее большинство студентов по окончании ВУЗа будут искать именно работу по специальности (47%), немного меньше, но все равно достаточно большое количество студентов (27%) будут искать работу с более высокой заработанной платой. Еще немалая доля студентов (42%) планируют продолжить образование. В этом вопросе выявлена дифференциация по профилю обучения. Вариант «Буду искать работу по специальности» чаще выбирали студенты гуманитарного факультета (43 человека), а «продолжу образование» – учащиеся на физико-математическом факультете (40 человек).
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что современная молодежь поступает в ВУЗы педагогической направленности в основном из-за стремления овладеть профессией учителя. При этом, девушки более мотивированы к получению профессии учителя, чем парни. По результатам проведенного опроса были выявлены тенденции, подтверждающие нашу теорию о внешних и внутренних индикаторах готовности к учительству.
Студенты хотят в будущем быть учителями, ответственно относятся к подготовке к занятиям и к освоению учебного материала, к прохождению практики, что является внутренними индикаторами их готовности.
Немаловажными являются стимулы к получению данной профессии. Среди них особо выделяется желание будущих учителей работать с детьми, воспитывать и обучать новые поколения.
Но в то же время существуют дестимулы, отталкивающие от этой профессии. К ним относятся низкая заработная плата, большие нагрузки и высокие требования к педагогу.
В ходе исследования была выявлена разница по профилям подготовки:
- студенты гуманитарного факультета более ответственно относятся к подготовке к занятиям (что показала статистика ответов на вопрос «Как часто Вы готовитесь к занятиям?»);
- у учащихся физико-математического факультета более выражено желание продолжить образование;
- студенты гуманитарного факультета по окончанию ВУЗа нацелены на поиск работы по их специальности.
Таким образом, благодаря проделанной работе мы выяснили, что на современном этапе к учительству более готовы девушки (даже в целом студенты гуманитарной направленности), нежели парни и студенты математического факультета.