Статья:

Анализ практик потребления детей в сети Интернет глазами родителей

Конференция: XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Социология

Выходные данные
Симченко А.П. Анализ практик потребления детей в сети Интернет глазами родителей // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(44). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(44).pdf (дата обращения: 17.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ практик потребления детей в сети Интернет глазами родителей

Симченко Алиса Павловна
магистрант, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, РФ, г. Омск

 

Сегодня информационные технологии все больше внедряются в повседневную жизнь человека. Одну из основных тенденций в данном процессе играет интернет, рост числа пользователей которого растет в геометрической прогрессии.

Наиболее активной аудиторией сети являются несовершеннолетние. Интернет привлекает детей многообразием информации и возможностей, однако и может причинить им и вред. Зачастую родители не осознают, какую опасность интернет может представлять для их детей, поэтому совершенно не контролируют их потребление в сети.

Для того чтобы узнать, имеют ли родители представление об активности своих детей в сети, было проведено исследования на примере родителей города Омска. Выборка составила 384 человека, имеющих несовершеннолетних детей в возрасте от 5 и до 15 лет.

Выборка обусловлена исследованием компании TNS [1], по результатам которого выяснилось, что большая часть детей начинает пользоваться интернетом именно в возрасте 5 лет. Граница до 15 лет обусловлена тем, что часть детей в этом возрасте получает не полное среднее образование и становится студентами колледжей. Считать студентов детьми уже не корректно.

Сбор эмпирической базы проводился путем формализованного очного интервью.

Исходя из данных, полученных в результате исследования, можно составить портрет ребенка, пользующегося интернетом, который строится на представлениях родителей о практиках их детей.

1.  Частота выхода в сеть.

·     несколько раз в день выходят в интернет 46% детей. Среди них в основном дети в возрасте от 11 до 13 лет (24%) и от 14 до 15 (13%);

·     6–7 раз в неделю выходят в сеть, по представлению родителей, почти 24 % детей. Здесь распределение по возрасту более равномерно: группы 5-6, 7-10 и 11-13 лет представлены 6%,8% и 7% соответственно;

·     3–5 раз в неделю выходят в интернет в основном дети младше 10 лет (12%): 4% представлены возрастной группой от 5 до 6 лет и 6% группой от 7 до 10 лет.

2.  Количество времени, проведенного в сети.

·     от 1 до 3 часов (55%). Данная группа представлена в основном детьми в возрасте от 11 до 13 лет (26%), от 7 до 10 лет (13%);

·     менее часа проводят в сети преимущественно дети в возрасте от 7 до 10 лет (17%) и от 5 до 6 лет (7%);

·     от 4 до 6 часов в интернете проводят в основном дети в возрасте от 11 до 13 лет (4%) и от 14 до 15 лет (4%).

3.  Цель выхода в сеть.

Наиболее популярными видами деятельности в сети оказались прослушивание музыки и просмотр видео (65%), он-лайн игры (65%), общение (51%) и образовательная деятельность (49%).

Рассматривая возрастные распределения по видам деятельности в сети, получаются следующие результаты:

·     прослушивание музыки и просмотр видео: данная группа в основном представлена детьми от 7 лет и старше: 11–13 лет – 27%, 14–15 лет – 16%, 7–10 лет – 16%;

·     он-лайн игры: играми в большей степени увлечены дети в возрасте от 7 до 10 лет (21%) и от 11 до 13 лет (23%). По 10% детской аудитории игровых он-лайн ресурсов представлены пользователями в возрасте от 5 до 6 и от 14 до 15 лет соответственно;

·     общаются в интернете, по мнению родителей, 51% детей. При этом наиболее активная по данному показателю группа в возрасте от 11 до 13 (24%). Уступают ей дети старшего (14-15 лет – 15%) и младшего (7–10 лет – 11%) возрастов;

·     образовательная деятельность: практически половина родителей (49%) уверена, что их дети выходят в сеть с целью получения новых знаний и освоения образовательных программ. Дети в возрасте 11–13 лет оказались наиболее активны по вышеуказанному показателю. Им несколько уступают дети в возрасте 7–10 лет (14%) и 14–15 лет (11%).

Таким образом, по мнению родителей города Омска, складывается следующая картина относительно активности их детей в сети: несмотря на то, что большинство детей выходят в сеть несколько раз в день, более половины из них (55%) проводят в интернете от 1 до 3 часов в день. Еще 17% посвящают виртуальной реальности менее часа в день.

Говоря о целях выхода в сеть, родители отмечают, что наиболее популярными видами активности являются следующие: досуговая (просмотр видео, прослушивание музыки), коммуникативная (общение) и образовательная деятельность.

Однако является ли полученная картина достоверной неизвестно. Чтобы проверить это, необходимо сравнить полученные данные с реальными практиками интернет-потребления детей по России.

Для проведения сравнительного анализа используем результаты всероссийского исследования «Цифровая компетентность родителей и подростков», проведенного фондом развития «Интернет» и МГУ им. М.В. Ломоносова при поддержке компании Google [3], а также организацией «Лига безопасного интернета» [2], учрежденного при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Государственной думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей.

Согласно полученным данным, три четверти детей в возрасте до 15 лет пользуются интернетом без контроля родителей. При этом 90% детей младше шести лет просматривают различные сайты и мобильные приложения исключительно под присмотром взрослых.

Если говорить о времени, проведенном в сети, то статистика показывает, что 57% детей младше 15 лет проводят в интернете от 14 до 20 часов в неделю, еще 23% от 7 до 14 часов. 20% тратят на времяпровождение в сети практически сутки в неделю (от 21 часа и более).

Данные о цели и деятельности выхода в интернет показывают, что 76% детей просматривают фото и видео, слушают музыку в сети, еще 41% использует сеть для общения и поиска новых друзей. Он-лайн игры популярны у 34% пользователей моложе 15 лет.

А вот образовательная деятельность в интернете популярна у 42% детей: 36% подразумевают под этим поиск материалов для школы (рефераты, доклады и т.д.). Лишь 6% опрошенных ищут дополнительные образовательные программы (наиболее популярны языковые он-лайн курсы).

При этом, родители не знают о других целях посещения детьми интернета: 39% детей посещали ресурсы на «взрослую тематику», 19% интересуются сценами насилия и жестокости, еще 15% периодически посещают сайты с азартными играми.

Сравнивая полученные данные, можно сказать, что родители достаточно реалистично оценивают количество времени, которое их чадо проводит в сети, но совершенно заблуждаются относительно цели выхода ребенка в сеть и контента, который потребляют в интернете несовершеннолетние.

При этом наиболее популярным способом регулировать интернет-потребление своих детей является контроль взрослых, который заключается в родительском надзоре за деятельностью ребенка во время выхода в сеть (63%). 25% взрослых используют специализированные компьютерные программы и приложения.

Таким образом, сравнивая данные, иллюстрирующие родительские установки относительно интернет-потребления детей Омска и демонстрирующие реальные интернет-практики несовершеннолетних (до 15 лет) России, приходим к выводу: родители более оптимистично видят активность их детей в сети и преувеличивают свою информированность и эффективность контроля.

В действительности же родители не имеют реального представления о контенте, просматриваемом их чадом. Появлению и развитию такой тенденции способствует несколько факторов. И, прежде всего, низкая техническая компетентность и грамотность родителей относительно современных компьютерных технологий.

Во-вторых, в связи с распространением портативных гаждетов и мобильного интернета, выходить в сеть, на сегодняшний день, можно практически из любой точки земного шара. Поэтому, фактически, те родители, которые не могут находиться рядом со своим ребенком 24 часа в сутки, не могут утверждать, что точно знают, чем их ребенок занимается в интернете.

Дети и родители становятся все более и более обособленными друг от друга в виду того, что ребенок часто остается один, в то время как взрослые еще находятся на работе. В связи с этим, у детей появляется еще одна возможность бесконтрольно использовать интернет в своих целях.

 

Список литературы:
1. TNS – [Электронный ресурс] – // URL: http://www.tns-global.ru/services (обращение к документу: 14 декабря 2015 г.).
2. Лига безопасного интернета – [Электронный ресурс] – // URL: http://ligainternet.ru/liga/about.php. (обращение к документу: 14 декабря 2015 г.).
3. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. – М.: Фонд Развития Интернет, 2013. – 144 с.