Статья:

ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ И УСТАНОВОК НАЧЕЛЕНИЯ Г. АСТРАХАНИ (НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Конференция: VIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Исагалиева А.С. ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ И УСТАНОВОК НАЧЕЛЕНИЯ Г. АСТРАХАНИ (НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(8). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(8).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ И УСТАНОВОК НАЧЕЛЕНИЯ Г. АСТРАХАНИ (НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Исагалиева Айгуль Сабыргалиевна
студент Астраханского государственного университета, РФ, г. Астрахань
Киселева Евгения Евгеньевна
научный руководитель, научный руководитель, доц. кафедры социологии, канд. социол. наук Астраханского государственного университета, РФ, г. Астрахань

 

 

Сегодня огромное влияние на формирование у населения политических взглядов и установок оказывают средства массовой информации. Они воздействуют на общественное мнение, формируют определённую идеологию в массах, привлекают к политическим идеям различные социальные группы и конкретных индивидов [1, с. 35]. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию. Благодаря СМИ формируется общественное мнение — состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам и событиям действительности.

Практика последних лет свидетельствует, что средства массовой информации способны социализировать политические стратегии и тактические замыслы, делая их доступными и понятными большинству населения. Средства массовой коммуникации тем самым выступают важнейшим источником и фактором формирования социально активной личности, политического сознания, стимулятором групповой активности, показателем социальной зрелости, развитости и открытости общественной системы [2, с. 54].

По данной теме автором было проведено небольшое социологическое исследование, посвященное изучению влияния СМИ на формирование у населения города Астрахани политических взглядов, ценностей и установок. Основным методом сбора эмпирических данных является анкетирование. Объём выборочной совокупности составляет 100 человек (60 % представители женского пола, а 40 % — мужского).

На вопрос: «Как часто Вы получаете политическую информацию?» 22 % респондентов ответили что получают политическую информацию регулярно, 48 % сказали что получают информацию часто, но не регулярно, 27 % довольно редко интересуются политическими новостями, а 3 % практически никогда не получают информацию о политической сфере. Эти данные говорят о том, что в Астрахани достаточно хороший уровень политической информированности, т. к. 70 % респондентов практически своевременно узнают о событиях, происходящих в политической сфере общества.

На вопрос, «Считаете ли Вы важным получение информации на политическую тематику?» результаты исследования распределились следующим образом, 87 % опрошенных ответили на этот вопрос положительно, 7 % затруднились ответить, и 7 % респондентов не интересуются политическими новостями. Заинтересованность людей политикой важный показатель гражданского общества, в котором каждому человеку необходимо проявлять политическую активность.

На вопрос о мотивации получения информации: «Что побуждает Вас к получению новостей политической сферы?» мнения респондентов распределились следующим образом, 77 % респондентов ответили, что заинтересованы политической жизнью, 16 % объяснили свою мотивацию желанием проявлять политическую активность и 7 % затруднились ответить (Рис.1). Это является показателем того, что большинство людей активно интересуются политической сферой и хотят принимать участие в политических процессах.

 

Рисунок 1. Мнение граждан г. Астрахани на вопрос «Что побуждает Вас к получению новостей политической сферы?»

 

Хотелось бы отметить тот факт, что по результатам проведенного социологического исследования были сделаны выводы о том, что люди старших возрастов получают информацию о политической сфере в основном из прессы (18 %) и телевидения (22 %), респонденты до пенсионного возраста в основном получают информацию из интернета (39 %). Радио для получения политической информации оказалось не актуальным (всего 3 %). Родственники, как источник политической информации оказались важны для 10 % респондентов, а друзья и знакомые для 8 %.

Причинами выбора источника информации, по мнению граждан г. Астрахани являются: доступность(42 %), интерес(27 %), доверие(24 %); затруднились ответить 7 % опрошенных.

По мнению респондентов, основным источником информации в современном обществе являются СМИ, в основном, интернет, телевидение или пресса. Люди доверяют СМИ, а полученную из них информацию считают достоверной. Это даёт СМИ возможность эффективно воздействовать на жизнь общества, на сознание широчайших масс населения. Они могут способствовать возбуждению общественного мнения в поддержку определенных целей, того или иного политического курса. В то же время они могут выполнять интеграционные функции, убеждая людей благосклонно воспринимать и усваивать господствующие социально — политические ценности.

На вопрос, «Как Вы думаете, СМИ передают новости политики правдиво или искажённо?», многие респонденты ответили что информация, передаваемая СМИ практически всегда правдива, так ответили больше половины респондентов (60 %), 23 % считают, что политическая информация, передаваемая СМИ, чаще всего носит искажённый характер, а 17 % респондентов, к сожалению, затруднились ответить на заданный вопрос в анкете (Рис.2). Подводя итог можно сказать, что всё-таки большинство людей (60 %) считают передаваемую в СМИ политическую информацию правдивой — это даёт СМИ ещё больше возможностей влияния на общественное мнение.

 

Рисунок 2. Мнение респондентов на вопрос «Как Вы думаете, СМИ передают новости политики правдиво или искажённо?»

 

На вопрос, «Как Вы считаете, оказывает ли власть давление на СМИ?» мнения респондентов разделились. Доминирует мнение, что власть всё-таки оказывает влияние на СМИ, но делается это в исключительных случаях (39 %), 21 % опрошенных считают, что давление власти на СМИ является постоянным и 17 % уверенны, что СМИ функционируют полностью независимо от власти, затруднились ответить на этот вопрос 23 % респондентов. В основном население считает, что власть всё же оказывает влияние на СМИ, но происходит это не постоянно, а в некоторых исключительных случаях.

При ответе на этот вопрос «Замечали ли Вы в СМИ политическую пропаганду?», 56 % респондентов ответили, что политическую пропаганду в СМИ они возможно и замечали, но это были буквально единичные случаи, 15 % не замечали политическую пропаганду вовсе, и только 7 % довольно часто обращали внимание на политическую пропаганду в деятельности СМИ; 22 % затруднились ответить, это в основном были люди, которые затруднились ответить и на предыдущий вопрос. Можно сделать вывод, что либо СМИ не передают политическую пропаганду, либо она настолько завуалирована, что население её просто не замечает, это говорит о том, что СМИ может влиять на политические взгляды людей, настолько незаметно, что только отдельные индивиды могут распознать это влияние.

Хотелось бы подчеркнуть, что 54 % респондентов руководствуются во время голосования на выборах информацией, полученной из СМИ, 37 % не руководствуются, а 8 % не принимают участия в выборах — это в основном молодёжь (Рис. 3).

 

Рисунок 3. Мнение респондентов на вопрос « Руководствуетесь ли Вы информацией, полученной из СМИ во время голосования на выборах?»

 

Респонденты, ответившие на этот вопрос положительно, говорили о том, что без информации, полученной в СМИ, просто не смогли бы сделать выбор, т. к. чувствовали бы недостаток информации о деятельности того или иного кандидата или партии. В данном случае СМИ фактически помогает человеку сделать определённый выбор, освещая образ, деятельность и направление политики различных кандидатов и партий.

Подводя итог можно сделать вывод, что СМИ — основной источник политической информации, что позволяет оказывать огромное влияние на политическую позицию индивидов, причём делая это незаметно. Фактически, СМИ полностью формирует политические взгляды населения, помогая им решиться сделать выбор в пользу какого-либо кандидата или партии. В руках средств массовой информации фокусируется огромная власть, которая позволяет им полностью формировать политическое сознание населения.

 

Список литературы:

  1. Крижанич Ю.С. Политика. — Москва. Наука, 2010. — 89 с.
  2. Фадеева А.Д. Политология. — СПБ: бизнес — пресса, 2007. — 111 с.