НАЛОГИ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(191)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(191)
НАЛОГИ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению роли налогов как фактора обеспечения экономической безопасности. Рассмотрены критерии, которые определяют налоговую безопасность. Исходя из факторов налоговой безопасности, определены основные внешние и внутренние угрозы.
Ключевые слова: налоги; налоговая политика; экономическая безопасность; налоговый мониторинг.
Налоговая политика является важнейшим элементом экономической политики любого государства. За счет поступления налогов формируется бюджет, исполнение которого является одним из компонентов обеспечения национальной и экономической безопасности государства.
Анализируя подход различных авторов к определения налоговой политики можно сделать вывод о том, что большинство из них рассматривают данное определение как совокупность факторов, которые позволяют сформировать в стране такую налоговую политику, которая в полной мере может обеспечить не только финансовые потребности публичной власти и отдельных социальных групп общества, но и за счет рационального распределения финансовых ресурсов, в виде поступивших налогов, обеспечить потребность в финансовых ресурсах экономики страны.
Обращаясь к понятию экономической безопасности, то большинство авторов рассматривают ее как возможность поддержания экономики на таком уровне, который позволит обеспечить не только защиту национальных интересов страны, но и обеспечить ей социально направленное развитие. И в этом не последнюю роль играют налоги.
При этом, налоги, как фактор обеспечения национальной и экономической безопасности страны необходимо рассматривать с нескольких точек понимания.
Во – первых, налоги, как фактор обеспечения безопасности необходимо рассматривать как ресурсный фактор, который сосредоточен в руках государства.
Во – вторых, налоги выступают как инструменты, которые в силу своей природы могут воздействовать на социально – экономические процессы в стране.
В-третьих, налоги выступают как фактор взаимосвязи между государством и налогоплательщиками.
Исходя из определяющих факторов налогов в рамках национальной безопасности можно выявить основные определяющие значения налогов, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные определяющие значения налогов как фактора экономической безопасности
При этом, важно учитывать то, что при любых кризисных состояния не только государства, но и его экономики, а также нестабильная система государственного управления неизбежно будет приводить к тому, что в налоговой политики государства будет наступать кризис, тем самым превращая ее в угрозу не только политическому строй, но и государства в целом. Наступление кризиса в налоговой политике государства неизбежно приводит к лишению дееспособности всего государства.
По мнению В.А. Алешина существуют важные критерии, которые определяют налоговую безопасность страны (рисунок 2).
Рисунок 2. Критерии налоговой безопасности
Исходя из представленных критериев безопасности можно определить основные угрозы. Так, по мнению А.Н. Костюкова факторы налоговой безопасности по своей структуре делятся на внутренние и внешние.
Так, к внутренним факторам угроз налоговой политики можно отнести:
- отсутствие эффективной налоговой политики;
- низкоэффективное развитие налоговой политики на региональном уровне;
- отсутствие постоянного налогового законодательства;
- отсутствие эффективной системы налогового контроля со стороны государства;
- высокий уровень коррупции на разных уровнях;
- высокий рост налоговых правонарушений;
- рост уклонения уплаты от налогов, что в свою очередь приводит к снижению уровня поступления налогов в бюджет.
К внешним факторам угроз налоговой политики можно отнести следующие факторы:
- отсутствие стабильных внешних политических отношений государства с другими странами;
- зависимость развития национального рынка от иностранных кредитных средств;
- наложение западными странами экономических и политических санкций в отношении страны;
- нестабильность мировой финансовой системы.
Для того чтобы минимизировать риски возникновения угроз налоговой безопасности страны требуется активизация на высоком уровне государственного финансового контроля. Такой контроль должен возлагаться на специальные органы, и те органы, которые могут быть наделены определенными функциями, что будет соответствовать выполнения условий Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Активизация финансового контроля в области налоговой безопасности возложены на налоговые органы, которые осуществляют такой контроль посредством выездных, камеральных и встречных проверок.
Еще одной формой контроля является налоговый мониторинг. Налоговый мониторинг — это проверка правильности исчисления налогов и сборов, а также полноты их начисления и своевременности их уплаты.
При этом по своей природе налоговый мониторинг заменяет собой другие формы налогового контроля.
Важным моментом, является то, что в понятие «налоговая система» включается не только сфера сбора налогов и их контроля, но и контроль за налоговыми правонарушениями и преступлениями.
Налоговые преступления являются одной из угроз системы налоговой безопасности.
При этом факторами возникновения налоговой преступности являются:
- неполная проработка налогового законодательства;
- возникновение высокой налоговой нагрузки на налогоплательщиков;
- отсутствие высокого уровня налоговой грамотности и дисциплины.
Таким образом, на основании изложенного можно говорить о том, что налоги, как фактор национальной, экономической и налоговой безопасности определяются общими принципами безопасности государства. Исходя из содержания экономической безопасности, налоги и налоговая политика являются факторами такого развития экономики, при котором будут созданы необходимые условия для жизни и развития личности, социально – экономической и военно – политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.