Статья:

Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности региона, как фактор развития

Конференция: VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Ночёвка А.А. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности региона, как фактор развития // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 101-105.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности региона, как фактор развития

Ночёвка Анастасия Алексеевна
специалист сектора обучения в сфере размещения заказов и проведения торгов Южно-Российского института управления-филиала РАНХиГС при Президенте РФ, Россия, г. Ростов-на-Дону

 

Tax stimulation of investment activity of region as factor of development

 

Anastasia Nochyovka

specialist of the training sector Russia, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, South-Russian Institute of management – branch, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В статье рассматривается инвестиционная привлекательность Ростовской области, политика органов исполнительной власти, направленная на улучшение привлекательности региона через налоговое стимулирование инвестиционной деятельности на территории субъекта.

Abstract. The article considers the investment attractiveness of the Rostov region, the policy of the executive authorities, aimed at improving the attractiveness of the region through tax stimulation of investment activity in territory of the subject.

 

Ключевые слова: развитие региона; инвестиции; инвестиционная деятельности; региональная инвестиционная политика.

Keywords: the development of the region; investments; investment; regional investment policy.

 

Управление развитием региона в сторону повышения уровня его социально-экономической устойчивости при модернизации межбюджетных отношений в многонациональной стране, в условиях, наблюдающихся в мировой экономике кризисных явлений, является сложной комплексной задачей. [3, c.174]

Современная экономика не может эффективно развиваться без инвестиций, которые по определению Федерального закона от 25.02.1999 №39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”, которые представляют собой “денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта”[2, с.1]

Наличие в достаточном объеме инвестиционных ресурсов, их результативное применение, предопределяют хорошее экономическое состояние региона, платежеспособность, экономическую стабильность.

Инвестиции необходимы для обеспечения стабильного финансового состояния, повышения конкурентоспособности региона и притока рабочей силы.  В Ростовской области происходит ежегодный рост инвестиции. Так по итогам 2015 года объем инвестиций в Ростовской области составил 291 029,4 млн рублей, что на 7,8 % больше планового объема инвестиций 2015 года и на 9,7 % больше итогов 2014 года. На прирост инвестиций влияет множество факторов, помимо прочего к Ростовской области применим ряд следующих: благоприятные природно-климатические условия; ресурсный потенциал; уникальное географическое положение, получившие в название «ворот Северного Кавказа»; развитая транспортная инфраструктура; развитая сеть образовательных и научных учреждений, наличие высокотехнологических производств; высокий уровень потребительского рынка.

Инвестиционная стратегия Ростовской области формируется в соответствии со стратегией социально-экономического развития до 2020 года, Областной программой «Государственная программа Ростовской Области «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014-2020 годы»».

В настоящее время, инвестиционная деятельность, является обязательным компонентом развития современной экономики. Исследование инвестиционного климата на территории России продемонстрировало потребность применения новых подходов к созданию условий для привлечения инвестиций и новому качеству работы региональных управленческих команд. В рамках решения данной проблемы было  разработано 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Федерации по наиболее важным факторам, влияющим на улучшение инвестиционного климата в регионах, данные модели утверждены и приняты в Ростовской области. Модели содержат программы улучшения осуществления деятельности специализированными органами государственной власти в уровне региона, так и улучшения самой инвестиционной среды для привлечения новых средств и развития малого и среднего предпринимательства.

Основными факторами, влияющими на инвестиционный климат, считаются: уровень ресурсного, трудового и финансового потенциала; административные барьеры для выхода на рынок, проводимая налоговая политика и качество законодательства в сфере налогообложения; наличие развитой инфраструктуры (транспортно-логистической, производственной); качество правового поля в инвестиционной сфере; политическая и экономическая стабильность; степень правовой защиты экономических субъектов; доступность финансовых и кредитных ресурсов. Среди перечисленных факторов особое место занимает налоговая система государства.

В мировой практике выделяют следующие виды налогового стимулирования: налоговые освобождения, изменения срока уплаты налогов и налоговые скидки. В Ростовской области налоговая поддержка выражается в следующих направлениях: льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль организаций. Перечисленные льготы применимы для инвесторов в период окупаемости инвестиционного проекта, но не более пяти лет, в том числе:

-  по налогу на имущество организаций в размере 1,1%, в рамках реализации инвестиционного проекта, но данная ставка не распространяется на имущество, взятое в аренду;

- организации, реализующие инвестпроекты с объемом капитальных вложений  300 млн. рублей и более освобождаются от уплаты налога на имущество организаций.

Преференция по налогу на прибыль распространяется для  организаций, которые соответствуют следующим критериям:

-  инвестиционная деятельность осуществляется на территории Ростовской области;

- общественная организация инвалидов или организация, уставной капитал которой полностью состоит из взносов социальных учреждений инвалидов;

- организации уголовно-исполнительной системы, исполняющие наказания;

-  СМИ, полиграфическая компания.

Для данных предприятий ставка налога на прибыль, уплачиваемая в областной бюджет составляет 13,5%.

В рамках развития инвестиционной привлекательности на муниципальном уровне также созданы налоговые льготы: по земельному налогу и по налогу на имущество физических лиц. Данные льготы предоставляются инвесторам на условиях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах, муниципальными нормативными правовыми актами и заключенным инвестиционным соглашением. Для получения льгот на муниципальном уровне необходимо вести раздельный учет результатов по инвестиционному проекту (доходов, расходов и финансовых результатов).

Несмотря на существующую систему поддержки инвесторов, в регионе назрел ряд проблем, которые необходимо решать. В частности, в сфере налогообложения, необходимо внести изменения в законодательную базу, которые бы расширили государственные гарантии и перечень преференций для инвесторов. Поскольку существующая мера снижения налоговой нагрузки, в рамках существующего предоставления льгот по налогу на имущество и налогу на прибыль не способна кардинальным образом поспособствовать притоку инвесторов. Необходим анализ инвестиционной политики соседних регионов, с возможностью перенять наиболее успешный опыт. Так, например, в Краснодарском крае льготное налогообложение имущества инвесторов включает полное освобождение от выплат по данному налогу, на период окупаемости проекта.

Рыночная экономика позволяет использовать многие инструменты и методы стимулирования инвестиционной деятельности и наращивания объема инвестиционных потоков, но значительное место принадлежит такому инструменту, как налоговая система. На современном этапе государственная политика по использованию инструментария налогового регулирования и стимуляции должна быть адаптирована к непостоянству экономической среды и новым экономическим реалиям. Согласована с растущими потребностями потенциальных инвесторов, инвестиционная политика должна создавать комфортные условия  для  предпринимателей внутри региона.

 

Список литературы:
1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
2. ФЗ № 39 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
3. Кюрджиев С.П. Социально-экономическая политика региона, направленная на переход к устойчивому развитию в условиях модернизации межбюджетных отношений//Журнал Terra Economicus.2010. № 3-3. Том 8 С. 174-181
4. Кюрджиев С.П. Экономически устойчивое развитие региона при реформировании межбюджетных отношений: факторы обеспечения и инвестиционно-финансовый механизм повышения результативности управления: Монография. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009.
5. Сайт Министерства экономического развития Ростовской области. Инвестиционный портал Ростовской области. URL: http://invest-don.com/ru/investment/(дата обращения 26.03.2017)