Статья:

Механизм структурной модернизации промышленности региона

Конференция: XXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Региональная экономика

Выходные данные
Щепакин М.Б., Губин В.А. Механизм структурной модернизации промышленности региона // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(37). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 9-13.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Механизм структурной модернизации промышленности региона

Щепакин Михаил Борисович
д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой маркетинга и бизнес-коммуникаций, Кубанский государственный технологический университет, РФ, г. Краснодар
Губин Виктор Анатольевич
д-р экон. наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры маркетинга и бизнес-коммуникаций, Кубанский государственный технологический университет, РФ, г. Краснодар

 

MECHANISM OF STRUCTURAL MODERNIZATION OF THE REGION'S INDUSTRY

 

Mikhail Shchepakin

Doctor of Economics, Professor, Head Department of Marketing and Business Communications, Kuban state technological University, Russia, Krasnodar

Viktor Gubin

Doctor of Economics, Senior Researcher, Professor Department of Marketing and Business Communications, Kuban state technological University, Russia, Krasnodar

 

Аннотация. В статье раскрыто понятие и дана содержательно-структурная характеристика механизма структурной модернизации промышленности региона, проанализированы конструктивный, коррективный и деструктивный компоненты этого механизма.

Abstract. The article reveals the concept and gives a content-structural characteristic of the mechanism of structural modernization of the region's industry, analyzes the constructive, corrective and destructive components of this mechanism.

 

Ключевые слова: структурная модернизация; промышленность региона; маркетинговый имплант; ресурсный декомпенсатор; реструктуризационный цикл.

Keywords: structural modernization; regional industry; marketing implant; resource decompensator; restructuring cycle.

 

Модернизационные преобразования промышленной сферы экономики в регионе должны быть нацелены на обеспечение устойчивого равновесия входящих в нее хозяйствующих субъектов (или комплексов, или бизнес-единиц, или их объединений) и направлены на формирование такого положения этой сферы в рыночном пространстве, при котором субъекты, выведенные  из состояния стабильного функционирования и развития посредством нарастания или углубления противоречий разного характера, масштаба и направленности внутри бизнеса или вне его, предпринимают усилия для занятия конкурентоспособных позиций. Механизм структурной модернизации – совокупность состояний и процессов, направленных на изменение внутреннего устройства и системы взаимосвязей между ее элементами и компонентами потенциала промышленности региона, позволяющих обеспечить структурную состоятельность промышленности региона с позиции решения стратегических задач ее развития.

Механизм структурной модернизации промышленности региона в алгоритмическом контексте объединяет в себе: 1) определение количественных и качественных параметров потенциала промышленности региона, необходимого для решения стоящих перед ней стратегических задач;  2) оценку количественных и качественных параметров имеющегося потенциала субъектов промышленного комплекса региона; 3) оценку степени структурного соответствия потенциала промышленности региона поставленным стратегическим задачам;  4) определение приоритетных зон структурной модернизации и выявление его ключевого звена, наделяемого свойствами регионального маркетингового импланта; 5) разработку и реализацию программ структурной модернизации промышленности региона, обеспечивающих достижение требуемых параметров ее потенциала; 6) мониторинг и корректировку программ структурной модернизации промышленности региона с учетом изменений потенциалов по субъектам хозяйствования; 7) достижение желаемых (заданных) параметров потенциала промышленности региона; 8) решение стратегических задач развития промышленности региона на основе рационализации использования совокупности вовлекаемых в модернизационные преобразования ресурсов. При построении механизма управления реструктуризацией промышленного комплекса региона следует выявлять и обозначать такой региональный маркетинговый имплант, на базе которого будут выстраиваться расширяющиеся взаимосвязи заинтересованных в сотрудничестве рыночных акторов и будут формироваться ресурсные потоки, способные стабилизировать реструктуризационные циклы хозяйствующих субъектов. Последние должны быть мотивированы на сотрудничество и на разрешение противоречий, разногласий и конфликтов разного характера для активизации их инновационной способности на построение инновационных цепочек, в рамках которых будут формироваться изменения различных потенциалов субъектов. «Кольцо» противоречий разного характера определяет содержание, масштаб и качественный уровень выстраиваемого реструктуризационного цикла на каждом предприятии промышленного комплекса. Это «кольцо»  является источником тех возможностей, которые могут быть использованы для изменения потенциалов субъектов в необходимом направлении при достижении консенсуса между противоборствующими сторонами. Ограниченность ресурсов при формировании программ реструктуризации вынуждает бизнес подключать к реализации намеченных решений ресурсный декомпенсатор (предложен авторами), формируемый субъектами внешнего окружения и сопряженных сфер деятельности. В границах единого мотивационного поля субъектов на рациональное использование ресурсов маркетингово-поведенческий фактор изменяет свое влияние под действием социально-экономического вектора развития экономики региона [1, с.1713].

Механизм управления структурной модернизацией промышленности региона в маркетингово-компонентном контексте объединяет в себе изменение составных частей ее потенциала, а именно:

а) кадрового (трудового);

б) технологического;

в) производственно технического;

г) ресурсного (материального, сырьевого, энергетического и т.д.);

д) маркетингового;

е) организационно-управленческого;

ж) поведенческого;

и) коммуникационного;

к) мотивационного (предложено авторами).

Совокупность обозначенных потенциалов формирует интегральный показатель эффективности структурной модернизации. Его несоответствие требуемому уровню (в разрезе составляющих) вынуждает хозяйствующие субъекты разрабатывать меры по изменению потенциалов, вовлекая для этого заинтересованных в сотрудничестве рыночных агентов, располагающих теми или иными ресурсами для построения рационального реструктуризационного цикла каждым из этих субъектов. Механизм управления структурной модернизацией промышленности региона в содержательном контексте характеризуется конструктивной, коррективной и деструктивной направленностью осуществляемых в его рамках воздействий, обеспечивающие разрешение имеющихся противоречий и конфликтов.

Механизм конструктивной модернизации предусматривает комплекс модернизационных воздействий. Последние ориентированы на:  а) на качественные изменения внутреннего состояния субъектов; б) на расширение  и перегруппировку взаимосвязей между элементами системы; в) на изменение потенциалов разных компонентов промышленности региона посредством создания принципиально новых производств; г) на формирование инновационных цепочек создания стоимости (в том числе и на базе регионального маркетингового импланта, предложенного авторами) [2]; д) на создание новых бизнес-единиц или их объединений (кластеров, субкластеров), деятельность которых обеспечивает достижение стратегических целей регионального развития. Механизм коррективной модернизации предусматривает модернизационные воздействия, обеспечивающие количественные изменения различных потенциалов промышленности региона (в том числе в разрезе хозяйствующих субъектов) посредством перегруппировки ресурсов и возможностей субъектов  для достижения  сбалансированного внутреннего состояния в системе выстраиваемых отношений между элементами (компонентами) промышленного комплекса и вне его, а также для поддержания рациональных взаимосвязей между структурными подразделениями существующих производств, действующих бизнес-единиц или их объединений (кластеров, субкластеров) в интересах укрепления конкурентоспособности промышленного комплекса региона и решения задач по обеспечению экономического роста экономики локального территориального образования. Механизм деструктивной модернизации предусматривает модернизационные воздействия, обеспечивающие изменение потенциала промышленности региона посредством полного или частичного разрушения существующих и формирующих ее производств, а также ликвидации хозяйствующих субъектов (бизнес-единиц) или их объединений (кластеров, субкластеров), деятельность которых не обеспечивает или не способствует достижению стратегических целей регионального развития в условиях реального ресурсопокрытия. Деструктивная модернизация всегда связана с уничтожением малоэффективных цепочек создания стоимости, с разрушением существующего промышленного потенциала и отказом от инновационных преобразований на качественно новой (или прогрессивной) технологической платформе.

Модернизационные структурные преобразования создают предпосылки для обеспечения устойчивого равновесия субъектов и их объединений в промышленной сфере экономики региона, поскольку являются инструментом разрешения противоречий по распределению ресурсов и благ в обществе на основе инновационных изменений в системообразующих звеньях экономики страны и отдельных территорий [3, c.12]. Инновационные изменения должны фокусироваться в направлении реализации социально-экономического вектора развития, поддерживаемого усилиями государства, общества и рядового человека в процессе достижения баланса интересов и выгод между всеми участниками экономического пространства в ходе переговорных процессов.     

 

Список литературы: 
1. Щепакин М.Б., Губин В.А.  Приоритеты в реструктуризации промыш-ленности Краснодарского края и факторы, определяющие ее эффективность // Экономические отношения. – 2019. − № 3. – С. 1711-1734. 
2. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Кривошеева Е.В., Иванов Д.Н. Марке-тинговый имплант как инструмент управления развитием бизнеса в условиях обострения противоречий разного характера // Journal of Economic Regula-tion (Вопросы регулирования экономики). ‒ 2017. ‒ Т. 8. ‒ № 4. ‒ С. 80-98.
3. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Губин В.А. Маркетинговое управле-ние нестабильным предприятием при реализации модернизационных преоб-разований // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 1.  – С. 11-36.