Современные проблемы инвестиционной деятельности банков на основе банковского рынка региона РФ
Конференция: X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Финансы, денежное обращение и кредит
X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Современные проблемы инвестиционной деятельности банков на основе банковского рынка региона РФ
Аннотация. В российской экономике в последнее время появляются все более новые подходы упрощения ведения инвестиционной деятельности банка. В статье рассматриваются проблемы достаточности инвестиционных ресурсов банка, проводится анализ банковской системы регионов РФ.
Ключевые слова: инвестиционный портфель; банковский сектор; инвестиционная деятельность банков; рынок банковских услуг.
Современная банковская система переживает не лучшие времена. Отток иностранных инвесторов вынуждает игроков приспосабливаться к нынешним реалиям инвестиционного рынка.
Как любая несовершенная система, инвестиционная деятельность банка требует определенных доработок и решений проблем. Рассматривая проблемы российских банков, важно выделить такой аспект, как привлечение инвестиционных ресурсов. Российский инвестиционный рынок занимает низкую позицию – менее одного процента от общемирового, что является перспективным развитием данного направления движения капитала.
Российское законодательство предоставляет достаточно широкие возможности самостоятельного выбора банками приоритетных направлений их деятельности. Инвестиционная деятельность участников фондового рынка в большинстве стран мира регламентируется органами надзора, а для банков дополняется еще и регулятивными требованиями центральных банков. Это отражается на принятии инвестиционных решений и формировании портфеля ценных бумаг банка. Для российских банков в этом смысле важным аспектом являются установленные Центральным Банком РФ нормативы.
Требования Банка России к величине уставного капитала, к поддержанию соответственно нормативу Н1 величины собственного капитала банками объективно ограничивают возможности значительного числа банков в сфере инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг.
Кроме того, Банк России ввел в число обязательных экономических нормативов норматив Н12 – использование собственных средств (капитала) банка для приобретения долей (акций) других юридических лиц. Норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения долей (акций) других юридических лиц (H12) устанавливает, что банк не может приобретать акции и доли в капитале на общую сумму более 25 процентов от собственных средств, а также на сумму не более 5 процентов собственных средств в акции и доли одного юридического лица (Н12.1). Это ограничение обосновывается повышенным риском операций с ценными бумагами – в отличие от инвестиционного кредита в данном случае возникает дополнительный риск курсовой разницы (изменения цены акций).
Консервативная стратегия большинства банков, стремящихся вложиться в высоколиквидные активы и облигации надежных эмитентов, отмечается и специалистами Центробанка. Несмотря на завершение острой фазы кризиса 2014-2015 годов, большинство участников отрасли не расслабляются и стремятся улучшить качество своих портфелей. На фоне повышенного внимания ЦБ и активной зачистки сектора это не выглядит перестраховкой.
В коммерческих банках существуют ограничения (лимиты) кредитования на одного заемщика. Этот норматив нацеливает банк на диверсификацию своего кредитного портфеля и уменьшает риск банкротства в случае невыполнения каким-либо заемщиком обязательств перед банком. Данный норматив тесно связан с капиталом банка. В связи с тем, что собственный капитал российских банков невелик, то и сумма кредитов одному заемщику является небольшой, так как она ограничена соответствующим нормативом.
Поэтому отметим, что мелкий банк не может иметь активы для финансирования крупных проектов, для этого нужны консорциумы, пулы, через которые можно осуществить финансирование крупных проектов. У региональных банков нет средств для осуществления инвестиционной деятельности на рынке в крупных объемах, а в совокупности они могли бы достичь весомых результатов.
Поскольку процесс управления инвестициями банка связан с необходимостью вложения финансовых ресурсов, у любого банка в современных условиях неизбежно возникает ряд проблем, вызванных поиском и выбором источников образования инвестиционных ресурсов и эффективностью их реализации.
Учитывая имеющийся некоторый дефицит собственных средств региональных банков, одной из важнейших задач управления инвестиционной деятельностью является поиск финансовых ресурсов среди иных источников: заемных и привлеченных. Возможность привлечения финансовых ресурсов в объемах, необходимых для обеспечения крупномасштабной инвестиционной деятельности республиканских банков, посредством, например, акционерного финансирования, облигационного заимствования, является весьма ограниченной. Данными методами финансирования в настоящий момент времени могут воспользоваться лишь крупнейшие, инвестиционно-привлекательные банки.
Можно предположить, что создание консорциума отдельных банков позволяет объединить их финансовые, материальные и иные ресурсы по координации инвестиционной деятельности в течение определенного срока для реализации инвестиционного проекта, проведения дополнительных мероприятий, направленных на обеспечение необходимых требований функционирования проектной компании, успешную реализацию проекта.
В роли консолидированного кредитора могут выступать банковские консорциумы, в которых уполномоченные банки выполняют функции руководителей пула. Банковские организации могут не только предоставлять денежные ресурсы, но и «разрабатывать структуру и финансовые схемы проекта, заниматься подготовкой информационных меморандумов, разработкой «идеологии» кредитной документации, «упаковкой» проектов, выполнять функции гаранта, предоставляя по поручению своих клиентов гарантии».
Роль банков в инвестиционной деятельности, безусловно, велика. Доказательством может являться статистическая информация. Ведущими источниками финансирования являются банковские кредиты, которые за последние 10 лет составляли 80-95% всех сделок. С 2007-го по 2017 г. прослеживается увеличение банковских ссуд, выданных для реализации инвестиционных проектов, более чем в 3 раза. Небольшой спад (7%) займов произошел из-за банковской сферы стран ЕС. Проблема, проявившаяся летом 2011 г., связана с банковским кризисом стран Еврозоны и ограниченной возможностью предоставления кредитов.
Второй важной, по нашему мнению, проблемой инвестиционной деятельности банка является отсутствие льготных условий для привлечения инвестиций. Для серьезного заемщика нужно соблюсти нормативы ЦБ, в том числе Н4 (Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, к собственным средствам (капиталу) банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, скорректированным на величину минимального совокупного остатка средств по счетам со сроком исполнения обязательств до 365 календарных дней и счетам до востребования физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций).
На сегодняшний день, согласно действующему Налоговому кодексу, граждане уплачивают налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13% как со спекулятивного дохода, возникающего в случае, когда удается продать облигации дороже цены покупки, так и с купонного. В то же время при инвестировании в облигации федерального займа (ОФЗ), выпускаемые Минфином РФ, НДФЛ на купонный доход не взимается. Не нужно платить НДФЛ и с процентов по депозитам. В итоге инвестиции в облигации банков и компаний с точки зрения налогообложения становятся менее выгодными для граждан, чем ОФЗ и банковские вклады.
Предложение президента должно было исправить эту ситуацию, но на его реализацию понадобилось более года. Законопроект с поправками в Налоговый кодекс об освобождении купонного дохода по корпоративным бондам от НДФЛ Госдума приняла только 15 февраля 2017 года [27].
В нынешнем варианте льгота касается лишь облигаций, выпущенных в течение 4 лет, с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020-го. Кроме того, слишком высокий купонный доход, превышающий ключевую ставку на 5 процентных пунктов и более, все-таки не будет освобождаться от НДФЛ. Сейчас, при ключевой ставке 8,5% годовых, это ограничение значения не имеет: облигации с купонами 15% годовых в последнее время никто из эмитентов не размещает. Но при снижении ключевой ставки и росте рыночных доходностей теоретически может возникнуть ситуация, когда данное ограничение нужно будет принимать во внимание.
Интерес к таким бумагам после освобождения купонов от НДФЛ, безусловно, повысится. Доходности могут упасть, а цены, соответственно, вырасти, что можно рассматривать как вариант среднесрочной стратегии. Однако эффект этот будет, скорее всего, краткосрочным: рынок быстро отыграет этот рост.
В последние годы, по данным Московской биржи, среди покупателей облигаций на первичном рынке, а именно непосредственно при размещении, доля физических лиц колеблется в пределах 0,1-0,2%, то есть практически незаметна. В оборотах вторичных торгов граждане занимали до 3,9%, но в 2016 году их доля упала более чем вдвое.
Инвестор имеет возможность включить корпоративные облигации в свой портфель на индивидуальном инвестиционном счете и с учетом выбора вычета по типу А получить дополнительный доход за счет возврата НДФЛ, уплаченного по основному источнику дохода. Ставка НДФЛ, как известно, составляет 13%, и итоговый финансовый результат становится еще более привлекательным для инвестора.
Для большей заинтересованности граждан во вложения в корпоративные бонды необходимо повышать их финансовую грамотность и популяризировать льготы и преференции для частных инвесторов, как это делается уже 2 года в отношении самих ИИС.
Облигации государственного займа для граждан – возможность инвестировать накопления в надежде получения процентов в будущем. Главной особенностью является ограниченность срока действия этого инструмента. Так, датой эмиссии ценных бумаг является 26.04.2017 года, а погашение должно быть произведено через три года – до 29.04.2020-го.
Итак, если доходность облигаций банка меньше 13% окажется сопоставимой с таковой по ОФЗ, то целесообразно будет из-за 2018-19 годов брать облигации ОФЗ.
Решить проблемы удешевления стоимости финансовых ресурсов, удлинения сроков заимствования и увеличения объема привлекаемых средств банкам позволяет рынок облигаций. Осуществляя эмиссию облигаций, банки напрямую обращаются к инвесторам и продают им облигации. Помимо удешевления стоимости привлекаемых ресурсов банки при выпуске облигаций добиваются и удлинения сроков заимствования. Выпуская облигации, они сами конструируют облигационный заем и определяют длительность обращения ценных бумаг.
Устанавливая сроки обращения облигаций, эмитент руководствуется тем, на сколько лет ему необходимы инвестиционные ресурсы и готов ли рынок предоставить ему эти ресурсы на данный срок. Опыт показывает, что инвесторы внимательно оценивают финансовое состояние эмитента, перспективы его развития и способность обслуживать облигационный заем. Если инвесторы оценивают эмитента как надежного заемщика, то они готовы покупать долгосрочные облигации. В настоящее время средний срок, на который выпускаются облигации, составляет около 4 лет.
Для устранения выявленных в данном параграфе проблем можно предложить следующее решение: создание безотзывных вкладов. Суть безотзывных вкладов в том, что с них нельзя частично или полностью снять деньги до установленного в договоре срока. Сегодня все вклады в России считаются отзывными, то есть в любой момент можно прийти в банк и потребовать деньги со счета. Это касается как срочных депозитов, так и вкладов до востребования, а положение об этом закреплено Гражданским кодексом РФ о видах вкладов в статье 837. Исключение сделано только для юрлиц в случае, когда условия возврата особым образом оговорены в договоре с банком.
Для населения такой вид депозитов даже привлекательнее. Они довольно востребованы, поскольку ставки по ним выше, чем у отзывных. Причина в том, что безотзывной депозит дает кредитной организации гарантию наличия средств на долгий период, поэтому банкиры начинают предлагать более высокие проценты по ним.
Преимуществом безотзывных вкладов является то, что они удешевляют способы привлечения денег для инвестирования, благодаря чему банки перестанут держать резервы на вклады отзывные и направят свободные денежные средства на инвестирование.
Также они помогут увеличить стабильность срочных пассивов. Но они выгодны и вкладчикам. Их преимущество – более высокая доходность по сравнению с обычными вкладами.
Следует отметить, что данная мера отнюдь не приведет к изъятию из продуктовых линеек срочных вкладов, так как это может спровоцировать масштабный отток средств вкладчиков из банка. В депозитных линейках кредитных организаций будут как отзывные, так и безотзывные продукты, и клиенты смогут выбирать наиболее подходящий тип вклада для себя. А вкладчики на этот продукт найдутся, прежде всего, в связи с повышенной доходностью, которую банки будут устанавливать по сравнению с доходностью по вкладам с возможностью досрочного изъятия.
Кроме этого, наличие в банковской системе долгосрочных безотзывных вкладов населения можно рассматривать как некую страховку от рисков ликвидности.
Мы полагаем, что институт «безотзывных» вкладов был бы полезен рынку. Но должна быть тщательная проработка формулировок закона, без возможностей неоднозначного толкования. Необходимо добиться сочетания ГК, ФЗ «О банках и банковской деятельности» и ФЗ «О защите прав потребителей». Возможно, следует предусмотреть условия, при которых банк вправе предложить такие депозиты, например, при наличии и иных «обычных» депозитов. Неточности в законе могут позволить начать судебные процедуры, связанные с оспариванием сделки – депозита. В целом точность формулировок – это не так и сложно, но совершенно не присуще современному, в т. ч. финансовому, законодательству.
В развитых странах безотзывной вклад является обычным финансовым инструментом и не вызывает со стороны граждан какого-либо недовольства. Более того, при принятии данного законопроекта государственные гарантии по вкладам будут действовать и дальше, а появление безотзывных вкладов не будет сопровождаться массовым снижением ставок по срочным продуктам из-за обостренной конкуренции на банковском рынке.
В настоящих реалиях российским банкам достаточно сложно осуществлять долгосрочные инвестиции в силу высокой волатильности финансового рынка, а также наличия многообразных рисков, которые сложно смоделировать и спрогнозировать. В результате этого инвестиции коммерческих банков в ценные бумаги в своей основе являются краткосрочными.
В заключение рассмотрения данного вопроса отметим, что основной проблемой российских банков считается привлечение инвестиционных ресурсов. По нашему мнению, на данный момент существуют две основные проблемы инвестиционной деятельности банка: расчет показателя норматива для мелкого банка и необходимость льготных условий для привлечения инвестиций. Мелкий банк не может иметь активы для финансирования крупных проектов, для этого нужны консорциумы, пулы, чтобы через них осуществлялось финансирование крупных проектов. Нами выявлено, что создание консорциума отдельных банков позволяет объединить их финансовые, материальные и иные ресурсы по координации инвестиционной деятельности в течение определенного срока для реализации инвестиционного проекта. Для устранения выявленных в данном параграфе проблем можно предложить такой путь решения, как создание безотзывных вкладов. Идею ввести такой инструмент поддерживает Банк России. Но пока все находится на уровне законопроекта, внесенного на рассмотрение в Госдуму. Суть безотзывных вкладов в том, что с них нельзя частично или полностью снять деньги до установленного в договоре срока. Также отметим, что были приняты меры по НДФЛ по корпоративным облигациям в 2017 году, это позволило увеличить объем привлеченных инвестиций.