Статья:

Перспективы развития международных транспортных коридоров Таджикистана

Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Наджмиддинов Д.И., Абдурахмонов Д.М. Перспективы развития международных транспортных коридоров Таджикистана // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XLVI междунар. науч.-практ. конф. — № 1(46). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 50-54.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Перспективы развития международных транспортных коридоров Таджикистана

Наджмиддинов Давлатмурод Исломиддинович
ассистент, Бохтарский государственный университет имени Носира Хусрава, Республика Таджикистан, г. Бохтар
Абдурахмонов Давлат Махмадюнусович
ассистент, Бохтарский государственный университет имени Носира Хусрава, Республика Таджикистан, г. Бохтар

 

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDORS OF TAJIKISTAN

 

Davlatmurod Nadzhmiddinov

Assistant, Bokhtar State University named after Nasir Khusraw, Republic of Tajikistan, Bokhtar

Davlat Abdurahmonov

Assistant, Bokhtar State University named after Nasir Khusraw, Republic of Tajikistan, Bokhtar

 

Аннотация. В статье рассматривается роль международных транспортных коридоров Республики Таджикистан в условиях интеграции в мировое хозяйство. Раскрывается транспортный потенциал Республики Таджикистан в области организации транзита и перспективы его развития. Обоснована эффективность развития международных транспортных коридоров в Республике Таджикистан и приведены ее наиболее перспективные направления.

Abstract. The article examines the role of international transport corridors of the Republic of Tajikistan in the context of integration into the world economy. The transport potential of the Republic of Tajikistan in the field of transit organization and the prospects for its development are revealed. The effectiveness of the development of international transport corridors in the Republic of Tajikistan is substantiated and its most promising directions are given.

 

Ключевые слова: экономика; транспорт; развитие; транспортная система; транспортная инфраструктура; транспортные коридоры.

Keywords: economy; transport; development; transport system; transport infrastructure; transport corridors.

 

Целенаправленная и постепенная интеграция всего транспортного комплекса любой отдельно взятой страны в мировую транспортную систему путем развития международных транспортных коридоров позволяет обеспечивать как дополнительные поступления в бюджет, так и стимулирование инвестиционной активности, привлечение капитала из-за границы, совершенствование технологий транспортировки, транспортной инфраструктуры страны в целом и развитие экономики ее регионов [1].

Развитие международных транспортных коридоров можно рассматривать как одно из приоритетных направлений, проводимых в области транспортной политики Республики Таджикистан, на пути к усилению ее интеграции в мировую транспортно-логистическую систему. Географическое положение Таджикистана имеет хорошие предпосылки для того, чтобы можно было привлечь достаточно инвестиций и поддержки от тех стран, которые заинтересованы в развитии транзитных транспортных коридоров, что повлечет за собой рост эффективности в управлении международными перевозками. В свою очередь данное обстоятельство предполагает внедрение в обязательном порядке применение современных транспортных средств и новейших транспортных технологий при международных перевозках.

После распада Советского Союза Республика Таджикистан получила статус современной геополитической единицы и, как следствие, оказалась в зоне повышенного внимания как ведущих мировых игроков, таких как США, Россия, Китай, Евросоюз, но и прочих государств: Иран, Турция, Индия, Афганистан, Япония, Пакистан. Данный факт, в первую очередь, связан с потенциально богатой сырьевой базой Таджикистана, а также с его выгодным стратегическим географическим положением страны, которое обуславливает его значительный транзитный потенциал.

Место и значение транспортно-логистической системы Республики Таджикистан для геополитического развития региона является уникальным и его достаточно сложно переоценить. Можно выделить несколько важных факторов, которые будут способствовать этому, рассмотрим их ниже.

Таджикистан в силу своего геополитического положения, исторических традиций и экономического потенциала выступает как активный сторонник международной интеграции и развития регионального сотрудничества со странами Центральной Азии.

Транспорт имеет ключевую роль в обеспечении и стимулировании геополитического взаимодействия региона. В свою очередь, Республика Таджикистан, находится на перекрестке таких крупных транспортно-транзитных коридоров, как Запад-Восток и Север – Юг и, следовательно, может быть мостом между странами Европы, Ближнего Востока, а также Юго-Восточной Азии. Географическое положение Республики дает возможность осуществить транзитные перевозки почти по всем направлениям в кратчайшие сроки.

В Таджикистане сейчас определены три ключевых транспортно-транзитных коридора, включенных в сеть Азиатских автомобильных дорог и имеющих международное значение. К ним относят следующие маршруты: международный маршрут АН-7 граница Узбекистана—Худжанда—Душанбе—Нижний Пяндж—граница Республики Афганистан, маршрут АН-65 граница Кыргызстан—Карамык—Вахдат—Душанбе—Турсунзаде—Узун—Термез, маршрут АН-66 Душанбе—Куляб—Калайхумб—Хорог—Мургаб—перевал Кулма—граница КНР с выходом на Каракорумское шоссе. Два из вышеуказанных транспортно-транзитных коридоров проходят с Востока на Запад страны, а один - с Севера на Юг.

Транзитные коридоры и мультимодальные (интермодальные) маршруты, которые проходят через Республику Таджикистан, позволяют обеспечивать связь стран СНГ с Индией, Пакистаном и Северным Афганистаном, странами Персидского залива, КНР и прочими странами данного региона [2].

Выгодное географическое положение Республики Таджикистан позволяет организовывать обслуживание транзитных грузопотоков между странами Центральной Азии в наземном сообщении средствами и силами собственной автотранспортной системы региона [3].

Ввод в эксплуатацию 6 мостов (Нижний Пяндж, Рузвай, Тем, Ишкашим, Шурообад и Вандж) через реку Пяндж, позволяет обеспечивать как альтернативу кратчайшего пути из стран СНГ в Северный Афганистан. А восстановление автодороги Душанбе — Бохтар — Куляб и ввод в эксплуатацию нескольких участков дорог по трассе Куляб — Калайхумб дает возможность круглогодичного движения транспортных средств по международному транспортному маршруту Душанбе — Куляб — Калайхумб — Хорог — Мургоб — КНР с выходом на Каракарумское шоссе.

Также стоит выделить тот факт, что 18 июня 2003 года президентами Таджикистана, Ирана и Афганистана была подписана договоренность о разрешении и реконструкции применения автомобильных транспортных коридоров, которые проходят по территории данных стран:

- Чобахар — Заидан — Пули Милак — Зарандж — Дилором — Гират — Мазори Шариф — Шерхон Бандар — Душанбе;

- Душанбе (Таджикистан) — Шерхон Бандар — Мазори Шариф – Гират (Афганистан) — Дугорун — Каин — Заидан — Чобахар (Иран);

- Бозаргон — Тегеран — Машхад — Дугорун — Гират — Шибирган — Мазори Шариф — Шерхон Бандар — Душанбе;

- Бандар Аббас — Дугорун — Гират — Шибирган — Мазори Шариф — Шерхон Бандар — Душанбе.

Передвижение по данным транспортным маршрутам позволяет значительно сократить время и расстояние доставки грузов к крупным морским портам, таким, как Стамбул, Бандар-Аббас и прочим.

Как один из элементов регионального транспортного комплекса, транспортно-логистическая система Республики Таджикистан, способствует изменению характера международных грузопотоков, а также повышает их транзитный потенциал. Ключевую роль в международных перевозках играет транзит через территорию Таджикистана, который позволяет оптимально применять имеющиеся резервы провозных возможностей транспортных национальных систем [4].

Особо следует отметить, что развитие транспортных магистралей Таджикистана и северных провинций Афганистана позволяет перейти на более качественный новый уровень торгово-экономических отношений между странами Центральной Азии. Следовательно, можно прогнозировать рост товарооборота на транзитном коридоре Кундуз — Нижний Пяндж — Душанбе — Худжанд — Ташкент, который проходит по территории Таджикистана, Афганистана и Узбекистана, а также строительство и реконструкция автодороги Душанбе — Худжанд — Ташкент.

Большое значение для геополитического развития Таджикистана в особенности для интенсификации торгово-экономических отношений, играет транспортный коридор граница Узбекистана — Душанбе — Джиргиталь — граница Кыргызстана длиной 429 км. Данный торговый маршрут выступает как приоритетный из всех действующих коридоров, которые обеспечивают транспортировку товаров из КНР в другие государства. Большую ценность имеет также международный транспортный коридор в страны Юго-Восточной Азии и к портам Индийского океана, с выходом на Каракарумское шоссе.

Прокладка транзитных путей через Таджикистан способствует стимулированию региональной интеграции поскольку делает государства взаимозависимыми в решении каких-либо проблем политического или экономического аспекта. Диверсификация экспортных маршрутов также позволит странам на постоянной основе повышать свою привлекательность для международных грузоотправителей и, следовательно, нарастить транзитные грузопотоки [5].

Таким образом, одним из ключевых направлений по развитию экономики Республики Таджикистан выступает строительство альтернативных железнодорожных и автомобильных дорог, значительное улучшение состояния транспортной инфраструктуры и услуг. Все это положительно отобразиться как на развитии Республики и состоянии национальной экономики в частности, так и на геополитической позиции Центрально-Азиатского региона в целом, позволит оптимизировать процесс интеграции транспортной инфраструктуры Республики Таджикистан в региональную транспортно-логистическую систему.

 

Список литературы:
1. Азимов П.Х. Роль международных транспортных коридоров в процессе глобализации экономик стран Центральной Азии // Век глобализации. Исследования современных глобальных процессов. (научно-теоретический журнал). Выпуск №3(27), 2018. – М.: Издательство «Учитель», 2018. – С. 39-46.
2. Азимов П.Х. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры в Республике Таджикистан // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Экономика и менеджмент» – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017, №2, Т. 11. - С. 159 – 166.
3. Азимов П.Х., Камолидинов Б.Т. Роль международных транспортных коридоров в развитии экономики Республики Таджикистан // Экономика Таджикистана. №2, 2018. – Душанбе: Институт экономики и демографии АН РТ, 2018. – 156 с. – С. 56-62.
4. Чижков Ю.В. Международные транспортные коридоры - коммуникационный каркас экономики // Транспорт Российской Федерации. — 2015. - №5(60). - С. 9–15.
5. Веселов Г.В., Минеев В.И., Шишкина М.А. Проблемы повышения конкурентоспособности международных перевозок в коридоре Север-Юг-Север // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. — 2015. - №44. - С. 279–282.