ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕССЫ УРБАНИЗАЦИИ В УЗБЕКИСТАНЕ: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Конференция: XCVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Региональная экономика

XCVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕССЫ УРБАНИЗАЦИИ В УЗБЕКИСТАНЕ: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
FACTORS AFFECTING URBANIZATION PROCESSES IN UZBEKISTAN: COMPREHENSIVE ANALYSIS AND STRATEGIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT
Yulduz Salimova
PhD, Chief Specialist of the Ministry of Economy and Finance of the Republic of Uzbekistan, Republic of Uzbekistan, Tashkent
Аннотация. Статья посвящена изучению ключевых факторов, определяющих темпы и характер урбанизации, которые подразделяются на законодательно-институциональные и региональные, которые основаны на комплексном развитии городов, охватывая социальные, экономические, экологические, инновационные составляющие. В заключение предложены рекомендации по управлению устойчивой урбанизацией в Узбекистане с учётом региональных особенностей и стратегических приоритетов.
Abstract. The article is devoted to the study of the main factors determining the pace and characteristics of urbanization, which are divided into legislative-institutional and regional types, based on the comprehensive development of cities, covering social, economic, environmental, and innovative components. In conclusion, recommendations for managing sustainable urbanization have been proposed, taking into account regional characteristics and strategic priorities in Uzbekistan.
Ключевые слова: урбанизация, факторы, управление, «зеленые» технологии, инновационные процессы, эффективное пространственное планирование, стратегические приоритеты, экологическая устойчивость, региональные особенности.
Keywords: urbanization, factors, management, «green» technologies, innovative processes, effective spatial planning, strategic priorities, environmental stability, regional characteristics.
Введение. Процессы урбанизации оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие государства, формируя новые пространственные, институциональные и экологические реалии. В Узбекистане урбанизация приобретает особую актуальность в контексте стремительных реформ, модернизации инфраструктуры и необходимости устойчивого территориального социально-экономического развития. В данной статье осуществляется комплексный анализ факторов, влияющих на темпы и характер урбанизации, с акцентом на законодательно-институтуциональные и региональные особенности. Выявление ключевых драйверов и ограничителей урбанизации позволяет обосновать стратегические подходы к управлению устойчивым развитием городских территорий, учитывающие не только социальные и экономические аспекты, но также экологические и инновационные составляющие. Полученные результаты направлены на повышение эффективности урбанистической политики и формирование устойчивой модели урбанизации, адаптированной к специфике регионального развития Узбекистана.
На урбанизированные процессы благоприятно влияют или препятствуют его развитию факторы, проявляющиеся на всех стадиях общественного воспроизводственного процесса (Рис. 1)
Рисунок 1. Факторы, влияющие на урбанизацию
(составлено автором)
Эффективное планирование и управление городскими территориями обеспечивают развитие инфраструктуры и повышение качества жизни населения, способствуют развитию городов.
Демографический фактор, т.е. увеличение рождаемости городского населения путём естественного прироста, а также миграция населения из сельской местности, вследствие ухудшения условий жизни или под влиянием механизации сельского труда, нарастания безработицы в сельской местности, а также поиска эффективных рабочих мест и дохода, так и потребностями в улучшении качества жизни, является важным фактором активизации урбанизационных процессов, который определяет приоритеты социально-экономического развития каждого города, формируя спрос на потребительском рынке товаров и услуг, оказывает влияние на их развитие и размещение объектов социальной и производственной инфраструктуры [1].
Согласно расчетам, численность городского населения страны продолжает расти к 2030 году достигнет 25,1 млн.чел, основная часть его прироста будет за счет создания естественного движения, миграции населения из сельской местности в города, преобразования крупных населенных пунктов с численностью более 5000 чел в категорию городов, формирования городов-миллионников (Самарканда, Намангана и Андижана) путем присоединения в состав городов близлежащих сельских территорий, стимулирования комплексного развития средних и крупных городов, создания более благоприятных условий для проживания и занятия предпринимательством, постоянных высокотехнологичных рабочих мест, а также за счет миграционных процессов.
В перспективе сохранится демографическое давление на рынок труда, что актуализирует проблему обеспечения занятости городского населения и усиления конкуренции на рынке труда, для решения которой необходимо будет предпринять соответствующие меры такие, как создание высокотехнологичных производств, развитие удаленной занятости, повышение кадрового потенциала и другие. С другой стороны – данный фактор способствует увеличению разрыва между городским и сельским населением.
Еще одним важным фактором является социальный и культурно-нравственный факторы. Горожане часто имеют доступ к более качественным медицинским и образовательным услугам, что способствует повышению уровня жизни и привлекательности городов. Сосредоточение в одном месте большого числа людей, принадлежащих различным классам, национальностям, религиозным конфессиям, способствует лучшему взаимопониманию и гармонии, способствующих преодолению социальных и культурных барьеров, культурному обмену и развитию. С другой стороны – приводит к утрате этнического разнообразия, культуры, традиций и обычаев коренных поселений, навязывая “правила” городского поведения.
Усиление индустриализации на городской территории, развитие промышленности в городах способствуеют созданию новых рабочих мест, что привлекает людей из сельских районов. Промышленные предприятия обеспечивают стабильный доход и перспективы для трудовой деятельности [4].
Рост сферы услуг, таких как здравоохранение, образование, финансы и IT, также способствует увеличению численности городского населения. Люди стремятся переехать в города, чтобы получить доступ к лучшим рабочим местам и качественным услугам.
Приток инвестиций в городскую инфраструктуру и экономику стимулирует урбанизацию. Инвесторы и девелоперы предпочитают вкладывать средства в города с высокой экономической активностью и перспективами роста.
Необходимо организовать системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех областях городской жизни: применение цифровых технологий в самых различных отраслях таких как создание интеллектуальных зданий, современных систем автоматизации, «умного города» и «умного ЖКХ», технологии информационного моделирования зданий (Building Information Model).
Научно-технический прогресс, развитие инновационных процессов является обязательным элементом активизации урбанизационных процессов. В стратегическом аспекте инновации выступают главным фактором обеспечение устойчивого роста экономики, структурной перестройки и повышение на этой основе конкурентоспособности города. Среди основных задач инновационного развития города следует выделить следующие: внедрение современных инновационных и информационных технологий в городское хозяйство на основе искусственного интеллекта, формирование и развитие новых наукоемких производств с опорой на имеющийся инновационный потенциал города; формирование инвестиционного климата на территории города и создание благоприятных условий для предпринимательства в инновационной и промышленной сфере; институциональное и правовое обеспечение инновационной деятельности в городе; выявление «локальных точек» зарождения инновационных процессов.
Основными направлениями инновационного развития городов являются инновации в сектор промышленного производства и формируемых кластерах, СЭЗах; умная рабочая сила на основе интеграции научных организаций и промышленных инновационных предприятий; наукоемкие и высокотехнологичные компании; инновационные технологии в транспорте, строительстве, энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве путем внедрения ресурсосберегающих «зеленых» технологий, в обеспечении экологической безопасности; в туризме; государственных услуг населению; качества жизни горожан; в формировании и развитии инновационной культуры путем создания соответствующего экономического и мотивационного механизмов управления.
Устойчивый рост численности городского населения формирует рост реального и потенциального спроса на жилье, исходя из тенденции улучшения обеспеченности каждого городского жителя, усиления износа существующего жилищного фонда, реализации программы реновации старого жилья, сноса и реконструкции старогородской части жилищного фонда, социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения в доступе к жилью.
Намечаемое существенное расширение ввода жилья на перспективу с учетом высоких условий реального спроса требует проведение новой жилищной политики, согласованной с градостроительной стратегией, направленной на повышение плотности застроек, удовлетворение возрастающей потребности и стимулирование притока сельского населения в города. Прогнозируемый устойчивый рост спроса на жилье требует сбалансированного развития объектов социальной и производственной инфраструктур, исходя из тенденций изменения половозрастного состава городского населения, дифференцированных по отдельным категориям (малые, средние, большие и крупные), а также новых прогрессивных форм и методов предоставления государственных и общественных услуг. Устойчивое развитие городских территорий предполагает повышение качества жизни и благополучия населения через обеспечение горожан базовыми социальными услугами. Наличие необходимой инфраструктуры, надежной системы ЖКХ, достаточного обеспечения жильем, устойчивое снабжение электричеством, топливными ресурсами, товарами способствуют привлекательности городов [4].
Природно-климатический и экологический, в том числе внедрение элементов «зеленой» экономики и изменение климата являются одними из важнейших факторов. К примеру, в период пандемии COVID–19 появились обратные тенденции переселения населения из городской в сельскую местность в поисках более благоприятной эпидемиологической и экологической обстановки, а также экологически чистых продуктов. К подобным последствиям может привести утрата среды обитания, загрязнение воздуха, деградация или потеря зеленых насаждений, образование твердых отходов из-за роста городского населения, структуры потребления и экономической деятельности, увеличение потребления энергии и выброс парниковых газов в городской местности и другие факторы.
«Зеленая» экономика с эффективным использованием природных ресурсов, широким применением возобновляемых, ресурсосберегающих, без- и малоотходных технологий, с низкими выбросами парниковых газов, существенным снижением рисков для окружающей среды - один из основополагающих факторов устойчивого развития городов. Важными аспектами перехода Узбекистана к «зеленой» экономике являются развитие экологически чистого транспорта, совершенствование системы питьевого водоснабжения и развитие экологически безопасных систем канализации, внедрение возобновляемых источников энергии в различных отраслях, развитие экологического образования в Узбекистане, которая предусматривает поэтапное внедрение системы непрерывного экологического образования и воспитания на всех этапах обучения и другое.
Устойчивое развитие городских территорий во многом зависит от региональной специфики, так выделены региональные факторы: сырьевой и топливно-энергетический, определяющий близость географического расположения городов к источникам сырья, топлива и энергии; трудовой, оказывающий решающее значение для размещения городов, основной специализацией которых являются трудоемкие производства и другие сферы деятельности человека; транспортно-логистический, играющий важную роль при расселении населения, формировании городов, способствующий мобильности факторов производства и обуславливающий значительным снижением затрат и времени на доставку сырья к предприятиям и готовой продукции в рынки сбыта; структурно-отраслевые, которые могут быть рассмотрены как с позиции территориального расположения городов, так и с экономической точки зрения: изменение специализации экономики города, переход на новые технологии и цифровизацию, сервизную ориентацию, расширение малого и среднего бизнеса. Данные факторы в современном мире, по существу, определяют процессы зарождения и угасания городов.
Важнейший фактор – партнерство между всеми субъектами территориального развития при рассмотрении вопросов стратегического характера. Соответственно, при разработке стратегии города необходимо опираться па согласованное видение перспектив развития городской властью, крупными компаниями, средним и малым бизнесом, научными, образовательными, экспертными организациями, населением, средствами массовой информации, направленное, в конечном итоге, на удовлетворение социальных потребностей городского населения.
Большая роль в создании эффективной системы органов местного самоуправления отводится реформе местного самоуправления, которым постепенно передаются функции социально-экономического развития территории, ранее выполнявшиеся государством. Эти функции касаются городских проблем содействия организации экономической и социальной жизни на местах: содержание жилья, школ, больниц, жилищно-коммунального хозяйства, дорог, местного транспорта, соблюдение общественного порядка, решение проблем трудоустройства, быта и др.
В качестве главной причины, препятствующей исполнению органами местного самоуправления своих полномочий в полном объеме, подавляющее большинство управленцев является недостаточное финансовое обеспечение местных бюджетов, нехватка квалифицированных кадров.
Важным фактором развития урбанизации выступают поддержка и стимулирование перспективных населенных пунктов и городов, имеющих возможности роста, они могут стать драйверами опережающего развития на базе эффективного использования своего природно-экономического потенциала. Среди сельских населенных пунктов потенциальные возможности получения статуса городских поселений имеют, прежде всего, сельские населенные пункты с численностью населения более 5 тыс. человек. Основными факторами выбора перспективных кандидатов в города выступают необходимость создания новых рабочих мест в индустриальных отраслях и размещение небольших промышленных предприятий.
Определенным потенциалом располагают малые города и городские поселки, которые могут стать полюсами роста на базе эффективного использования имеющихся минерально-сырьевых и трудовых ресурсов, благоприятного транспортно-географического расположения, формируемых центров туристического обслуживания и транспортной логистики.
Важное место в системе расселения населения занимают средние города, призванные стать центрами индустриального развития и обслуживания населения близлежащих территорий. Отдельные из них в ближайшие годы могут перейти в категорию больших городов. Среди больших городов наиболее предпочтительными для опережающего развития являются города Алмалык, Чирчик, Шахрисабз и др., обладающие относительно высоким производственным, научным, инновационным, транспортно-логистическим потенциалом и притягивающие экономические и трудовые ресурсы из близлежащих населенных пунктов.
В городской системе страны выделяются областные центры, а также г.Нукус, с характерными для них функциями обслуживания населения соответствующих регионов, стать «точками роста» опережающего развития промышленных предприятий, масштабного жилищного строительства, которые в комплексе с объектами социальной и производственной инфраструктур, основными стимуляторами миграции сельского населения. В перспективе большинство из них могут преобразоваться в крупную городскую агломерацию с охватом близлежащих населенных пунктов.
Особое место в урбанистической структуре Узбекистана принадлежит его столице – г.Ташкенту. Он имеет значительный потенциал, чтобы стать самым большим городом Центральной Азии международного масштаба, финансово-экономическим, культурно-туристическим, спортивным центром, соответствующим мировым стандартам и с самой крупной городской агломерацией.
Эти факторы, которые основывались на комплексном развитии городов, охватывая социальные, экономические, экологические, инновационные составляющие, в совокупности создают условия для урбанизации и способствуют росту и развитию городов. Урбанизация оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие регионов и страны, а также на качество жизни населения.
Развитие и регулирование процессов урбанизации в Узбекистане должно начинаться с изменения структуры городской экономики с ориентацией на новые технологии, цифровизацию, развитие зеленой и инновационной экономики, сервисные услуги и расширение малого и среднего бизнеса. Активизация урбанизационных процессов во многом связана со специализацией отдельных городов на выполнение определенных функций. В связи с этим, в перспективе могут быть сформированы функциональные города со значительным туристическим, индустриальным и транспортно-логистическим направлениями [3; С. 64].
Анализ выявленных факторов, влияющих на урбанизацию, позволил выявить следующие рекомендации управления этим процессом:
1. Определить стратегическое видение долгосрочного урбанизационного развития страны в увязке с региональным развитием и учитывающее эволюционные, исторические, сырьевой-ресурсные, природно-климатические, политические, культурно-нравственные и иные особенности, а также совершенственствование институциональных преобразований с созданием координирующего органа регулирования урбанизации, в т.ч. в форме инвестиционной компании и Фонда развития городов. Также необходимо учесть локальные особенности каждого региона, стимулируя развитие малых и средних городов с целью снижения давления на столичные и крупные агломерации;
2. Совершенствование нормативно-правовой базы. Обеспечить согласование градостроительных норм с современными принципами устойчивого социально-экономического, урбанистического развития и регионального планирования.
3. Увеличить количество программ, направленных на развитие малых и средних гороов с применением различных финансовых инструментов и разработать отдельную инвестиционную политику их развития;
4. Разработать комплекс мер по эффективному размещению социальных и производственных сил в городах, опираясь на выявленные факторы, и методические рекомендации долгосрочных и среднесрочных планов социально-экономического развития агломераций, малых и средних городов, городов-миллионников.;
5. Усилить индустриализацию на городской территории, повысить конкурентоспособность городов путем внедрения современных цифровых, инновационных и «зеленых» технологий, формирование и развитие новых наукоемких производств с опорой на имеющийся потенциал города;
6. Экологизация урбанистических программ. Приоритет на сохранение зеленых зон, утилизацию отходов, устойчивое водо- и энергоснабжение.
7. Содействовать развитию МСБ, развитию ГЧП для эффективного использования местных ресурсов, предоставление грантов, субсидий, льготного финансирования, государственных гарантий по кредитам, льготного доступа к производственным площадям и т.п. [2; С. 418-420]
8. Мониторинг и оценка урбанизации Создать аналитические платформы для отслеживания динамики урбанизации, включая социальные, экономические, инновационные и экологические индикаторы.
9. Общественное участие. Вовлекать население в процессы принятия решений, связанные с развитием городской среды, через открытые консультации и цифровые инструменты.
Это в свою очередь, позволит урегулировать урбанизацию в стране, придать процессу урбанизации равномерный, планомерный характер, осуществить качественные сдвиги в структуре экономики, максимально задействовать имеющиеся факторы роста городов.
Заключение. В условиях нарастающих вызовов устойчивого развития анализ факторов, влияющих на урбанизацию в Узбекистане, приобретает стратегическое значение. Исследование позволило выделить и систематизировать ключевые законодательно-институтуциональные и региональные детерминанты, определяющие темпы и характер урбанизации. Выявлены межсвязи между комплексным развитием городов и эффективностью пространственного планирования, влияющими на устойчивость урбанизационных процессов. Полученные результаты служат основой для выработки управленческих решений, направленных на баланс между урбанистическим ростом, сохранением экологической стабильности и удовлетворением социальных потребностей населения. Устойчивость урбанизации определяется не только инфраструктурным развитием, но и адаптацией городской среды к культурным, экономическим и региональным условиям Узбекистана.
