Статья:

Диверсификация предприятий ОПК: анализ российского и зарубежного опыта, а также современные возможности продвижения российской продукции «гражданского» назначения на рынок

Конференция: XLV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Рогожина Н.В. Диверсификация предприятий ОПК: анализ российского и зарубежного опыта, а также современные возможности продвижения российской продукции «гражданского» назначения на рынок // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XLV междунар. науч.-практ. конф. — № 12(45). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 67-80.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Диверсификация предприятий ОПК: анализ российского и зарубежного опыта, а также современные возможности продвижения российской продукции «гражданского» назначения на рынок

Рогожина Наталья Вячеславовна
начальник бюро сводного планирования ТЭП, ФГУП «ФЦДТ «Союз», РФ, г. Дзержинский

 

DIVERSIFICATION OF OPK ENTERPRISES: ANALYSIS OF RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE, AS WELL AS MODERN OPPORTUNITIES FOR THE PROMOTION OF RUSSIAN PRODUCTS OF "CIVIL" PURPOSE ON THE MARKET

 

Natalia Rogozhina

Head of the Bureau of summary planning of Technical and economic indicators FSUE "The Federal center for dual-use technologies "Soyuz", Russia, Dzerzhinsk

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена реформация военного производства в таких странах как США и Китай. Также приведены примеры реформации в СССР и России. Проанализированы итоги диверсификации предприятий ОПК в современной экономики, выявлены основные проблемы и потенциальные пути решения. Из опыта данных стран сделан вывод, что только системный подход позволит грамотно провести реформацию предприятий ОПК и минимизировать издержки при переходе на выпуск гражданской продукции. Государство лидирующих стран, проводя конверсию предприятия ОПК, мотивировала и защищала интересы предприятия, занимающихся экспортом продукции, что позволило минимизировать издержки предприятий ОПК.

Abstract. This article examines the reformation of military production in countries such as the United States and China. Examples of reformation in the USSR and Russia are also given. The results of diversification of defense industry enterprises in the modern economy are analyzed, the main problems and potential solutions are identified. From the experience of these countries, it is concluded that only a systematic approach will make it possible to correctly reform the defense industry enterprises and minimize the costs of switching to civilian production. The state of the leading countries, through the conversion of defense, explained and defended the interests of companies engaged in export of products that will minimize the costs of the defence industry.

 

Ключевые слова: гражданская продукция, предприятия ОПК, оборонная продукция, диверсификация производства, высокотехнологичная продукция, Китай, США.

Keywords: civil products, defense industry enterprises, defense products, production diversification, high-tech products, China, USA.

 

В настоящее время для предприятий ОПК (оборонно-промышленного комплекса) возник вопрос о потребности увеличения доли высокотехнологичной продукции «гражданского и двойного» назначения, а также его продвижения на рынок. На основании Государственной программы вооружения предполагается завершить основной этап перевооружения российской армии и флота. Следовательно, финансирование предприятий ОПК будет существенно снижено по оборонным заказам. В свете таких событий, Президентом России В.В. Путиным была поставлена задача максимально использовать потенциал предприятий ОПК для выпуска высокотехнологичной продукции «гражданского и двойного» назначения. [6]  Как уже известно, согласно перечню поручений, опубликованному на сайте Кремля, доля гражданской продукции к 2025-му году должна составить не менее 30%, а к 2030 году – не менее 50%.[7] Так же было отмечено предложение нацелить отрасль на конкурентоспособную гражданскую продукцию для судостроения, авиации, энергетики, космоса, медицины и других высокотехнологичных отраслей. Таким образом, предприятия ОПК должны провести диверсификацию своего производства и нацелиться на выпуск гражданской продукции для возможности функционирования. В тоже время, многие руководители предприятий ОПК пока не определились с номенклатурой производства, так как на таких предприятиях не хватает хороших маркетологов, технологий производства гражданской продукции, производственного персонала и собственного капитала для модернизации. Отсутствие системного подхода препятствует развитию бизнеса организаций ОПК. Не созданы условия мотивирования для привлечения и развития бизнеса. По словам главы федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ «Уровень государства достиг красной черты. И если следовать этому курсу, то экономика будет не эффективной, а население беднее». [9] Попытки привлечь предприятия ОПК к выпуску продукции «гражданского и двойного» назначения предпринимались не однократно, но существенного успеха не добились. Для выделения причин и путей решения проблем, необходимо проанализировать ранее рассмотренный опыт конверсии в России, а также сравнить его с опытом других стран.

Рассматривая опыт конверсии в СССР, его можно разделить на четыре составляющие части [10]:

  1. После Гражданской войны;
  2. После Великий Отечественной Войны;
  3. Период правления Н.С. Хрущева;
  4. Период правления М.С. Горбачева.

На фоне всеобщего развала промышленности после гражданской войны главной задачей было поставлено сохранение предприятий и технологий. По окончанию Великой Отечественной Войны результатом «сталинской» конверсией стало окончание реорганизации государственных органов.  Танковые заводы начали выпускать тракторы, вагоны, паровозы. Почти все артиллерийские заводы были «перекинуты» на производство экскаваторов, буровых установок. В 50-х годах сократился выпуск оборонной продукции в 10 раз и темпы экономического роста ВВП выросло до 9% в год. В период разрухи население страны нуждалось в восстановлении промышленности, а также в продукции народного потребления. Поэтому перед промышленными предприятиями не было проблем с получением средств на реконструкцию, конверсию производства, проблем со сбытом готовой продукции.

В начале правления Н.С. Хрущева стало происходить сокращение вооруженных сил, а также была проведена переориентация многих предприятий ОПК на создание ракетно-ядерных сил страны. С его приходом была изменена система управления с административно-плановой на систему регулирования экономикой путем передачи правления в совнархозы. Со временем ухода Н.С. Хрущева возобновились министерства вертикально-интегрированных холдингов, которые контролировали весь технологический цикл производства, вплоть до продажи готовой продукции.

Очередной этап конверсии пришелся на правление М.С. Горбачева. В преддверьях начинающегося кризиса в 1990 году была принята «Программа конверсии оборонной промышленности и развития производства гражданской продукции в оборонном комплексе на период до 1995 года». [10] В данной программе было предусмотрено несколько направлений для выпуска гражданской продукции:

- выпуск непродовольственных товаров народного потребления;

- выпуск технологического оборудования для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса;

-  выпуск лёгкой промышленности;

- выпуск продуктов общественного питания.

Однако, с началом распада Союза, данная программа утратила актуальность. Да и для обеспечения необходимых заказов и фондов не хватало ресурсов и правительственных сил.

После «краха» Союза была проведена попытка снова провести диверсификацию производства. В 1992 году был принят закон «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации», но экономическая нестабильность страны лишила предприятия ОПК оборотных средств. Тем самым очередная диверсификация производства провалилась.

Что же касается других стран, то в XX веке многим пришлось проводить экономические преобразования предприятий ОПК. Однако, у всех стран были разные условия для старта и различные подходы к преобразованию. Вместе с тем актуально проанализировать опыт диверсификации стран с крупнейшей мирровой экономикой, таких как США и Китай.

В США можно выделить два этапа конверсии:

  1. После Второй Мировой Войны;
  2. 1984-1994 года.

После Второй мировой войны в США многие предприятия, которые ранее были переведены на выпуск оборонной продукции, возвращались к выпуску довоенной продукции. Под влиянием повышенного спроса на продукцию «гражданского» назначения, предприятия ВПК увеличивали долю гражданской продукции.

В период 1984-1994 годов, при правлении Д. Кеннеди, был принят новый закон, при котором предприятия, способные производить военную технику, загружались не более 30% от общего выпуска продукции. Такими мерами правительство сохранило конкуренцию предприятий и обеспечило диверсификацию производства, путем предотвращения монополизации на производство военной продукции. [2]

Из практического опыта предприятий ВПК США можно выделить тот факт, что реформирование экономики осуществляется путем ухода из военного бизнеса предприятий и концентрации гражданского производства с помощью слияний и поглощений корпорациями.

Для примера можно рассмотреть аэрокосмическую промышленность США.

 

Рисунок 1. Производительность труда в США в аэорокосмической промышленности

 

Как видно из рис.1, производительность труда за последние 25 лет возросла до 112,41 млр.долл США/чел. По данным Ассоциации аэрокосмической промышленности США с 1989 по 2003 года темп прироста составил 135,6%, а с 2005 по 2007 года на 14,3%.  Такие данные подтверждают, что политика Д. Кеннеди в отношении предприятий ОПК была правильной. Оптимизация производства, происходившая путем слияний и поглощений, дала большой толчок для развития экономики страны.

 

Рисунок 2. Динамика объема продаж аэрокосмической промышленности США с1983 по 2014 года

 

По данным из рис.2 видно, что доля гражданской продукции резко выросла к 1995 году. Однако с 2001 году было сокращение производства гражданской продукции, что объясняется сокращением спроса на гражданскую продукцию и ростом оборонных заказов, связанных с терактами. Но уже с 2010 года рост доли гражданской продукции составил около 60% вместе с увеличением общего объема производства.

Рассмотрим рентабельность продаж и прибыль на 1 занятого рабочего в аэрокосмической промышленности США (рис.3)

 

Рисунок 3. Показатели эффективности аэрокосмической промышленности США с 1983 по 2014 года

 

При рассмотрении прибыли в расчете на одного занятого эластичность пророста продукции гражданской продукции в общем объеме продаж в аэрокосмической промышленности увеличивалась. Однако с 2010 года, при наступлении экономического кризиса в стране, увеличение темпов прироста прибыли в расчете на одного занятого было ниже. Но несмотря на это, коэффициент эластичности был постоянно положительным.

Следовательно, увеличение доли гражданской продукции в объеме продаж продукции аэрокосмической промышленности содействует росту показателей эффективности.

Что же касается Китая, то руководство начало кардинальный пересмотр развития военно-промышленных комплексов еще с 1979 года. На тот период времени, в стране работало около 2000 предприятий ВПК, на которых работало миллионы работников. Для реформирования и управления ВПК страны была создана комиссия по науке, технологии и промышленности в интересах обороны. Почти сразу структура всех ВПК страны была подвергнута радикальным изменениям. Министерства, которые ранее были поделены на 7 секретных «номерных министерств», учредили торгово-промышленные корпорации, через которые они должны были развивать торговлю продукции. За пару десятков лет реформирования китайской армии на базе существующих структур была создана предпринимательская империя, которая захватила наиболее «лакомые» виды бизнеса. Число армейских торговых и производственных предприятий достигло несколько десятков тысяч. В следствии этого, Китай накопил хороший промышленный и финансовый капитал. Такая активная деятельность армии КНР начала мешать росту ее боеспособности. Достаточно большой накопленный капитал дал возможность стране отказаться от коммерческой деятельности армии. В июле 1998 года ЦК КПК было принято решение о прекращении всех форм коммерческой деятельности НОАК. После чего, началась реорганизация армии Китая и его ВПК. [11]

 

Рисунок 4. Военные расходы Китая

 

Уже с 2000 года уже начался прирост военных расходов Китая (рис.4). Благодаря накопленному финансовому капиталу страны, Китай начал развивать промышленность в обоих направлениях.

Новая система военного законодательства предусматривала создание 11 ориентированных на рынок крупных объединений китайской оборонной промышленности:

- корпорация ядерной промышленности;

- корпорация по строительству объектов ядерной промышленности;

- первая корпорация авиационной промышленности;

- вторая корпорация авиационной промышленности;

- северная промышленная корпорация;

- южная промышленная корпорация;

- корпорация судостроительной промышленности;

- корпорация тяжёлого судостроения;

- корпорация аэрокосмической науки и техники;

- корпорация аэрокосмической науки и промышленности;

- корпорация электронной науки и техники.

Уже в 2002 году ВПК Китая стал рентабельным, а к 2004 году акции 39 предприятий котировались на китайских фондовых биржах. Таким образом к началу 2000-х годов в валовой продукции ОПК Китая доля гражданской продукции достигла 80%.

При рассмотрении 2-х аэрокосмических корпораций можно убедиться в правильности принятых решений по реформации экономики Китая. На базе этих корпораций Китай смог реализовать все запланированные научные и прикладные программы, которые позволили создать хорошую базу коммерческого использования космоса. В 2014 году частные компании смогли получить разрешения о возможности проводить исследования и осуществлять запуск космических стартапов. [3]  Таким образом появилась возможность инвестирования частного капитала в компании ВПК, что дало возможность предприятиям ВПК реализовывать свои технологии на рынках гражданского потребления.

Такая политика государства по стимулированию частной инициативы в сфере небольших коммерческих пусков заполняют нишу гражданских исследований. Привлечение и стимулирование частного сектора активно используется и продвигается в космические услуги стран-участниц Инициативы Пояса и Пути.

Также благодаря правильно разработанной политики, в промышленных отраслях Китая прослеживается значительный рост заработной платы работников, тем самым способствуя развитию экономики страны (рис.5).

 

Рисунок 5. Заработная плата в промышленности Китая

 

Подводя итоги анализа опыта проведения конверсии в США и Китае, можно сделать вывод, что для успешной реализации программ конверсии необходим системный подход развития государства и общества.

По опыту США и Китая можно судить, что для разработки программ диверсификации ОПК были созданы группы с привлечением министров, ведомств, а также предприятий промышленности. Предприятия и местные органы работали в связки, на них приходилась практическая работа. Правительство проводило координацию законодательными актами, путем привлечения частного и иностранного капитала, использования двойных технологий, применения различных методов ценообразования и т.д. Следовательно, для успешной конверсии необходимо не только финансирование, а также время и доверие к бизнесу.

Если рассматривать современную ситуацию предприятий ОПК, то мы сразу же видим трудности освоения рынка гражданской продукции. Оборонные предприятия выпускают достаточно специфическую продукцию, необходимую для нужд Минобороны. В такой ситуации коммерческие риски отсутствуют, есть гарантия возмещения всех издержек и даже получения прибыли. Конкуренция предприятий ОПК с другими организациями очень сложна из-за высоких накладных расходов, наличия дорогостоящего оборудования, высоких основных фондов и отсутствия коммерчески ориентированных специалистов.

В настоящее время, возобновлено создание вертикально-интегрированных холдингов, но законодательные акты, регламентирующие порядок лицензирования, сертификации, привлечения частного капитала не позволяют увеличить приток инвестиций в работу предприятий ОПК. Для выхода на рынок гражданской продукции, а также для экспорта, ничего не остается, как провести конверсию и диверсификацию производства.  Предприятиям ОПК остается определиться с направлением освоения бизнеса:

  1. Сознание продукта «ноу-хау»;
  2. Приобретение компаний с уже имеющимися перспективными технологиями или слияние с ней;
  3. Приобретение лицензий на определенные технология, с которыми предприятия ОПК будут работать на имеющихся производственных мощностях.

Все предприятия ОПК имеют хорошую научную базу, которая дает преимущества перед другими компаниями для разработки новой высокотехнологичной продукции «гражданского» назначения. А имеющаяся производственная база позволяет минимизировать издержки предприятий. Конечно, при определении направления развития «гражданского» бизнеса ОПК необходимо провести комплексный анализ своих активов, что позволит выявить необходимые резервы и необходимые технологии для включения их в производственный процесс при освоении и выпуске новой номенклатуры продукции. [5]

Не мало важным для предприятия окажутся и специалисты, которые могут анализировать гражданский рынок, его тенденции, развитие. Для многих предприятий ОПК при разработки таких проектов окажется необходимым создать независимые подразделения, которые смогли бы заниматься высокорискованными проектами. Финансирование таких подразделений будет осуществляться не только из собственных средств предприятия, но и с привлечением частного капитала. Для ускорения сроков разработки проекта и определения затрат, обычно создаются рабочие группы с двойным подчинением: административное – руководителю предприятия и функциональное – руководителю проекта. Такие группы специалистов дают не только возможность предприятиям ОПК оставаться на плаву рынках коммерции, но и преобразовываться в дочерние компании. [2]

Предложенное направление развития бизнеса снижает риски и дает возможность ускорить освоение ниш гражданского рынка. Однако, при дальнейшем развитии дочерних предприятий может развиться конфликт интересов, а приоритетным направлением материнской компании все также будет оставаться выполнение Гособоронзаказа. Поэтому дочерняя компания может оказаться заложником загрузки производственных мощностей материнской компании, что ведет к срыву выполнения своих обязательств перед потребителями.

Снизать степень зависимости от материнской можно путем привлечения других компаний с частичной передачей своего имущества. Такие решения предоставляют предприятиям потенциал иметь свои собственные активы и имущество, а это дает возможность принимать решения в сторону ведения бизнеса. Дочерняя компания, созданная на базе предприятия ОПК, позволяет привлечь инициативные кадры к управлению и создать хорошую базу для реформирования промышленности, что создает конкурентные возможности на рынках потребителя.

Для экономики страны создание дочерних компаний на базе предприятий ОПК, которые имеют развитую базу научно-производственного потенциала, имеет положительное влияние. Так как данное мероприятие позволяет ускорить создание предприятий среднего и малого бизнеса, которые уже адаптировались к рыночным условиям ведения дел.

Возвращаясь к вопросу перехода к гражданскому производству на оборонных предприятиях в Российской Федерации, оценим положение дел, которое сейчас происходит в стране.

Финансирование оборонной продукции с 1995 по 1997 года было сокращено (рис.6). В результате этого объемы выпуска продукции предприятиями ОПК упали в 5 раз (по оборонной продукции снизился в 7 раз, гражданской в 3 раза).  Однако, уже с 2000 года при увеличении финансирования военной продукции объемы начали увеличиваться почти в 5 раз, а в 2017 году по отношению к 2010 года в 2 раза. Выпуск оборонной продукции увеличился в 2014 г. на 38,2%, а гражданской продукции - на 9% относительно 2010 г.

 

Рисунок 6. Военные расходы России (млн.руб.)

 

Выпуск продукции в отраслях ОПК России в период с 2001 по 2016 годам возрос в следующих отраслях: авиационной промышленности в 4 раза; ракетно-космической промышленности - в 5 раз; промышленности обычных вооружений - в 2 раза; боеприпасов и спецхимии - в 2 раза; судостроительной промышленности - в 4 раза; радиоэлектронной промышленности - в 8 раз.

По данным МИНПРОМТОГРА доля «гражданской» продукции на предприятиях ОПК снизилось к 2010 году на 30% (в авиационной промышленности доля продукции «гражданского» назначения составила 19%, в промышленности обычных вооружений – 30%, боеприпасов и спецхимии – 42%, судостроительной промышленности – 15%, радиоэлектронной промышленности - 13%).

Рентабельность продаж предприятий ОПК в 2014 году составляла: в авиационной промышленности - 4%; в промышленности обычных вооружений - 0,2%; боеприпасов и спецхимии - 7%, судостроительной промышленности - 3%, радиоэлектронной промышленности - 7%. В 2016 году рентабельность продаж крупных предприятий снизилась в отраслях авиационной и судостроительной промышленности, при этом прирост рентабельности продаж был присущ только для крупных предприятий промышленности боеприпасов и спецхимии, ракетно-космической и радиоэлектронной промышленности.

 

Рисунок 7. Производительность труда промышленных предприятий России (единицы измерения)

 

Однако, рассматривая производительность труда промышленных предприятий России (рис.7), видно, что при снижении выпуска продукции был колоссальный спад производительности труда в 2008 году. И только с начала 2010 года, при финансировании военной продукции, рентабельность промышленности начала приходить в себя. 

Проводя анализ представленных данных, можно сделать выводы, что при увеличении выпуска продукции производства ОПК России было сокращение доли выпуска «гражданской» продукции. В отрасли промышленности обычных вооружений был наибольший рост доли продукции гражданского назначения. Постепенно возрастала доля «гражданской» продукции в отраслях ракетно-космической промышленности и авиационной. Итогом наблюдений можно отметить, что диверсификация производства, а также его конверсия, на предприятиях ОПК в таких странах, как США и Китай, создавалась с редактированием законодательных актов, в соответствии с принятой политикой и экономическими условиями страны. 

Успехом перехода от военного бизнеса были вовремя принятые реформы. Опыт данных стран показывает, что многочисленные предприятия ОПК могут реализовать диверсификацию производства, и тем самым, провести конверсию при системном подходе. Данный подход должен учитывать интересы не только развития государства, но и развития самого общества. Подход Китая к привлечению частных инвестиций в предприятия ОПК дает не только возможность создать малые и средние предприятия, которые стимулирует освоение и выпуск продукции на внутренний и внешний гражданский рынок, но и улучшить экономическую атмосферу страны. Что же касается предприятий ОПК в России, то после Великий Отечественной Войны программа по переходу от военного производства к гражданскому была более успешна. На тот период политика страны позволяла обеспечить предприятия необходимыми ресурсами для создания и выпуска гражданской продукции. В настоящее время, предприятиям ОПК в России предстоит проделать большой путь по переходу от оборонных заказов к выпуску конкурентоспособной гражданской продукции. Послание Президента РФ В.В. Путина ставит задачу перед ОПК довести долю «гражданской» продукции до 30% от общего объемы выпуска. Однако, монополизм предприятий, несовершенство законодательной базы, отсутствие малого и среднего бизнеса не дает возможности частного капитала и инициатив войти в сектор предприятий ОПК. Возможно, для ускорения перехода можно предложить ввести предприятиям ОПК квоты около 5% и оставлять 20-25% прибыли для обеспечения перехода от оборонных заказов. Также можно рассмотреть возможность создания на основе научно-производственной базы ОПК дочерних компаний, ориентированных на выпуск гражданской продукции. Таким образом, появится конкурентная среда для привлечения частных инвестиций. А создание малых и средних предприятий приведет к росту ВВП страны и экономическому развитию потенциала страны.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 №275-ФЗ
2. Большаков З. А. Основные тенденции развития военно-промышленных корпораций США в 1990-х годах. 2008.
3. Бочков Д. Браюе-Х по-китайски: как КНР вступает в космическую гонку за космос. М. : Поиск, 2018
4. Волынец А. Конверсия по-китайски» // Военное обозрение. Вооружение ВПК. 2014
5. Путин В. В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Рос. газ. 2014. № 655
6. Рябошапко В. А., Вторушин В. А. О конверсии военной промышленности в США // Военная мысль. 1991. №6
7. Совещание по вопросам диверсификации производства продукции гражданского назначения организациями ОПК, январь 2018 г (http://kremlin.ru/events/president/news/56699)
8. Совещание по вопросам использования потенциала ОПК в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения, октябрь 2016 г (http://kremlin.ru/events/president/news/52852)
9. Терентьев Д. Россия вне конкуренции // Аргументы недели. 2018. № 19 (620).
10. Диверсификация ОПК: как побеждать на гражданских рынках : докл. экспертного совета Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ [подготовлен для V Междунар. форума технологич. развития «Технопром»] / О. Д. Розмирович, Б. В. Манченко, А. Г. Механик и др. Новосибирск, 2017.
11. Конверсия ОПК: опыт Китая // Арсенал Отечества. 2017. № 4 (30)