Статья:

Особенности регулирование цен и тарифов в коммунальном комплексе Российской Федерации

Конференция: XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Штанова К.А. Особенности регулирование цен и тарифов в коммунальном комплексе Российской Федерации // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XX междунар. науч.-практ. конф. — № 8(20). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 34-37.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности регулирование цен и тарифов в коммунальном комплексе Российской Федерации

Штанова Ксения Алексеевна
магистрант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

На сегодняшний день в России не существует единой нормативно-правовой базы регулирования цен и тарифов, отсутствуют четкие и прозрачные процедуры и регламенты установления тарифов и рассмотрения споров в принципе.

До 2018 года в России действовал Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в котором были определены следующие принципы регулирования тарифов[1]:

· достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;

· установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;

· обеспечение снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности оказания услуг и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса;

· создание условий, необходимых для привлечения инвестиций;

· полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ;

· установление условий обязательного изменения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса;

· обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.

В данном законе не были определены четкие цели, способствующие обеспечению эффективности процесса тарифного регулирования.

Также стоит отметить, что принципы расчета и порядок применения тарифов регулировались на уровне подзаконных (ведомственных) нормативных актов, что часто приводит к нестабильности и несис-темности регулирования. Ценовое регулирование осуществлялось в соответствии с Федеральными законами «Об электроэнергетике» [2], «О теплоснабжении» [3], «О водоснабжении и водоотведении» [4], «О газоснабжении»[5], «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (утратил силу с 01.01.2018) [6], «О естественных монополиях» [7] и рядом подзаконных актов, принятых во исполнение данных законов.

Указанные нормативные правовые акты содержат различные цели, принципы, подходы и методы государственного регулирования цен и тарифов.

Таким образом, единого системообразующего нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере государственного регулирования цен и тарифов в современных условиях, не существовало.

Существовавшая на тот момент система тарифного регулирования обеспечила следующие проблемы:

· тарифная дискриминация (тарифы организаций, работающих в сопоставимых условиях различаются до 10 раз);

· наличие коррупционных факторов при принятии тарифных решений;

· банкротство регулируемых организаций, тариф которых установлен на уровне ниже экономически обоснованного;

· недовольства потребителей услуг, у которых возникал вопрос, почему тарифы увеличиваются, а качество услуг при этом не улучшается;

· отсутствие стимулирования предприятий к повышению эффективности оказания услуг, т.е. к снижению себестоимости услуг и тарифа.

В результате необходимо было полностью пересмотреть законодательство и определить следующее [8]:

·      единые принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов);

·      порядок принятия тарифных решений;

·      порядок федерального и региональных тарифных регуляторов взаимодействия;

·      порядок рассмотрения на федеральном уровне споров по региональным тарифам.

Исходя из этого на данный момент антимонопольным органом разработан законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», который предлагается принять вместо множества разрозненных нормативных актов. Предполагается, что новый закон станет основой для тарифного регулирования, предусмотренного законодательством об электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, газоснабжении. Данный законопроект предусматривает:

· установление тарифов на товары (услуги) на основе долгосрочных параметров регулирования;

· обязательное участие советов потребителей в процессе принятия тарифных решений;

· выбор метода регулирования цен (тарифов) в каждой из регулируемых сфер — с учетом установленных критериев и предложений регулируемых организаций;

· заключение соглашений между регулируемыми организациями и регулирующими органами субъектов РФ об условиях осуществления регулируемой деятельности, осуществлению контроля за выполнением таких соглашений;

· возможность применения нескольких методов регулирования для установления наиболее оптимального уровня цен (тарифов);

· установление мер по контролю за соблюдением законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) как регулирующими органами, так и регулируемыми организациями.

Также на сегодняшний день процесс установления и регулирования цен (тарифов) государством характеризуется отсутствием четких критериев оценки эффективности текущего функционирова­ния организаций и отраслей. В результате не обеспечиваются условия для выработки эффективных управленческих решений и оценки эффективности принятых решений, не обеспечивается прозрачность проводимой государственной политики. В результате во всех отраслях, в том числе в сфере государственного ре­гулирования тарифов принимаются решения, не учитывающие реальную экономику и противоречащие развитию отраслей в интересах развития экономики страны. Следовательно, отсутствует основа для четкого целеполагания и разработки целевых показателей финансово-эко­номического и технического состояния сфер экономики, уровня их технологического раз­вития.

Государственное регулирование цен (тарифов) – это один из значимых инструментов, который при правильном применении позволяет создать условия для наиболее эффективного достижения задач, которые государство определяет для отраслей экономики. В данном случае необходимо обеспечить соответствующую взаи­мосвязь между тарифным регулированием и целевыми по­казателями деятельности регулируемых организаций, отраслей, которые определяет государство. Учитывая это в государственном тарифном регулирова­нии для обеспечения целеполагания должна быть определена система показателей эффектив­ности деятельности регулируемых организаций соответствующих отраслей. Данные показатели позволят оценить текущее состояние регулируемых отраслей, сформировать целевой, перспективный уровень экономической, технологической эффективности функционирования отраслей, рассчитать объем финансирования, необходимый для решения задачи достижения целевых показателей, сформировать наиболее эффективный финансово - экономический механизм управления соответствующими сферами.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
2. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»
3. Федеральный закон от 27.06.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»
4. Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоот-ведении» 
5. Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Россий-ской Федерации»
6. Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
7. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополи-ях»
8. Сергей Пузыревский: в России создана Высшая школа тарифного регули-рования [Электронный ресурс]: - URL: http://birobidjan.bezformata.ru/ listnews/visshaya-shkola-tarifnogo-regulirovaniya/61779887/