Статья:

Повышение роли культурно-событийного туризма в стратегии развития туристской индустрии Российской Федерации

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Соболева О.В. Повышение роли культурно-событийного туризма в стратегии развития туристской индустрии Российской Федерации // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 13-20.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Повышение роли культурно-событийного туризма в стратегии развития туристской индустрии Российской Федерации

Соболева Ольга Владимировна
старший преподаватель, Пражская высшая школа торговли и предпринимательства, Чехия, г. Прага

 

Increasing the role of cultural event toursim in the development strategy of the tourism industry of the Russian Federaion

 

Olga Soboleva

Senior Lecturer at the University College of Business, Prague, University College of Business, Czech, Prague

 

Аннотация.  Статья посвящена изучению культурно–событийного туризма, как одной из наиболее перспективных разновидностей туристской деятельности в современное время. Разработаны научно–обоснованные рекомендации для повышения эффективности использования потенциала культурно-событийного туризма, которые целесообразно использовать при создании новой стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года.

Abstract. The article is devoted to the study of cultural and event tourism as one of the most promising varieties of tourism activities at the time. Scientifically based recommendations have been developed to increase the efficiency of using the potential of cultural event tourism, which should be used to create a new tourism development strategy in the Russian Federation for the period until 2035 of the year.

 

Ключевые слова: туризм; событийный туризм; культурно–событийный туризм; культурно –познавательный туризм; стратегия развития туризма.

Keywords: tourism; event tourism; cultural and event tourism; cultural and educational tourism, tourism development.

 

В настоящее время, культурно–событийный туризм является одной из наиболее динамично развивающихся и высокодоходных разновидностей событийного туризма – это подтверждают как оценки международных специалистов, так и результаты проведения отдельных культурных мероприятий событийной направленности в Российской Федерации  [5, 6, 8, 10]. Подобные редкие и во многом, неповторимые акции в области культуры привлекают значительно большее количество посетителей и тем самым обеспечивают  более  высокую прибыль,  чем стандартные мероприятия  культурно–познавательной направленности.

Комплексное развитие туризма в Российской Федерации и определение приоритетных направлений развития отечественной туристической индустрии осуществляется в соответствии со «Cтратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» и «Планом мероприятий по реализации" Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года"» утвержденными распоряжениями Правительства Российской Федерации в 2014 году [13, 14].

В обоих документах отсутствуют упоминания о культурно–событийном туризме – это объясняется тем, что с одной стороны речь идет об использовании нового термина, только недавно введенного в научный оборот, а с другой стороны, отечественная туристическая индустрия пока не имеет достаточного опыта проведения разнообразных культурных мероприятий событийной направленности [3, 4].

Данное исследование посвящено разработке рекомендаций направленных на использование потенциала культурно–событийных мероприятий для развития туризма в Российской Федерации – этим видом специализированного туризма нельзя пренебрегать при разработке долговременной стратегии развития отечественного туризма [1, 2, 7, 9].

Цель данного исследования – разработать рекомендации, основанные на использовании потенциала культурно–событийного туризма, для повышения эффективности стратегии развития туризма в Российской Федерации.

Предложения по развитию культурно–событийного туризма в Российской Федерации изложены в виде поправок к действующей стратегии до 2020 года и плана по реализации этой стратегии – предполагается, что структура новых документов федерального уровня, связанных с развитием туризма на период до 2035 года, не претерпит кардинальных изменений.

Так, во втором разделе существующей стратегии с названием «Современное состояние и тенденции развития туризма в мире» предлагается отдельным пунктом отразить факт возникновения и существования событийного туризма, как достаточного нового явления в мировой туристической индустрии – возможно без излишней детализации, то есть без указания разновидностей событийного туризма.

Для этого есть все основания – событийный туризм в мире действительно является одним из самых динамично развивающихся видов специализированного туризма и однозначно заслуживает должного внимания [5, 6].

В этом же разделе констатируется, что «в мире растет интерес к культурно-познавательному и природо-ориентированному туризму, что делает Российскую Федерацию наиболее привлекательной туристской дестинацией для российских и иностранных туристов» [13]. Это положение предлагается расширить и в новой стратегии развития отечественного туризма до 2035 года после упоминания культурно-познавательного туризма указать культурно-событийный туризм.

В третьем разделе существующей стратегии развития туризма, в Российской Федерации на период до 2020 года с названием «Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации» констатируется, что число посещений музеев, ежегодно увеличивается умеренными темпами примерно на 4 процента в год [13].

Однако, за время прошедшее после принятия этой стратегии, а она была одобрена в 2014 году, ситуация изменилась следующим образом – так в 2014 году количество посетителей всех российских музеев составило 102 млн человек, в 2015 – 119 млн человек, в 2016 –123 млн, в 2017 – 125 млн, в 2018 –130 млн, что обеспечило  рост количества посетителей музеев на 16,7% в 2015 году, рост на 3,3% в 2016 году, на 1,6% в 2017 году и на 4% в 2018 году [11, 12]. Среднее увеличение количества посетителей всех российских музеев за период 2015– 2018 годов составило 6,4%. Исходя из этих позитивных процессов произошедших за последние годы после принятия стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года представляется реальным ставить задачу увеличения количество посетителей всех российских музеев в среднем до 5% в год на период до 2035 года. Такой оптимистический прогноз основывается, в том числе, на использовании потенциала культурно-событийного туризма, что и необходимо отразить при обсуждении третьего раздела стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года.

Необходимо отметить,  общий недостаток обсуждаемого третьего раздела действующей стратегии развития туризма на период до 2020 года, который связан с описанием туристского потенциала российских регионов – в разделе почти отсутствуют мероприятия культурно–событийной направленности. Исключениями являются Московский кинофестиваль и ситуация в Крыму, где регулярно проводятся фестивали «Война и мир», «Казантип», «Генуэзский шлем», «Театр. Чехов. Ялта», «Великое русское слово», международный телекинофорум «Вместе», которые возможно классифицировать, как явления культурно–событийного туризма [13].   

В этом же разделе, разумно привести несколько позитивных примеров реализации масштабных культурных мероприятий событийной направленности за прошедшее время.

Например, к самым посещаемым выставкам в Российской Федерации в 2015 году относится масштабная выставка к 150-летию со дня рождения В.А. Серова, которую посетило 440 тысяч человек, а в в 2016 году в фокусе внимания художественной общественности оказалась уникальная выставка «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения», которую посетило еще большее количество зрителей –598 тысяч человека [8, 10].

Также, в третьем разделе существующей стратегии желательно расширить список факторов, тормозящие развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, и такой дополнительной причиной является недостаточное предложение туристского продукта культурно–событийной направленности.

В пятом разделе стратегии до 2020 года с названием «Основные направления и механизмы решения задач развития туризма» имеется подраздел три, который носит название «Реализация и усиление социальной роли туризма» и в котором присутствует следующее: «Перспективной задачей туризма является повышение уровня культуры, образования и просвещения общества. Этой задаче соответствуют все виды туризма,  однако одним из наиболее узконаправленных является культурно-познавательный туризм» [13].

Нет сомнений в целесообразности расширить последнее предложение путем упоминания культурно–событийного туризма – после корректировки данное положение будет звучать следующим образом: «Перспективной задачей туризма является повышение уровня культуры, образования и просвещения общества.

Этой задаче соответствуют все виды туризма, однако одним и из наиболее узконаправленных являются культурно-познавательный и  культурно–событийный туризм». И далее по тексту с учетом дополнения: «Для развития культурно–познавательного и культурно–событийного туризма необходимы следующие специальные меры».

В содержание специальных мер предлагается сделать дополнения, усиливающие роль культурно–событийноготуризма, после внесения которых текст звучит следующим образом: «проведение обучения работников учреждений культуры и других предприятий, относящихся к объектам туристского показа, инновационным методам работы, маркетинговой деятельности, проведению событийных мероприятий в сфере культуры и приемам составления интерактивных программ для туристов», а также «обновление культурно–познавательных туристских программ, систематическое проведение культурных мероприятий событийной направленности, регулярное внесение разнообразия в традиционные туристские маршруты для стимулирования повторных визитов».

Итоги данного подраздела с учетом дополнений будет выглядеть следующим образом: «Таким образом, культурно–познавательныйи культурно–событийный туризм могут внести существенный вклад в дело просвещения и нравственного оздоровления общества».

Далее предлагается внести дополнительный пункт в подраздел четыре пятого раздела действующей стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, название которого звучит следующим образом: «Повышение эффективности системы управления и статистического учета в сфере туризма для обеспечения социально-экономического развития и роста качества жизни населения регионов Российской Федерации». В соответствии с этим новым пунктом предполагается осуществить совершенствование системы статистического учета в сфере туризма путем разработки системы показателей для оценки различных разновидностей специализированного туризма. Решение этой непростой задачи позволит в  том числе усовершенствовать систему сбора, анализа и предоставления статистических данных и в сфере культурно–событийного туризма, которая после этого будет в большей степени удовлетворять потребностям органов управления, научных работников в области туризма и общества в целом в точной и полной информации.

Анализ имеющегося опыта по реализации стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года показал эффективность использования плана мероприятий по реализации этой стратегии утверждаемого распоряжением Правительства Российской Федерации [14].  В связи с этим, в рамках проводимого исследования имеет смысл разработать рекомендации по повышению эффективности будущего плана мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, которые позволят использовать потенциал культурно-событийного туризма в Российской Федерации.

Предлагается в раздел II существующего плана с названием «Повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и мировом рынках» включить пункт следующего содержания: «Повышение квалификации специалистов в области событийного туризма». Право на существование такого отдельного пункта объясняется отсутствием необходимого количества специалистов высокой квалификации по событийным мероприятиям – действительно  для развития и управления такой новой и перспективной разновидностью специализированного туризма, как событийный туризм, необходимы  специалисты умеющие придать проводимым мероприятиям событийный характер и тем самым привлечь существенно большее количество зрителей и обеспечить повышенную экономическую эффективность.

Проведение регулярных образовательных мероприятий в регионах Российской Федерации, посвященных как событийному туризму в целом, так и его разновидности культурно–событийному туризму, выпуск методических рекомендации по этой тематике будет содействовать развитию событийного туризма в Российской Федерации.

Далее, в разделе III существующего плана с названием «Усиление социальной роли туризма» предлагается усилить значение культурно–событийного туризма, путем добавления этой разновидности туризма в уже существующий перечень, непосредственно, после упоминания культурно–познавательного туризма [14].  После этого в обсуждаемом разделе появится следующий пункт: «Разработка и реализация программ развития социального, культурно–познавательного, культурно–событийного, лечебно–оздоровительного, патриотического, военно–исторического, экологического, этнографического, сельского и образовательного туризма».

Действительно, целесообразно включить культурные мероприятия событийного характера в раздел связанный с  социальной ролью туризма, так как в результате проведенных исследований установлено, что главная особенность влияния культурно–событийного туризма на уровень социально–экономического развития регионов заключается в комплексном характере такого воздействия – событийный туризм в области культуры, с одной стороны способствует развитию человеческого потенциала, без которого не возможно устойчивое развитие региона, а с другой стороны содействует повышению уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века.

В план мероприятий по реализации стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 годов раздел IV с названием «Совершенствование системы управления и статистического учета в сфере туризма для обеспечения социально-экономического развития и роста качества жизни населения регионов Российской Федерации» предлагается включить видоизмененный пункт №37 из действующего плана до 2020 года в следующей формулировке: «Разработка системы показателей оценки эффективности деятельности регионов в различных видах туризма» [14]. Новый вариант отличается от существующего акцентированием внимания на необходимости разработки показателей оценки для различных видов туризма, включая событийный туризм и его разновидность - культурно–событийный туризм. Такое уточнение коррелируется с предложением по совершенствованию стратегии развития туризма в Российской Федерации, сделанным выше. Действительно, необходимо научиться оценивать вклад различных видов туризма в социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации по отдельности – разработка специальных методик является сложной научной проблемой, заслуживающей включение в документ федерального уровня.

Далее, предлагается повысить эффективность раздела VI «Продвижение туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и международном рынках» путем коррекции пункта №45 с помощью акцентирования внимания на событийном туризме [14]. Видоизмененный пункт предлагается представить в плане мероприятий по развитию туризма до 2035 года в следующем виде: «Содействие субъектам Российской Федерации в разработке и продвижении туристских брендов Российской Федерации, регионов и отдельных туристских продуктов, в том числе событийной направленности». Такое выделение событийного туризма обосновано стремительным  ростом популярности этой разновидности специализированного туризма в мировой туристической индустрии [5, 6].

Подводя итоги проведенного исследования, можно утверждать, что разработаны научно–обоснованные рекомендации позволяющие повысить эффективность использования потенциала культурно-событийного туризма для развития туристской индустрии Российской Федерации и предназначенные для использования при создании новой стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года.

 

Список литературы:
1. Алексеева О.В. Событийный туризм как фактор социально–экономического развития региона. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: 2012. 215 с.
2. Лакомов Е.А. Повышение конкурентоспособности регионов России на основе развития услуг по событийному туризму. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: 2013. 202 с.
3. Соболева О.В. Классификация видов культурно–событийного туризма по направленности культурного мероприятия // Вестник Национальной академии туризма. 2019. № 50. С. 25–27. 
4. Соболева О.В. Классификация туристского продукта культурно–событийного назначения по источнику происхождения // Становление и развитие нового гуманитарного и экономического знания: сб. науч. трудов по матер. междунар. науч.–практ. конф. Белгород: АПНИ, 2019, ч. 2. С. 168–172. 0,4 п.л.
5. Getz D. Event tourism: Definition, evolution, and research // Tourism Management.  2008. Volume 29, pp. 403–428.
6. Getz D., Page S.  Progress and prospects for event tourism research  // Tourism Management. 2016. Volume 52, pp. 593–631.
7. 8 июля Дмитрий Медведев проведёт совещание о проекте Стратегии развития туризма. URL: http://government.ru/announcements/37286/ (дата обращения: 05.08.2019).
8. 50 самых посещаемых художественных выставок Москвы и Петербурга. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/4523/ (дата обращения: 05.08.2019).
9. Власти подготовят стратегию развития туризма в РФ до 2035 года. URL: https://travel.rambler.ru/news/41645297-vlasti-podgotovyat-strategiyu-razvitiya-turizma-v-rf-do-2035-goda/ (дата обращения: 05.08.2019).
10. Выставку Серова назвали самой посещаемой русской экспозицией за 50 лет. URL: https://style.rbc.ru/impressions/571638349a79472acdb347d4 (дата обращения: 05.08.2019).
11. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2016 году. URL: https://www.mkrf.ru/activities/reports/report2016/ (дата обращения: 05.08.2019).
12. Доклад об основных направлениях и результатах деятельности Министерства культуры Российской Федерации в 2018 году и задачах на 2019 год. URL: https://www.mkrf.ru/upload/iblock/449/4496dce0e9d229b271c7a454e8850dff.pdf (дата обращения: 05.08.2019).
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года N 941-р «ОбутвержденииСтратегииразвитиятуризма в РоссийскойФедерациинапериоддо 2020 года». URL: http://docs.cntd.ru/document/420200177 (дата обращения: 05.08.2019).
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 года № 2246-р «О плане мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://docs.cntd.ru/document/420232992(дата обращения: 05.08.2019).