Статья:

Cовременные тенденции развития офшоринга в мировой экономике и России

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Мировая экономика

Выходные данные
Аборина Е.А., Азмамедова С.А. Cовременные тенденции развития офшоринга в мировой экономике и России // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 78-83.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Cовременные тенденции развития офшоринга в мировой экономике и России

Аборина Елизавета Александровна
студент Финансово-экономического факультета Брянского государственного университета, Россия, г. Брянск
Азмамедова Сабина Асиф-кызы
студент Финансово-экономического факультета, Брянского государственного университета, РФ, г. Брянск

 

MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF OFFSHORE OPERATIONS IN THE WORLD ECONOMY AND RUSSIA

 

Elizaveta Aborina

student of the Finance and Economics Faculty of Bryansk State University, Russia, Bryansk

Sabina Azmamedova

student of the Finance and Economics Faculty, Bryansk State University, Russia, Bryansk

 

Аннотация. В статье раскрывается содержание и основные тенденции развития офшоринга в мире. В статье рассмотрено понятие офшоринга, а также история развития офшорных зон. Был проанализи­рован российский и зарубежный опыт взаимодействия с офшорными структурами.

Abstract. The article reveals the content and main trends of development of offshore operations in the world. The article describes the concept of offshore operations, as well as the history of the development of offshore zones. Were analyzed Russian and foreign experience of interaction with offshore structures.

 

Ключевые слова: офшоринг; офшорные зоны; свободные экономические зоны; офшорная компания.

Keywords: offshorization; offshore zones; free economic zones; offshore company; offshoring

 

Сегодня процесс глобализации мировой экономики оказал сущест­венное влияние как на трансформацию механизма функционирования мировой экономики, так и на приобретение качественно новых характеристик развития.

В то же время резкий рост взаимодействия экономик большинства стран мира, экономическая гомогенизация международных отношений, а также формирование глобальных рынков капитала, труда и услуг, создание и развитие глобальной инфраструктуры вывели на новый уровень борьбу за повышение глобальной конкурентоспособности национальных экономик и бизнес-структур, а также активизировали появление новых форм глобального экономического взаимодействия.

На фоне вышеперечисленных процессов особую актуальность в мире приобретают процессы формирования свободных экономических зон, создания условий для развития офшоринга, а также формирования стратегий развития оффшорного бизнеса, ориентированных, прежде всего, на привлечение и обслуживание международных потоков капитала.

Феномен «офшоринга» сегодня акцентирует большое внимание среди научного сообщества.

Во многом, определение специфики оффшорных зон содержится в концепции «свободной экономической зоны», поскольку современ­ное научное сообщество более склонно интерпретировать понятие «оффшор», как территориальное образование (в рамках целого государ­ства, либо его административной единицы), в рамках которого созданы особые благоприятные условия и льготы для регистрирующихся на его территории субъектов, ведущих лишь экстерриториальную бизнес-деятельность [1, с. 111].

Как правило, в рамках международно-правовой базы свободные экономические зоны предполагают часть национальной территории (иногда выделяемой из общего таможенного пространства государства), которая расширила автономию в решении экономических вопросов, особый режим управления и льготные условия хозяйственной деятельности для иностранных и национальных предпринимателей (VII Киотской конвенции 1973 г. по упрощению и согласованию таможенных процедур) [2, с. 38].

В рамках существующей мировой экономической системы специ­фика процесса офшоринга заключается в его развитии от макроуровня, представленного отдельными национальными экономиками, до микро­уровня хозяйствующих субъектов и далее до мегауровня мировой экономики:

1. На макроуровне это оффшорные юрисдикции, которые являются территориями с полным налогообложением и не предоставляют льгот независимо от того, работает компания на территории или нет. Чаще всего к оффшорным зонам относятся: Австрия, Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Португалия, США, Франция. Как правило, оффшорные страны выступают в качестве промежуточных в схемах использования оффшорных зон;

2. На микроуровне этот процесс описывается термином «оффшорная компания», местом регистрации и деятельности которой является полноналоговая территория. В научной литературе такие компании называются «компания специального назначения» или «проектная компания», созданные с определенной целью, что позволяет эффективно управлять финансовыми потоками;

3. Мегауровень представлен офшорным центром - государством или же его административной единицей, предоставляющие финансовые услуги нерезидентам в размере, значительно превышающем финансовый сектор их собственной экономики

В настоящий момент актуальность развития офшоринга обуслов­лена рядом современных тенденций: повышением безопасности мировой экономики капиталом; ускорением оборачиваемости финансовых активов в международном масштабе, их более эффективным использованием; снижением рисков за счет перемещения капитала в экономически стабильные и безопасные страны. Однако в данном случае развитие офшоринга влечет за собой ряд негативных последствий: подрыв налоговой базы стран, резиденты которых пользуются этими услугами; рост предпосылок для отмывания незаконных доходов и финанси­рования терроризма в морских условиях финансовой анонимности; неконтролируемый приток «горячих денег», дестабилизирующих мировую финансовую систему. Стоит отметить, что использование оффшорных налоговых схем очень выгодно для налогоплательщиков. При этом, с точки зрения государства, можно выделить следующие основные негативные последствия применения таких схем, помимо снижения уровня налоговых поступлений: субъекты хозяйствования существенно снижают свои налоговые издержки и получают необосно­ванное конкурентное преимущество; постепенная монополизация рынка, подрывающая стабильность и эффективность конкурентной среды; дестабилизация инвестиционного климата.

Тем не менее, в условиях современных рыночных отношений офшоринг необходим крупным предприятиям, ориентированным на внешние рынки, так как позволяет ускорить привлечение иностранных инвестиций и кредитов, создать более эффективную правовую базу для разрешения споров.

В некоторых случаях крупные международные проекты, такие как экспортные трубопроводы «голубой поток» или «Северный поток», вряд ли будут реализованы без оффшорных компаний.

Использование оффшорных компаний оправдано при слияниях / поглощениях, IPO на зарубежных финансовых рынках, заказах на суда, экспорте сложного оборудования, в том числе специального, с целью минимизации юридических рисков и рисков неплатежей.

Создание оффшорных платежных центров как форма финан­сового аутсорсинга может быть полезным при реализации долгосрочных контрактов. Например, поставки газа в Европу, особенно когда они частично заложены по кредитам, полученным ранее от западных банков.

Что касается юридических лиц, которые зарегистрированы в таких юрисдикциях, то перечень льгот может быть значительно больше. В частности, зачастую удается добиться оперативной экономии за счет создания оффшорной компании. Создав такое предприятие за рубежом, можно снизить затраты на продвижение и сбыт своей продукции. С помощью оффшорного звена, можно оптимизировать расходы, такие как маркетинг, закупки, бухгалтерию и т. д. Информационный эффект - основополагающий мотив для введения в структуру бизнеса офшорного звена, поскольку рынок и конкурентные преимущества компаний изме­няются очень быстро. Поэтому может быть принято решение выделить какую-либо часть компании в отдельную структуру и перевести ее в оффшор: с целью получения дополнительной информации о возмож­ностях поиска, как о состоянии рынка, так и о сегменте, в котором функционирует структура, с целью влияния как на рынок, так и на принятие бизнес-решений конкурентами [4, с. 4].126]. Стоит отметить, что национальная офшорная политика во многом зависит от соотношения затрат и выгод для каждой конкретной страны, от того, как решаются противоречия между интересами государства и бизнеса.

В российской практике развитие оффшорных отношений связано с комплексом противоречий между интересами государства и бизнеса. В этом случае государству наносится большой экономический ущерб, поскольку отношения с офшорными структурами в большей степени не реформированы. В то же время мотивация и характер использования оффшорных компаний российским бизнесом имеют существенные отличия от мировой практики.

Для российских оффшорных компаний, в первую очередь, это защита бизнеса и прав собственности от криминального и чиновничьего рейдерства.

Особенно остро эта проблема стоит для регионального бизнеса. Доля оффшорных компаний в экспорте и импорте прямых инвестиций в десять раз выше, чем в других странах. Например, в Германии и Франции доля офшоров в накопленных прямых иностранных инвести­циях составляет 1,9% и 2,3%, соответственно. У нас доля Кипра в экспорте прямых инвестиций - более 40%, других оффшоров-15-20%. Аналогичная ситуация и с притоком прямых иностранных инвестиций. Иными словами, участие России в международном обмене прямыми инвестициями во многом обеспечивается деньгами российского проис­хождения. Значительная доля экспорта нефти, металлов, древесины и удобрений через шельф также добавляет негатива. Сравнение ста­тистики внешней торговли России и статистики импортеров показывает не только существенную разницу в географии и торговых потоках, но и в удельной стоимости сырья на Российской границе и на границах конечных потребителей нашей продукции. Такая разница может указывать на использование двойных экспортных контрактов через офшоры. Причины подобных негативных явлений в российской практике использования оффшорных компаний зависят от ряда факторов: характера приватизации, слабости российской банковской системы и недоразвитости фондового рынка, существенных масштабов теневого сектора и коррупции [5, с. 5]. 137].

Таким образом, офшоринг - это процесс планетарного масштаба, характеризующийся увеличением потока товаров, услуг, капитала, инфор­мации, рабочей силы через национальные границы, что приводит к взаимопроникновению как отдельных национальных рынков, так и экономик в целом, и является важнейшей тенденцией современной мировой экономики, которой ни одно национальное государство не в состоянии самостоятельно противостоять на данном этапе развития.

 

Список литературы:
1. Никулина О.М. Значение офшорного сегмента в развитии российской экономики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2014. - № 2 (26). – С. 110-119. 
2. Матусевич А.П. Офшорные зоны: история, тенденции развития, влияние на российскую экономику // Вестник Международного института экономики и права. 2013. - № 1. – С. 37-48. 
3. Панова Г.С., Туруев И.Б., Ярыгина И.З. Деофшоризация как фактор развития национальной экономики // Вестник МГИМО Университета. – 2014. - № 1. – С. 102-112. 
4. Татулов Г.А. Офшоры в международном движении капиталов // Вестник МГИМО Университета. 2013. - № 1. – С. 125-129. 
5. Туруев И.Б. Офшоры - тормоз развития или экономическая необходимость // Вестник МГИМО Университета. 2014. - № 1. – С. 136-139.