Статья:

Классификация розничных торговых объектов по видам и типам и их зоны торгового обслуживания

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Варвашеня А.А. Классификация розничных торговых объектов по видам и типам и их зоны торгового обслуживания // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 74-78.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Классификация розничных торговых объектов по видам и типам и их зоны торгового обслуживания

Варвашеня Анна Александровна
магистр экономических наук, аспирант, Белорусский Государственный Экономический Университет, Белоруссия, г. Минск

 

The classification of retail facilities by kinds of and types and their trade service areas

 

Varvashenia Anna Aleksandrovna

master of economics, graduate student,

Belarus State Economic University, Minsk

 

Аннотация. Стремительное развитие розничной торговли влечет за собой появление новых видов и типов торговых объектов, каждый из которых имеет свои характеристики. Однако, все торговые объекты, даже, имеющие идентичные признаки, расположены в городе хаотично, что приводит к дисбалансу торговых объектов и как следствие не в полной мере удовлетворяется спрос населения, а значит возникает недополучение прибыли собственниками торговых объектов и налогов в государственный бюджет. В статье рассматривается вопрос о систематизации распределения торговых объектов по торговым зонам, учитывая их отличительные особенности.

Abstract. Rapid development of retail trade involves emergence of new types and types of shopping facilities, each of which has the characteristics. However, all shopping facilities, even, the having identical signs, are located in the city chaotically that not the satisfaction fully of demand of the population leads to an imbalance of shopping facilities and as a result, and thereby short-reception arrived owners of shopping facilities and taxes to the government budget. Therefore in article the question of systematization of distribution of shopping facilities on trade zones is considered, considering their distinctive features.

 

Ключевые слова: торговая зона обслуживания; торговый объект; нормативный акт; торговля.

Keywords: trade zone of servicing; shopping facility; standard regulation; trade.

 

Розничную торговлю в городах определяют различные типы торговых зон. Также стоит отметить, что основным типом являются центры городов из-за большого сосредоточения в них магазинов и товаров. Однако, по мнению автора, необходимо распределить торговые объекты на территории города  таким образом, чтобы определенному типу и /или виду соответствовала своя торговая зона, выполняющая те или иные функции. Для этого проведем критический анализ нормативных актов Республики Беларусь, определяющих типы и виды объекты торговли. Так, классификация розничных торговых объектов по видам и типам в Республике Беларусь представлена в Инструкции, утвержденной Министерством торговли Республики Беларусь от 26.06.2014 г. № 25 [5].

Данная Инструкция определяет порядок классификации розничных торговых объектов по видам и типам. Термины и их определения, представленные в Инструкции, установлены Законом Республики Беларусь № 2/2126 от 8 января 2014 года «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» и опубликованы на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 21.01.2014 [1, 5]. Также, при отнесении торговых объектов к тому или иному виду и типу необходимо рассмотреть Постановление Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров  Республики Беларусь № 22 от 28.04.2003 г. «СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения», согласно которому «вид розничного (торгового) объекта» – розничный торговый объект, классифицированный по ассортименту реализуемых товаров, а «тип розничного (торгового) объекта» – розничный торговый объект определенного вида, классифицированный по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей [4].

Инструкцией введен терминологический аппарат. Согласно инструкции розничные торговые объекты классифицируются по видам в зависимости от: формы собственности; подчиненности; типа строения; места расположения; формата, в качестве которого определены магазин, павильон, киоск, палатка, неизолированный торговый объект, автомагазин, торговый автомат, лоток, емкость для хранения и (или) продажи товаров, тележка для продажи товаров [5].

Магазины классифицируются по видам в зависимости от: способов организации торговли; типа постройки; ассортимента товаров; метода продажи товаров; уровня цен; места нахождения [5]. Также определена классификация продовольственных и непродовольственных магазинов [5]. Так, согласно данной Инструкции выделяют «вид магазина», «тип магазина», его торговую площадь и метод продажи товаров, используемые в разных типах магазинов. Отнесение того или иного типа / вида торгового объекта к определенной зоне в городе в Инструкции не получило своего отражения.

Так, анализируя Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли [3]. Классификация предприятий торговли», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 771-ст и действующий на территории Российской Федерации с 1 января 2011 года, необходимо отметить, что данный стандарт не предусматривает рассмотрение определений и терминов, характеризующих торговые объекты по типам и видам. Данный документ лишь дает более развернутое количество признаков для отнесения того или иного объекта к типам, представленным в виде таблицы, то есть рассматриваются такие признаки как: «специализация торговой деятельности», «тип предприятия», «вид торговли», «площадь торгового объекта», «ассортимент товаров», «формы торгового обслуживания покупателей», «отличительные особенности типа предприятия». Сами термины и определения представлены в ГОСТ Р 51303-2013 Торговля. Термины и определения [2]. Стоит отметить, что ранее субъекты хозяйствования на территории Российской Федерации осуществляли свою деятельность согласно ГОСТа Р 51773-2001, в котором четко были обозначены основные термины [3].

Обобщив данные анализируемых источников, автором была представлена сводная классификация торговых объектов по типам и видам для города, с выделением их вида и типа. Так, к виду торговых объектов «магазины с универсальным ассортиментом» относят следующие типы торговых объектов: гипермаркет, универмаг, гастроном, супермаркет, Дом торговли, универмаг; к магазинам со специализированным ассортиментом (вид) относят специализированные непродовольственные магазины: автозаправочная станция, аптека, иные магазины (тип); к специализированным непродовольственным магазинам (вид): алкогольные напитки, бакалейные товары и т.д. (тип); к магазинам с неспециализированным ассортиментом (вид): неспециализированные магазины с комбинированным ассортиментом: галантерея, промтовары, мини-магазин (мини-маркет) (тип); к неспециализированным магазинам со смешенным ассортиментом (вид): мини-магазин (мини-маркет), магазин товаров повседневного спроса (тип); к узкоспециализированным магазинам (вид): автозапчасти и др. (тип); прочие магазины (вид): бутик, комиссионный магазин, стоковый магазин, магазин-салон, дискаунтер, магазин «Дисконт», «Кэш энд Кэри» (тип); торговый центр, молл (вид).

Таким образом, на основе авторского подхода к систематизации торговых объектов в городе по торговым зонам, который учитывает принципы и критерии формирования торговых зон в городе, определим типы и виды торговых объектов в соответствии с выделенной торговой зоне в городе:

1. Центральная торговая зона: бутик, молл, универмаг, аптека, узкоспециализированные магазины, магазин-салон, торгово-развлекательный комплекс (центр), многофункциональный торговый комплекс;

2. Обслуживающая торговая зона: Дом торговли, гастроном, аптека, специализированные магазины, неспециализированные магазины, стоковый магазин, комиссионный магазин;

3. Торговая зона жилых районов: мини-маркет, магазин товаров повседневного спроса, универсам, аптека, комиссионный магазин, супермаркет, гипермаркет;

4. Периферийная торговая зона: гипермаркет, ТЦ (аптека), молл, магазин «дисконт», «Кэш энд Кэри», дискаунтер, многофункциональный торговый комплекс, автозаправочная станция.

 

Список литературы:
1. Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» // Национальный реестр правовых актов РБ. – 2014. - №2/2126.
2. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации РФ. – 2013. - №582-ст.
3. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации РФ. – 2009. - № 771-ст.
4. Постановление Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь («СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения») от 28.04.2003 г. № 22 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене государственных стандартов Республики Беларусь, межгосударственных стандартов, Правил ЕЭК ООН, руководящих документов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации» // Законодательство РБ. – 2014.
5. Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 26 июня 2014 г. № 25 «Об утверждении Инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – 2014. - 8/28976.