Современная концепция менеджмента как следствие цифровой революции
Конференция: XLV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Менеджмент
XLV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Современная концепция менеджмента как следствие цифровой революции
MODERN MANAGEMENT CONCEPT AS A CONSEQUENCE OF THE DIGITAL REVOLUTION
Alena Barkaeva
Graduate student of RUDN University,
Russia, Moscow
Аннотация. В статье подтверждается тезис о необходимости поиска новых парадигм и построения нового видения управления. Эти изменения можно увидеть как в создании новых структурных решений, новом подходе к интеллектуальному капиталу организации, новых отношениях с окружающей средой, так и в новых методах производства и предоставления услуг. Они также воплощаются в инновационных бизнес-моделях, которые расходятся со стандартными, существовавшими десятилетиями способами функционирования организации на рынке. И все это приводит к постепенному формированию новой версии управления, которую можно назвать «управление 2.0» или «менеджмент второго поколения».
Abstract. The article confirms the thesis about the need to search for new paradigms and build a new vision of management. These changes can be seen both in the creation of new structural solutions, a new approach to the organization's intellectual capital, a new relationship with the environment, and new methods of production and service delivery. They are also embodied in innovative business models that are at odds with the standard, decades-old ways an organization operates in the marketplace. And all this leads to the gradual formation of a new version of management, which can be called "management 2.0"or" second-generation management".
Ключевые слова: цифровизация менеджмента; цифровые технологии; цифровая революция; цифровая трансформация.
Keywords: digitalization of management; digital technologies; digital revolution; digital transformation.
Цифровые технологии с самого начала своего существования, сначала постепенно и медленно, а теперь с высокой скоростью и радикально меняют реальность мира и, как следствие, управление организациями. Технологические преобразования, связанные с цифровизацией, называются новой технологической революцией. Ее нынешний этап одни рассматривают как третью, а другие-как четвертую промышленную революцию[1, c. 39]. В современной экономике все сильнее ощущается влияние новых технологий, являющихся результатом высоких темпов научно-технического прогресса. Развивающиеся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) создали возможности для сбора и анализа больших данных (Big Data). Разрабатываются новые алгоритмы данных (Data Mining) и языки машинного обучения, поддерживающие развитие искусственного интеллекта (Artifical Intelligence). Роботизация простых действий, выполняемых человеком, быстро прогрессирует, а искусственный интеллект, способный все лучше имитировать возможности человеческого разума, заставляет роботов все чаще заменять человека, выполняя за него сложные действия. Динамически происходящие технологические изменения сильно влияют на современную экономику и предприятия, ставя их перед трудными решениями выбора стратегии развития. Прогрессирующая глобализация экономики и растущая конкуренция на рынках усиливают проблемы, стоящие перед предприятиями. Для их удовлетворения предприятия должны быстро меняться, используя новые производственные и конкурентные возможности, которые создают новые технологии. В результате начавшейся четвертой промышленной революции ожидаются не только радикальные изменения в плане повышения операционной эффективности и производительности факторов производства, но и новые бизнес-модели в менеджменте, приносящие экономические выгоды предприятиям, экономике и обществу в целом. Их основой является все более быстро прогрессирующая оцифровка предприятий и экономики [2, c. 1713]. В этом случае следует признать, что изменения, внесенные цифровыми технологиями, настолько радикальны, что заслуживают того, чтобы их называли новаторскими или революционными. При этом, так же, как это было в случае с первой и второй технологической революции, не столько речь идет о той же технике или технологии, сколько, прежде всего, об экономических последствих. Важнейшая цель цифровой трансформации - повышение эффективности компании, поэтому обучение лидеров имеет фундаментальное значение. Настоящая цифровизация меняет весь менеджмент организации: от планирования до принятия решений и управления. Меняются процедуры общения и согласования позиций. Трансформация усиливает ожидания сотрудников, что их режим работы будет более гибким, адаптированным к личным предпочтениям и, чаще, удаленным[2, c. 1714].
Цифровая трансформация - это непрерывный процесс перехода организации к новым способам работы с цифровыми технологиями. Этот процесс может происходить на любом уровне организации, например: в продажах, обслуживании клиентов, финансах и производстве. Основная цель трансформации - улучшение работы организации в различных аспектах: гибкость, экономическая эффективность, скорость выполнения заказов и т. Д. Однако внедрение оцифровки меняет рабочую среду и довольно часто требует корректировки привычек и процедур как сотрудников, так и руководителей.
Первая проблема заключается в том, что настоящая оцифровка меняет способ управления организацией. Меняются способы выполнения всех основных управленческих функций: планирование, принятие решений, распределение задач и ресурсов, мотивация, коммуникация, координация и контроль[3, c. 567]. Отличительные особенности нового подхода к управлению
Цифровые технологии приводят к семи основным последствиям в менеджменте:
1) возможность накопления знаний,
2) повсеместность
3) цифровая сетевая среда,
4) прослеживаемость,
5) системность,
6) нормативности и синхронизации
7) использования коллективного интеллекта.
Эти элементы изменяют условия реализации управления и в то же время объясняют его специфику в эпоху цифровой экономики. Причем, речь идет не об устранении социального ее измерения, а о необходимости понимания более сложных механизмов управления, создаваемых при участии цифровых технологий.
Можно выделить двенадцать основных принципов управления, порожденных цифровыми технологиями:
1. Открытость-готовность делиться информацией и проводить транспарентную политику.
2. Общность-способность строить динамичные и вовлеченные сообщества, которые будут взаимодействовать в достижении какой-то цели.
3. Меритократия-возможность сотрудничать с компетентными людьми, независимо от их возраста, цвета кожи, пола или положения в организации.
4. Активизм-создание условий для того, чтобы каждый человек мог включиться в действие и таким образом выразить себя.
5. Сотрудничество-создание инструментов и средств для обмена знаниями и взаимодействия в глобальном масштабе.
6. Вещание - сети дают ощущение свободы, независимости, возможность вносить свой вклад и экспериментировать, а также от-бодрствования смысла действий и важности участия.
7. Автономия-свобода действий и принятия решений как противоположность предписывающей модели.
8. Повышенные шансы на создание новых ценных решений (инноваций) благодаря счастливому совпадению и, прежде всего, разнообразным наборам связей.
9. Децентрализация-замена управления сверху вниз, позволяя каждому участвовать в процессе распределения ресурсов, а также принимать решения и брать на себя ответственность.
10. Экспериментирование - возможность тестирования и быстрого улучшения продуктов и действий. Причем это делается по более низкой цене и намного быстрее, чем когда-либо прежде.
11. Скорость-беспрецедентный темп изменений и доступность знаний в любом месте и в любое время.
12. Доверие-вера в то, что каждый работает добросовестно, и хорошая работа будет оценена. Речь идет о замене страха доверием, чтобы заставить людей делиться своими страстями, творчеством и усилиями [3, c. 570].
Представленные выше потенциальные возможности нового подхода к управлению требуют существенных изменений по сравнению с тем, что мы связываем с управлением в настоящее время. Как следует из этого, организации, внедряющие новые фцункции управления, должны обучать практически все используемые решения, как на стратегическом, так и на тактическом и оперативном уровнях. В любом случае применение даже самых развитых цифровых технологий является лишь первым шагом на пути совершенствования функционирования организации. Цифровые технологии без изменений в способе управления могут быть просто дорогим гаджетом, который вместо того, чтобы оптимизировать, дополнительно обременяет организацию. В то же время проявляются и проблемы цифрового менеджмента. К ним относятся снижение важности человека в бизнес-процессах, поскольку роль лидера становится все менее и менее определенной в контексте автоматизации. Есть дополнительные риски того, что руководитель может потерять способность критически мыслить и ставить четкие цели. Очень важно не переоценивать роль автоматизации, потому что она должна быть в первую очередь направлена на оказание помощи, а не на жесткое управление деятельностью компаний в рамках определенных шаблонов. При недостаточной компетенции профессионалы не могут оперативно взаимодействовать с автоматизированными системами, что создает дополнительные трудности управления. Развитие технологий цифрового управления направлено на решение задачи создания программы полной автоматизации бизнес-процессов, основанной на кропотливом анализе активности бизнес-процессов, имевших место в прошлые периоды. Важно определить роль персонала, специфика формирования материальных, финансовых потоков и денежных потоков. Для реализации таких программных комплексов необходимо будет создать теоретическое, методологическое и технологическое обоснование [4]. Выводы. Цифровые технологии влияют на изменения в управлении организациями таким образом, который до сих пор не был обеспечен в течение всего периода развития человеческой цивилизации. В то же время интуитивное управление, доминирующее в XX веке, все чаще заменяется управлением, основанным на знаниях. В этом отношении цифровые технологии предоставляют все новые и новые возможности, к которым стремятся менеджеры, готовые взять на себя труд и задачу полностью перенастроить существующий подход к управлению.