НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Конференция: LXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Мировая экономика
LXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
TAX INCENTIVES OF ECONOMIC GROWTH IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS
Angelina Tyurina
Student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Lipetsk branch, Russia, Lipetsk
M. Evsin
Scientific adviser, Cand. Economy Sciences, Associate Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Lipetsk branch, Russia, Lipetsk
Аннотация. Рост экономики является одним из важнейших условий динамичного экономического развития любого государства. Налоговое стимулирование экономического роста является особенно актуальным в связи с тем, что за многие годы экономика России не достигла целевых показателей, а эффект от использования налоговых инструментов оказался намного ниже ожидаемого.
Abstract. Economic growth is one of the most important conditions for the dynamic economic development of any state. Tax incentives for economic growth are especially relevant due to the fact that for many years the Russian economy has not reached the target indicators, and the effect of the use of tax instruments turned out to be much lower than expected.
Ключевые слова: налоги, налоговое стимулирование, экономический рост, налоговые льготы, налоговая система.
Keywords: taxes, tax incentives, economic growth, tax incentives, tax system.
Для того, чтобы обеспечить социально-экономическое развитие, необходимо стимулирование экономического роста. В России данная проблема присутствует уже несколько десятилетий и имеет приоритетное значение.
Последние 10 лет для России оказались весьма непростыми из-за разного рода проблем, в числе которых оказались геополитический кризис, коронавирусная инфекция и экономические санкции.
Однако, на сегодняшний день уже ясно, что экзогенные шоки определили новые условия для развития общества. Широкое распространение в финансовой сфере получил подход, основанный на изучении влияния налогов и их эндогенных теорий.
Важным выводом для налоговой политики, обоснованной на основе экзогенных экономических процессов, стало утверждение К.Чэмли об оптимальном налоге на доходы от капитала в краткосрочной перспективе. Теория эндогенного роста утверждает, что экономический рост возникает внутри самой экономической системы благодаря её внутренним процессам, в отличие от роста, который зависит от внешних факторов. Налоговая политика может оказывать влияние на эти процессы и, соответственно, на экономический рост. Например, снижение налогов может стимулировать инвестиции и увеличить производительность труда, что приведет к росту экономики. Однако, слишком высокие налоги могут отталкивать инвесторов и замедлить экономический рост. Правильная налоговая политика может стать ключевым фактором в стимулировании роста экономики.
Современная российская налоговая система была сформирована и развивалась с ориентацией на западноевропейскую модель экономики. В то время, когда прозападная глобализация была в моде, западноевропейская модель считалась единственно верной и универсальной. Россия присоединилась к этому движению и начала реформировать свою налоговую систему в соответствии с западными стандартами. Современная налоговая система России включает в себя налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль организаций (НПО), налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и другие налоги. Налоговая система России регулируется Федеральной налоговой службой (ФНС), которая отвечает за сбор налогов и контроль за их уплатой.
Несмотря на то, что Россия ориентировалась на западноевропейскую модель, налоговая система страны имеет свои особенности. Например, в России существует налог на добычу полезных ископаемых, который является важным источником доходов для бюджета страны. Кроме того, Россия активно развивает цифровую налоговую систему, которая позволяет сократить бюрократические процедуры и упростить процесс уплаты налогов. В целом, современная налоговая система России является достаточно развитой и соответствует международным стандартам. Однако, как и в любой другой стране, существуют проблемы с уклонением от уплаты налогов и необходимость постоянного совершенствования системы.
Исследования показывают, что эффективность налоговых льгот сильно зависит от их реализации. Если льготы предоставляются только определенной группе компаний, то это может привести к их конкурентному преимуществу перед другими участниками рынка. Если льготы предоставляются на основании достижения определенных целей (например, увеличения экспорта или инвестиций в научно-технические разработки), то это может стимулировать рост экономики.
Однако, надо отметить, что налоговые льготы могут привести к упущенной выгоде для государства, если они приводят к снижению налоговой базы. Таким образом, если льготы не приводят к достижению целей, то они могут в итоге привести к ухудшению фискальной ситуации.
В целом, налоговые льготы могут стать эффективным инструментом, если они сформулированы тщательно и основаны на четко определенных целях. Однако, необходимо помнить, что эти льготы могут привести к неожиданным последствиям, и, поэтому, нуждаются в постоянном мониторинге и корректировке.
Секторальное распределение выгод от инвестиционных налоговых льгот не удовлетворяет Правительство. Малая доля приходится на нефтегазовый сектор (83,4% или около 2 трлн. руб), оставшиеся 16,6% (400 млрд. руб.) используются традиционными секторами крупнейших компаний.
Неэффективность действующих на данный момент инвестиционных налоговых льгот, по истине, признается государственной властью. Из этого можно сделать вывод, что для решения данной проблемы необходимы продуманные системные рекомендации.
Прибыль корпораций теряет свое значение и как регулятор экономических процессов, и как объект налогообложения. Во-первых, это связано с тем, что чисто рыночные факторы регулирования (прибыль занимает центральное место в регулировании рынка) теряют свою значимость по мере развития новой промышленной революции. Значение технологической результативности и технологического суверенитета ещё больше возрастают в связи с проблемой экзогенных шоков, к числу которых относятся экономические санкции Запада против Российской Федерации.
Рыночный механизм промышленной политики в таких условиях работает недостаточно надежно. Вследствие, в решающий момент у страны не оказалось собственного оборудования и технологий по ряду направлений. Теперь поставлен вопрос о переходе от рыночной политике к политике обеспечения технологического суверенитета. Это означает, что текущая прибыль, исходя из которой рассчитывается налог, не будет основным ориентиром.
Во-вторых, налог на прибыль часто негативно влияет на бизнес-климат страны и может тормозить экономический рост. Он создает дополнительные проблемы для компаний, затрудняет привлечение инвестиций и может отталкивать бизнес от страны. Кроме того, налог на прибыль часто является сложным и неоднозначным понятием, возникают споры и неоднозначности в определении базы налогообложения и расчета ставки.
В целом, налог на прибыль – это важный инструмент государственного регулирования экономики в современных условиях, но его применение должно быть осуществлено с учетом всех вышеперечисленных факторов и сбалансированным образом, чтобы не отталкивать бизнес и не наносить ущерб экономическому росту.