Инвестиционная привлекательность Краснодарского края
Конференция: XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Региональная экономика
XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Инвестиционная привлекательность Краснодарского края
Investment attractiveness of Krasnodar region
Julia Kolobova
Student Kuban State University, Russia, Krasnodar
Аннотация. В работе была проведена оценка инвестиционной привлекательности региона, также рассмотрены факторы, сдерживающие рост инвестиционной привлекательности, и предложены мероприятия для повышения инвестиционной привлекательности региона.
Abstract. The work was evaluated investment attractiveness of the region, is also considered a factor limiting the growth of investment attractiveness, and suggested measures to increase the investment attractiveness of the region.
Ключевые слова: инвестиционная активность; инвестиционная привлекательность; инновационное развитие.
Keywords: investment activity; investment attractiveness; innovation.
Россия относится к странам с переходной экономикой, что говорит о том, что для её развития необходимы инвестиции, а стране нужно развивать свои регионы, для того, чтоб она стала привлекательной для инвестора. В настоящее время проблема инвестирования актуализировалась, так как Россия находится в напряженном положении в связи с различными санкциями, действующими на международном уровне. Санкции, введенные различными странами против России, привели к потере экономических отношений. Можно было видеть, что уровень цен резко вырос, качество жизни населения ухудшилось, а многие производства и вовсе стали закрываться, ВВП сокращался.
На сегодняшний день, регионам доверены многие задачи по решению управления, таким образом, регион сам отвечает за своё развитие. Это свидетельствует о том, что ответственность регионов за результативные показатели повысилась. Сегодня важно, чтобы инвестиционная деятельность региона соответствовала социальным и экономическим приоритетам всего государства. Региону необходимо привлечь столько инвестиций, чтоб была возможность улучшить его деловую репутацию, развить новые инвестиционные проекты, нарастить экспорт. Только тогда можно будет добиться экономического подъема [1].
Таким образом, правильное управление и повышение инвестиционной привлекательности региона становится основополагающим в его конкуренции за инвестиции.
Целью исследования является необходимость изучения вопроса инвестиционной привлекательности региона, его активности, используемых стратегий для привлечения инвестиций, а также необходимо понять какие меры помогут повысить инвестиционную привлекательность.
Многими авторами говориться о том, что регион может стать привлекательным только в том случае, если приоритетом становятся прозрачность действий, целенаправленное перераспределение ресурсов и сырья, привлечение капитала для строго определенных проектов, способствующих экономическому развитию региона [2].
Инвестиционный потенциал принято считать ключевым показателем отражающим результат проводимой инвестиционной политики в регионе [1].
Инвестиционный потенциал представляет собой следующую совокупность потенциалов:
· ресурсно-сырьевой: отражает количество природных ресурсов необходимое для воспроизводства капитала;
· инновационный: отражает влияние развития наук, разработок и научных исследований на привлекательности региона;
· трудовой: отражает необходимость наличия высокообразованных кадров для наилучшего управления;
· потребительский: отражает заинтересованность населения региона в новых проектах, реализуемых в регионе.
При помощи выделенных показателей конструируется рациональная инвестиционная стратегия для повышения инвестиционной привлекательности в данном регионе, так как унифицированной формы быть не может, в связи с различиями региона. Такими различиями могут выступать: климатические условия, возможности выращивания сельскохозяйственных культур, наличие сырья, уровень производственных отношений, территориальное положение, развитость инфраструктуры, уровень безработицы, рост населения, уровень развития населения, наличие квалифицированных кадров [2].
Рассмотрим инвестиционную активность на примере Краснодарского края.
Краснодарский край расположен на юго-западе России, с административным центром — городом Краснодар. Край находится на третьем месте по количеству населения. Количество населения на 1 января 2018 года составляет 5603420 человек или 3,81 % населения России, с плотностью населения 74 человека на квадратный километр. Из них 55,9 % - городское население, 45,1% - сельское население. По уровню ВРП Краснодарский край занимает пятое место среди всех регионов [3].
В последние года можно было наблюдать востребованность региона, было реализовано несколько больших проектов. Проекты были связаны с подготовкой к Олимпиаде в 2014 году, строительству Крымского моста, а также Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Сегодня в крае можно найти около двух тысяч инвестиционных предложений в любой из отраслей экономики [3].
Рассмотрим таблицу 1, в которой отражен уровень инвестиций в основной капитал в ЮФО.
В структуре инвестиций в основной капитал Южный Федеральный округ занимает 8,75 % в 2017 году, в 2016 году доля инвестиций, приходящихся на ЮФО составила 7,81%. Таким образом можно видеть, что по всему Южному Федеральному округу произошло увеличение количества инвестиций. Прирост в 2017 году в России составил 8,3 %, по ЮФО данный показатель равен 21,2 %, что говорит о правильном развитии инвестиционной стратегии в округе.
Таблица 1.
Уровень инвестиций в основной капитал в разрезе ЮФО
Инвестиции в основной капитал |
|||
Регион |
2016 г., млн.руб |
2017 г., млн.руб. |
Прирост, % |
Российская Федерация |
14 748 846,9 |
15 966 804,0 |
8,3 |
Южный федеральный округ |
1 152 832,3 |
1 397 320,3 |
21,2 |
Республика Адыгея |
19 133,7 |
22 858,5 |
19,5 |
Республика Калмыкия |
9 138,9 |
10 447,6 |
14,3 |
Республика Крым |
74 795,3 |
195 376,8 |
161,2 |
Краснодарский край |
435 095,3 |
484 104,9 |
11,3 |
Астраханская область |
117 999,3 |
144 092,7 |
22,1 |
Волгоградская область |
183 642,1 |
190 770,4 |
3,9 |
Ростовская область |
294 480,7 |
319 287,5 |
8,4 |
г. Севастополь |
18 547,0 |
30 381,9 |
63,8 |
Лидером в ЮФО по приросту инвестиций в 2017 году стала Республика Крым, это связано с завершением строительства «Крымского моста», что привело к улучшению инфраструктуры и повысило инвестиционный потенциал Крымского полуострова.
С большим отставанием, следующий регион — город Севастополь, прирост инвестиций в 2017 году составил 63,8 %. Остальные регионы прибавили не более 22 %. Краснодарский край оказался в ЮФО лишь шестым по уровню прироста инвестиций в основной капитал.
Однако, если смотреть на структуру инвестиций в разрезе ЮФО, то Краснодарский край является лидером по объему привлеченных инвестиций в денежном выражении. В 2016 году объем инвестиций был равен 435095,3 млн. руб., а в 2017 году прибавил 11,3 % и составил 484104,9 млн. руб. Следующий за Краснодарским краем в структуре стоит Ростовская область, объем её инвестиций составил в 2017 году 319287,5 млн. руб.
Объем включал в себя инвестиции в: сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство – 27500,3 млн. руб., добыча полезных ископаемых – 3616,9 млн. руб., обрабатывающие производства – 63675,8 млн. руб., обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха – 13997,9 млн. руб., водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – 2073,5 млн. руб., строительство – 6251,0 млн. руб., торговля оптовая и розничная; торговля оптовая и розничная и ремонт автотранспортных средств – 17568,0 млн. руб., транспортировка и хранение – 133291,4 млн. руб., деятельность в области информации и связи – 10985,3 млн. руб., деятельность в области культуры и спорта – 39181,1 млн. руб., образование – 8039,6 млн. руб., деятельность в области здравоохранения и социальных услуг – 5525,4 млн. руб., государственное управление и обеспечение военной безопасности – 12948,0 млн. руб., и другие менее финансируемые отрасли [3].
Рассмотрим таблицу 2, в которой показана динамика уровня инвестиций по Краснодарскому краю.
Таблица 2.
Динамика уровня инвестиций по Краснодарскому краю
ИНВЕСТИЦИИ |
|
||||||||
Год |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн.руб. |
113917 |
589623 |
711720 |
798476 |
955208 |
750236 |
586903 |
435095 |
484105 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в процентах к предыдущему году |
104,3 |
141,5 |
120,7 |
112,2 |
119,6 |
78,5 |
78,2 |
74,1 |
111,3 |
Из таблицы 2 видно, что с 2010 года идет возрастание уровня инвестиций. Это прежде всего было связано с большими вливаниями в город Сочи. Там проходила «Олимпиада-2014», в связи с которой строилось большое количество объектов инфраструктуры, дороги, спортивные комплексы и стадионы, гостиничные комплексы, парки и другое. Однако, все эти объекты остались культурным наследием, а это очень повысило уровень привлекательности города-курорта Сочи, а также региона в целом. Город приобрел статус делового центра. С 2014 года можно наблюдать, как уровень инвестиций начал падать, так как завершилось строительство к олимпийским играм. К 2016 году уровень инвестиций был зафиксирован на отметке 435095 млн. руб., что меньше на 520113 млн. руб., по сравнению с уровнем инвестирования в 2013 году.
Несмотря на отрицательную динамику объема инвестиций в основной капитал по итогам 2016 года, вызванную завершением строительства олимпийских объектов, его отношение к ВРП за последний год составило 26,21 %, что оказало умеренно позитивное влияние на уровень привлекательности региона. При этом можно ожидать дальнейшее снижение объема капитальных расходов за счет высокой базы 2012-2014 годов и его дальнейшая стабилизация на уровне 15-20 % к ВРП.
Далее рассмотрим таблицу 3, в которой произведен прогноз потребности в инвестициях для реализации «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период».
Таблица 3.
Прогноз потребности в инвестициях
Индикатор/Комплексы |
2016 |
2018 |
2021 |
2024 |
2027 |
2030 |
Прогноз потребности в инвестициях, необходимых для реализации Стратегии, млн.руб. |
327194 |
447494 |
752670 |
1012125 |
1261025 |
1546079 |
Агропромышленный комплекс |
36441 |
44672 |
65617 |
80779 |
95776 |
112650 |
Топливно-энергетический комплекс |
43653 |
67071 |
105811 |
145267 |
174446 |
207490 |
Комплекс отраслей промышленности |
5969 |
8443 |
12560 |
17922 |
23537 |
29677 |
Комплекс строительства и ЖКХ |
9217 |
23254 |
50547 |
72267 |
95856 |
125019 |
Торгово-транспортно-логистический комплекс |
159360 |
195426 |
326985 |
448364 |
564785 |
694991 |
Санитарно-курортный и туристический комплекс |
21868 |
36306 |
65202 |
84963 |
106237 |
131841 |
Комплекс социальных и инновационных услуг |
50686 |
72322 |
125947 |
162563 |
200386 |
244412 |
В данной таблице отражен прогноз на долгосрочный период, с 2018 года по 2030 год, на такой период составлена стратегия, показатели за 2016 год являются фактическими.
Было спрогнозировано, что к 2030 году уровень потребности составит 1546079 млн. руб., однако на первый прогнозный период, 2018 год, уровень равен 447494 млн. руб. Таким образом, рост к 2030 году должен составить 373%.
Агропромышленный комплекс должен вырасти на 209 %, топливно-энергетический комплекс — на 375 %, комплекс отраслей промышленности — на 397 %, комплекс строительства и ЖКХ — на 1256 %, торгово-транспортно-логистический комплекс — на 335%, санаторно-курортный и туристический комплекс — на 502 %, комплекс социальных и инновационных услуг — рост должен составить 382 %.
Таким образом, можно видеть, что больше всего инвестиций потребуется на строительство и ЖКХ, что говорит о том, что согласно стратегии, можно ожидать больших объемов строительства, цена за которое будет расти очень большими темпами. Меньше всего будет потребность в инвестировании в агропромышленном комплексе.
Далее предложим пути повышения инвестиционной активности региона.
Для Краснодарского края можно выделить ряд показателей, которые необходимо развивать, чтобы повысить уровень инвестиционной привлекательности:
· создание особых экономических зон и проектов крупного размера;
· промышленное развитие инфраструктуры;
· инновации;
· государственно-частное партнерство;
· реформирование налогообложения;
· улучшение рейтингов инвестиционного климата;
· проведение научных конференций и форумов.
Для большей заинтересованности инвестора, в крае необходимо увеличивать продукцию и услуги инновационного сектора. Для этого нужно создать благоприятную среду [2].
Для существования благоприятной среды и дальнейшего инвестирования в инновационную сферу необходимо создать:
· законодательство, регулирующее инновационные проекты;
· платформы, где отражались бы идеи инновационных проектов;
· организации, которые бы оказывали сопровождение и посреднические услуги между инвестором и инновационным проектом;
· спрос у населения на продукцию инновационного сектора;
· специальные учреждения для обучения кадров и разработки новых инноваций;
· систему государственной поддержки, в том числе бюджетирования инновационного сектора;
· систему налоговых льгот для инновационных проектов.
Создание выше указанных инструментов будет способствовать выведению инновационного сектора инвестиционной экономики в Краснодарском крае на более высокий уровень, что в свою очередь улучшит инвестиционный потенциал и привлекательность всего края.