Статья:

Инвестиционная привлекательность Краснодарского края

Конференция: XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Региональная экономика

Выходные данные
Колобова Ю.А. Инвестиционная привлекательность Краснодарского края // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(22). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 21-27.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Инвестиционная привлекательность Краснодарского края

Колобова Юлия Анатольевна
студент ФГБОУ ВО КубГУ, РФ, г. Краснодар

 

Investment attractiveness of Krasnodar region

 

Julia Kolobova

Student Kuban State University, Russia, Krasnodar

 

Аннотация. В работе была проведена оценка инвестиционной привлекательности региона, также рассмотрены факторы, сдерживающие рост инвестиционной привлекательности, и предложены мероприятия для повышения инвестиционной привлекательности региона.

Abstract. The work was evaluated investment attractiveness of the region, is also considered a factor limiting the growth of investment attractiveness, and suggested measures to increase the investment attractiveness of the region.

 

Ключевые слова: инвестиционная активность; инвестиционная привлекательность; инновационное развитие.

Keywords: investment activity; investment attractiveness; innovation.

 

Россия относится к странам с переходной экономикой, что говорит о том, что для её развития необходимы инвестиции, а стране нужно развивать свои регионы, для того, чтоб она стала привлекательной для инвестора. В настоящее время проблема инвестирования актуализи­ровалась, так как Россия находится в напряженном положении в связи с различными санкциями, действующими на международном уровне. Санкции, введенные различными странами против России, привели к потере экономических отношений. Можно было видеть, что уровень цен резко вырос, качество жизни населения ухудшилось, а многие производства и вовсе стали закрываться, ВВП сокращался.

На сегодняшний день, регионам доверены многие задачи по решению управления, таким образом, регион сам отвечает за своё развитие. Это свидетельствует о том, что ответственность регионов за результативные показатели повысилась. Сегодня важно, чтобы инвестиционная деятельность региона соответствовала социальным и экономическим приоритетам всего государства. Региону необходимо привлечь столько инвестиций, чтоб была возможность улучшить его деловую репутацию, развить новые инвестиционные проекты, нарастить экспорт. Только тогда можно будет добиться экономического подъема [1].

Таким образом, правильное управление и повышение инвести­ционной привлекательности региона становится основополагающим в его конкуренции за инвестиции.

Целью исследования является необходимость изучения вопроса инвестиционной привлекательности региона, его активности, используе­мых стратегий для привлечения инвестиций, а также необходимо понять какие меры помогут повысить инвестиционную привлекательность.

Многими авторами говориться о том, что регион может стать привлекательным только в том случае, если приоритетом становятся прозрачность действий, целенаправленное перераспределение ресурсов и сырья, привлечение капитала для строго определенных проектов, способствующих экономическому развитию региона [2].

Инвестиционный потенциал принято считать ключевым показа­телем отражающим результат проводимой инвестиционной политики в регионе [1].

Инвестиционный потенциал представляет собой следующую совокупность потенциалов:

·      ресурсно-сырьевой: отражает количество природных ресурсов необходимое для воспроизводства капитала;

·      инновационный: отражает влияние развития наук, разработок и научных исследований на привлекательности региона;

·      трудовой: отражает необходимость наличия высокообразован­ных кадров для наилучшего управления;

·      потребительский: отражает заинтересованность населения региона в новых проектах, реализуемых в регионе.

При помощи выделенных показателей конструируется рацио­нальная инвестиционная стратегия для повышения инвестиционной привлекательности в данном регионе, так как унифицированной формы быть не может, в связи с различиями региона. Такими различиями могут выступать: климатические условия, возможности выращивания сельско­хозяйственных культур, наличие сырья, уровень производственных отношений, территориальное положение, развитость инфраструктуры, уровень безработицы, рост населения, уровень развития населения, наличие квалифицированных кадров [2].

Рассмотрим инвестиционную активность на примере Краснодарского края.

Краснодарский край расположен на юго-западе России, с административным центром — городом Краснодар. Край находится на третьем месте по количеству населения. Количество населения на 1 января 2018 года составляет 5603420 человек или 3,81 % населения России, с плотностью населения 74 человека на квадратный километр. Из них 55,9 % - городское население, 45,1% - сельское население. По уровню ВРП Краснодарский край занимает пятое место среди всех регионов [3].

В последние года можно было наблюдать востребованность региона, было реализовано несколько больших проектов. Проекты были связаны с подготовкой к Олимпиаде в 2014 году, строительству Крымского моста, а также Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Сегодня в крае можно найти около двух тысяч инвестиционных предложений в любой из отраслей экономики [3].

Рассмотрим таблицу 1, в которой отражен уровень инвестиций в основной капитал в ЮФО.

В структуре инвестиций в основной капитал Южный Федеральный округ занимает 8,75 % в 2017 году, в 2016 году доля инвестиций, прихо­дящихся на ЮФО составила 7,81%. Таким образом можно видеть, что по всему Южному Федеральному округу произошло увеличение количества инвестиций. Прирост в 2017 году в России составил 8,3 %, по ЮФО данный показатель равен 21,2 %, что говорит о правильном развитии инвестиционной стратегии в округе.

Таблица 1.

Уровень инвестиций в основной капитал в разрезе ЮФО

Инвестиции в основной капитал

Регион

2016 г., млн.руб

2017 г., млн.руб.

Прирост, %

Российская Федерация

14 748 846,9

15 966 804,0

8,3

Южный федеральный округ

1 152 832,3

1 397 320,3

21,2

Республика Адыгея

19 133,7

22 858,5

19,5

Республика Калмыкия

9 138,9

10 447,6

14,3

Республика Крым

74 795,3

195 376,8

161,2

Краснодарский край

435 095,3

484 104,9

11,3

Астраханская область

117 999,3

144 092,7

22,1

Волгоградская область

183 642,1

190 770,4

3,9

Ростовская область

294 480,7

319 287,5

8,4

г. Севастополь

18 547,0

30 381,9

63,8

 

Лидером в ЮФО по приросту инвестиций в 2017 году стала Республика Крым, это связано с завершением строительства «Крымского моста», что привело к улучшению инфраструктуры и повысило инвести­ционный потенциал Крымского полуострова.

С большим отставанием, следующий регион — город Севастополь, прирост инвестиций в 2017 году составил 63,8 %. Остальные регионы прибавили не более 22 %. Краснодарский край оказался в ЮФО лишь шестым по уровню прироста инвестиций в основной капитал.

Однако, если смотреть на структуру инвестиций в разрезе ЮФО, то Краснодарский край является лидером по объему привлеченных инвестиций в денежном выражении. В 2016 году объем инвестиций был равен 435095,3 млн. руб., а в 2017 году прибавил 11,3 % и составил 484104,9 млн. руб. Следующий за Краснодарским краем в структуре стоит Ростовская область, объем её инвестиций составил в 2017 году 319287,5 млн. руб.

Объем включал в себя инвестиции в: сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство – 27500,3 млн. руб., добыча полезных ископаемых – 3616,9 млн. руб., обрабатывающие производства – 63675,8 млн. руб., обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха – 13997,9 млн. руб., водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – 2073,5 млн. руб., строительство – 6251,0 млн. руб., торговля оптовая и розничная; торговля оптовая и розничная и ремонт автотранспортных средств – 17568,0 млн. руб., транспортировка и хранение – 133291,4 млн. руб., деятельность в области информации и связи – 10985,3 млн. руб., деятельность в области культуры и спорта – 39181,1 млн. руб., образование – 8039,6 млн. руб., деятель­ность в области здравоохранения и социальных услуг – 5525,4 млн. руб., государственное управление и обеспечение военной безопасности – 12948,0 млн. руб., и другие менее финансируемые отрасли [3].

Рассмотрим таблицу 2, в которой показана динамика уровня инвестиций по Краснодарскому краю.

Таблица 2.

Динамика уровня инвестиций по Краснодарскому краю

ИНВЕСТИЦИИ

 

Год

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн.руб.

113917

589623

711720

798476

955208

750236

586903

435095

484105

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в процентах к предыдущему году

104,3

141,5

120,7

112,2

119,6

78,5

78,2

74,1

111,3

 

Из таблицы 2 видно, что с 2010 года идет возрастание уровня инвестиций. Это прежде всего было связано с большими вливаниями в город Сочи. Там проходила «Олимпиада-2014», в связи с которой строилось большое количество объектов инфраструктуры, дороги, спортивные комплексы и стадионы, гостиничные комплексы, парки и другое. Однако, все эти объекты остались культурным наследием, а это очень повысило уровень привлекательности города-курорта Сочи, а также региона в целом. Город приобрел статус делового центра. С 2014 года можно наблюдать, как уровень инвестиций начал падать, так как завершилось строительство к олимпийским играм. К 2016 году уровень инвестиций был зафиксирован на отметке 435095 млн. руб., что меньше на 520113 млн. руб., по сравнению с уровнем инвести­рования в 2013 году.

Несмотря на отрицательную динамику объема инвестиций в основной капитал по итогам 2016 года, вызванную завершением строительства олимпийских объектов, его отношение к ВРП за последний год составило 26,21 %, что оказало умеренно позитивное влияние на уровень привлекательности региона. При этом можно ожидать дальнейшее снижение объема капитальных расходов за счет высокой базы 2012-2014 годов и его дальнейшая стабилизация на уровне 15-20 % к ВРП.

Далее рассмотрим таблицу 3, в которой произведен прогноз потребности в инвестициях для реализации «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период».

Таблица 3.

Прогноз потребности в инвестициях

Индикатор/Комплексы

2016

2018

2021

2024

2027

2030

Прогноз потребности в инвестициях, необходимых для реализации Стратегии, млн.руб.

327194

447494

752670

1012125

1261025

1546079

Агропромышленный комплекс

36441

44672

65617

80779

95776

112650

Топливно-энергетический комплекс

43653

67071

105811

145267

174446

207490

Комплекс отраслей промышленности

5969

8443

12560

17922

23537

29677

Комплекс строительства и ЖКХ

9217

23254

50547

72267

95856

125019

Торгово-транспортно-логистический комплекс

159360

195426

326985

448364

564785

694991

Санитарно-курортный и туристический комплекс

21868

36306

65202

84963

106237

131841

Комплекс социальных и инновационных услуг

50686

72322

125947

162563

200386

244412

 

В данной таблице отражен прогноз на долгосрочный период, с 2018 года по 2030 год, на такой период составлена стратегия, показатели за 2016 год являются фактическими.

Было спрогнозировано, что к 2030 году уровень потребности составит 1546079 млн. руб., однако на первый прогнозный период, 2018 год, уровень равен 447494 млн. руб. Таким образом, рост к 2030 году должен составить 373%.

Агропромышленный комплекс должен вырасти на 209 %, топливно-энергетический комплекс — на 375 %, комплекс отраслей промышлен­ности — на 397 %, комплекс строительства и ЖКХ — на 1256 %, торгово-транспортно-логистический комплекс — на 335%, санаторно-курортный и туристический комплекс — на 502 %, комплекс социальных и инновационных услуг — рост должен составить 382 %.

Таким образом, можно видеть, что больше всего инвестиций потребуется на строительство и ЖКХ, что говорит о том, что согласно стратегии, можно ожидать больших объемов строительства, цена за которое будет расти очень большими темпами. Меньше всего будет потребность в инвестировании в агропромышленном комплексе.

Далее предложим пути повышения инвестиционной активности региона.

Для Краснодарского края можно выделить ряд показателей, которые необходимо развивать, чтобы повысить уровень инвестиционной привлекательности:

·      создание особых экономических зон и проектов крупного размера;

·      промышленное развитие инфраструктуры;

·      инновации;

·      государственно-частное партнерство;

·      реформирование налогообложения;

·      улучшение рейтингов инвестиционного климата;

·      проведение научных конференций и форумов.

Для большей заинтересованности инвестора, в крае необходимо увеличивать продукцию и услуги инновационного сектора. Для этого нужно создать благоприятную среду [2].

Для существования благоприятной среды и дальнейшего инвестирования в инновационную сферу необходимо создать:

· законодательство, регулирующее инновационные проекты;

· платформы, где отражались бы идеи инновационных проектов;

· организации, которые бы оказывали сопровождение и посред­нические услуги между инвестором и инновационным проектом;

· спрос у населения на продукцию инновационного сектора;

· специальные учреждения для обучения кадров и разработки новых инноваций;

· систему государственной поддержки, в том числе бюджети­рования инновационного сектора;

· систему налоговых льгот для инновационных проектов.

Создание выше указанных инструментов будет способствовать выведению инновационного сектора инвестиционной экономики в Краснодарском крае на более высокий уровень, что в свою очередь улучшит инвестиционный потенциал и привлекательность всего края.

 

Список литературы:
1. Вдовин С.М. Инвестиционная привлекательность как фактор устойчивого развития региона // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 41 (392).
2. Муравьев А.Е. Управление инвестиционной привлекательностью региона [Электронный ресурс] – RL: http://www.eng.ru/drugoe/upravlenie_ investicionnoj.html.
3. Портал государственной статистики Росстат - URL: http://www.gks.ru.