Статья:

Особенности проектов на муниципальном уровне

Конференция: XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Радионова А.А., Чиркунова Е.К. Особенности проектов на муниципальном уровне // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(33). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 44-49.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности проектов на муниципальном уровне

Радионова Алеся Александровна
студент, Самарский государственный экономический университет – СГЭУ, РФ, г. Самара
Чиркунова Екатерина Константиновна
канд. экон. наук, доцент, Самарский государственный экономический университет – СГЭУ, РФ, г. Самара

 

PROJECT FEATURES AT THE MUNICIPAL LEVEL

 

Alesya Radionova

Student, Samara state University of Economics - SSEU, Russia, Samara

Ekaterina Chirkunova

candidate of economic Sciences, associate Professor Samara state University of Economics - SSEU, Russia, Samara

 

Аннотация. В статье говорится об особенностях проектов на муниципальном уровне. Рассмотрен проектный офис муниципального образования. Изучена степень влияния местного сообщества на благополучие реализации проектов на муниципальном уровне.

Abstract. The article describes the features of projects at the municipal level. The project office of the municipality is considered. The degree of influence of the local community on the well-being of projects at the municipal level was studied.

 

Ключевые слова: проект; проектный офис; муниципальное управление; местное сообщество; граждане.

Keywords: project; project office; municipal administration; local community; citizens.

 

В настоящее время в Российской Федерации одним из приоритетных направлений совершенствования и развития механизма реализации задач государственного и муниципального управления является система проектного управления на всех уровнях.

Актуальность данного механизма определена в направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года. Проектное управление способствует повышению качества деятельности органов власти за счет грамотного распределения бюджетных средств, ограниченных ресурсов, направленных на социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Сегодня в России получает распространение практика осуществления проектной деятельности в органах местного самоуправления.

Проект [1] – комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений.

Проекты, реализуемые на муниципальном уровне в сравнении с государственным уровнем, обладают рядом отличий [2] :

масштаб охвата проблем;

степень влияния результатов реализации проектов;

потребителями результатов проектов является не все население страны, а территориальная община.

Главной целью проектов в сфере муниципального управления является решение проблем конкретной местности, то есть удовлетворение потребностей и ожиданий людей, проживающей на ограниченной территории.

Управление проектами в муниципальных образованиях – всегда совместная деятельность. Это означает, что участники проекта следуют единой цели, обладают общей мотивацией, распределяют функции и роли между друг другом, регламентируют последовательность действий в соответствии с планом проекта, ориентируются на конечный результат, а также действуют во временных и ресурсных ограничениях.

Существует несколько форм [3, С. 23-41] организации совместной деятельности.

Для совместно-последовательной формы характерно последовательное включение участников проекта в определенное время для решения задач и достижения поставленных целей.  Результат одного участника каждого этапа является началом действий последующего. Данной форме присуще профессиональное расслоение участников проекта. Главную роль несет руководитель, поскольку именно он определяет наиболее эффективную последовательность взаимодействия участников, направленную на достижение конечного результата.

Совместно-индивидуальная форма организации деятельности характеризуется независимым включением участников проекта. Каждый этап проекта воспринимается участниками как законченная деятельность, приведшая к конечному, заранее обговоренному результату. Эффективность достигается за счет высокой индивидуальной профессиональной квалификации каждого из участников проекта. Каждый участник сам определяет средства, операции и действия для достижения своего результата.

Совместно-взаимодействующая форма характеризуется активностью каждого участника проекта на всех его этапах. Все участники равны и активно взаимодействуют между собой в целях достижения общей цели. Эффективность результата зависит от совместного вклада и авторитета руководителя.

Основная причина разнообразия стратегий взаимодействия состоит в том, что в муниципальном образовании три базовых субъекта: муниципальные органы управления, должностные муниципальные лица и, самое главное, – местное сообщество, которое состоит как из лидеров местного сообщества, так и различных групп, которые они представляют.

Местное сообщество – образование, которое объединяет ключевые интересы разнообразных групп населения муниципального образования. При этом интересы между собой нередко не просто разнятся, а конкурируют за ресурсы и степень влияния на муниципальном уровне.

Каждый индивид обладает субъективным мнением, взглядом и интересами, и задача местного самоуправления заключается в обеспечении баланса. При этом необходимо создавать все необходимые условия для самовыражения личности. Решающую роль здесь играет местное сообщество, выступающее интегратором каждого индивида в единое целое, реализуя своеобразную разновидность публичной власти.

При осуществлении проектного управления в муниципальном образовании местное сообщество реализует проектную работу, работает в соответствии с целями развития МО, а также участвует в создании инновационного социального продукта. Таким образом налаживая доверие общества и местного самоуправления. Члены местного сообщества являются участниками Проектного офиса.

Проектный офис – важный элемент в системе муниципального управления, задача которого заключается в управлении проектами, разрабатываемыми в соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципальных образований.

Проектные офисы [4, С. 41-48] (далее ПО) являются особыми организационными единицами в отличии от различных подразделений Администрации муниципального образования. Подразделения выполняют текущую последовательную деятельность, постоянно повторяющуюся множество раз. ПО выполняет не процессную, а проектную деятельность, направленную на достижение уникального результата в условиях временных и ресурсных ограничений. Также осуществляет планирование и контроль, внедрение и административную поддержку развития проектно-ориентированной системы управления в органе исполнительной власти МО. Он выполняет роль инициатора, координатора, аналитика, интегратора проектной деятельности, стейкхолдера проектов муниципального развития.

В состав проектного офиса входят: куратор проекта, заказчик, руководитель проекта, администратор, экспертные группы, общественный совет. Деятельность ПО включает такие стадии: инициация, планирование, исполнение, контроль и закрытие проекта.

Важной задачей ПО является привлечение различных источников ресурсов. Муниципальные проекты реализуются не только за счет бюджетных средств органа МСУ, но и за счет инвесторов. В данном случае ПО формулирует приоритетные задачи, решение которых требует затрат, больших, чем может обеспечить местный бюджет. В связи с чем ПО осуществляет мониторинг социально-экономического состояния МО, по итогам которого инициируются проектные решения. Инициаторами могут быть как орган МСУ, так и местное сообщество.

Проектный офис – это площадка для взаимодействия участников муниципального пространства, ориентированных на позитивное развитие муниципального образования.

Еще одной характерной чертой проектов муниципального уровня является повышенный фактор рискованности получения ожидаемых результатов по причине несовершенной нормативно-правовой базы и нестабильности финансирования, в частности долгосрочных проектов.

В разрезе основных направлений национальных проектов (человеческий капитал, комфортная среда для жизни и экономический рост), в муниципальных образованиях проводится ряд программ для достижения наилучших показателей социально-экономического развития МО, в таких сферах как: ЖКХ, формирование кадрового резерва в муниципальные органы, поддержка гражданских инициатив, вовлечение молодежи в процесс социального развития МО, сохранение культурного наследия, развитие МСП, развитие санаторно-курортного комплекса, переселение граждан из аварийных зданий, помощь молодым семьям, а также в сфере экологии и благоустройства территорий. 

Так, в Самарской области в муниципальном районе Большеглушицкий реализуются такие программы: доступная среда, социальная поддержка ветеранов, развитие водохозяйственного комплекса, модернизация коммунальной инфраструктуры, молодой семье - доступное жилье, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, развитие с/х, повышение безопасности дорожного движения, развитие МСП, повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, развитие муниципальной службы и т.д.

Также, уже есть первые положительные результаты от реализации программ [5] в муниципальном районе Большеглушицкий, например, программа «Переселение граждан из аварийного фонда». Начиная с 2011 года район участвует в мероприятиях по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках областных адресных программ. Всего за это время построено 13 многоквартирных домов, в которые переселены 658 граждан из аварийного жилья площадью более 11 тысяч квадратных метров - на эти цели направлено свыше 361 млн руб.

В рамках программы «Развитие МСП» субъектам малого и среднего предпринимательства было оказано 173 консультационные услуги, в том числе 55 СМСП прошли бесплатное обучение по актуальным программам с получением удостоверений установленного образца. 

На каждом уровне управления существуют методологические трудности оценки полезности проектов, однако местный уровень ориентирован на выгоды территориальной общины от реализации проектов, что дает возможность комплексно учесть их общественную полезность.

Однако существует возможность оценки деятельности проектного офиса. Необходимо учитывать три основных показателя: эффективность проекта, его мероприятий и индивидуальные показатели участников.  То есть оценка качества и своевременности достижения результатов, а также индивидуальный вклад каждого участника.

Индивидуальный показатель определяется своевременностью выполнения поручений, контрольных событий, предоставления отчетности, а также эффективным взаимодействием между всеми участниками проекта. От оценки на основе ключевых показателей эффективности зависит коэффициент премирования участников проектной деятельности. В практике проектного управления действуют балльно-факторные метод оценки выполнения ключевых показателей по заранее заданным критериям. Индивидуальные ключевые показатели труда присущи группам специалистов, решающих однородные задачи, таких как менеджеры и руководители проекта, специалисты – исполнители в проектном офисе, функциональные руководители. Итогом данного метода является премирование в соответствие с набранными баллами.

Таким образом, проект муниципального образования обладает рядом особенностей, главной из которых является учет мнения гражданского общества - реального местного самоуправления населения.

Достоинства реализации проектов в муниципальном образовании отмечаются не только в части согласования интересов групп влияния на процессы развития, но и в отношении эффективности использования имеющихся и заемных ресурсов, а также возможности выполнить оценку эффективности вариантов возможных решений, принимаемых в области накопившихся местных проблем. Несмотря на то, что в полной мере управление проектами часто бывает затруднено в силу нехватки ресурсов и недостатка квалификации участников проектов, а также сопротивления изменениям при реализации проектов со стороны как самих руководителей, так и исполнителей, достоинства проектного подхода превышают указанные недостатки.

 

Список литературы:
1. Аржанухин С.В., Макович Г.В. Управление проектами в муниципальных образованиях // Муниципальный проект и его этапы – 2018. – С. 23-41. 
2. Аржанухин С.В., Макович Г.В. Управление проектами в муниципальных образованиях // Проектный офис в муниципальном образовании, его структура и функции – 2018. – С. 41-48. 
3. Курбаков Д.И. Новиков А.М. Проектный подход в управлении муниципальным образованием // ФГБОУ РАНХиГС. – 2017. – 27 декабря [Электронный ресурс]. URL: https://revolution.allbest.ru/management/00871922_0.html (дата обращения: 6.12.2019). 
4. Муниципальные программы в муниципальном районе Большеглушицкий [Электронный ресурс]. URL: http://www.admbg.org/?page_id=14187
5. Постановление от 31.11.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/gLitA0z6PBOlIreUV4AOA0v1otm15jdo.pdf (дата обращения: 6.12.2019).