Статья:

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

Конференция: LXXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономическая теория

Выходные данные
Циберман Д.И., Калачев М.А. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 12(89). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
К условиям публикации Скачать сборник
Обсуждение статей состоится 24.12.2024
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

Циберман Диана Ивановна
студент кафедры «Международный финансовый и управленческий учет» РУТ (МИИТ), Российский университет транспорта (МИИТ), РФ, г. Москва
Калачев Михаил Анатольевич
канд. экон. наук, доц. кафедры «Международный финансовый и управленческий учет» РУТ (МИИТ), Российский университет транспорта (МИИТ), РФ, г. Москва

 

METHODS AND FORMS OF STATE REGULATION IN THE ECONOMY

 

Diana Ziberman

Student of the Department of International Financial and Managerial Accounting, RUT (MIIT), Russian University of Transport (MIIT), Russia, Moscow

Mikhail Kalachev

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of International Financial and Managerial Accounting, RUT (MIIT), Russian University of Transport (MIIT), Russia, Moscow

 

Аннотация. Авторами данной статьи были рассмотрены методы и формы государственного регулирования экономики. Была обоснована важность изучения методов и форм государственного регулирования экономики. Изучена сущность методов, инструментов и форм государственного регулирования экономики. Рассмотрены функции и цели государственного регулирования экономики.

Abstract. The authors of this article have considered the methods and forms of state regulation of the economy. The importance of studying methods and forms of state regulation of the economy was substantiated. The essence of methods, tools and forms of state regulation of the economy is studied. The functions and goals of state regulation of the economy are considered.

 

Ключевые слова: государственное регулирование, экономика, методы, формы, инструменты, функции.

Keywords: government regulation, economics, methods, forms, tools, functions.

 

Экономика является одной из основополагающих сфер жизни любого госу дарства, играющей ключевую роль в его устойчивом развитии и социальной стабильности. Это комплексный механизм, через который проходит большое количество процессов, влияющих на благосостояние граждан, уровень занятости, производство товаров и услуг, а также внутренние и внешние финансовые потоки.

Как правило, роль государства сильнее всего проявляется в периоды нестабильности и кризиса. Однако даже в стабильные периоды власть применяет разные методы и инструменты для сохранения устойчивости.

Цель данной статьи — анализ применяемых метод и форм государственного регулирования, определить как различные механизмы регулирования могут влиять на экономику.

Государственное регулирование экономики — это совокупность мероприятий, предпринимаемых государством для управления экономическими процессами с целью достижения стабильности, роста и устойчивого развития. В данной статье рассмотрим сущность методов, инструментов и форм государственного регулирования. В последние десятилетия внимание к этой теме возросло, особенно в контексте глобализации, экономических кризисов и изменений в политической среде.

Методы государственного регулирования экономики представляют собой способы, с помощью которых государство осуществляет влияние на экономические процессы для достижения определённых социальных и экономических целей. Эти методы можно условно разделить на несколько категорий. [1]

1. Прямые методы регулирования — предполагают непосредственное вмешательство государства в экономическую деятельность. В их основе лежит формирование жестких правил и норм. Примеры включают:

  1. Законодательные инициативы: Принятие законов, регулирующих различные аспекты экономической деятельности. Например, законы о минимальной зарплате, защите прав потребителей или трудовых правах.
  2. Административные меры: Введение лицензий, разрешений и стандартов для конкретных видов деятельности. Это позволяет государству контролировать качество товаров и услуг, а также защищать общественные интересы.

2. Косвенные методы регулирования — направлены на создание условий, способствующих реализации экономики через механизмы рынка, не ограничивая при этом свободное волеизъявление участников. К ним относятся:

  1. Налогообложение: Изменение налоговых ставок и структур для стимуляции или ограничения определенных видов деятельности. Например, снижение налогов на малый бизнес для стимулирования его роста.
  2. Субсидии и дотации: Финансовая поддержка отдельных отраслей или регионов с целью их развития. Это может включать в себя прямые дотации или налоговые льготы.
  3. Монетарная политика: Управление предложением денег и процентными ставками для воздействия на экономическую активность. Например, снижение процентных ставок может стимулировать кредитование и потребление.

3. Информационные методы — Государство может использовать информационные методы, чтобы повлиять на экономические решения. Это включает в себя:

  1. Образовательные инициативы: Проведение кампаний по повышению финансовой грамотности населения или информирование о новых возможностях в бизнесе и инвестициях.
  2. Статистические данные: Публикация отчетов и статистики, которые могут повлиять на ожидания и поведение экономических агентов.

4. Институциональные методы ­— Государство создает и поддерживает институции, которые способствуют эффективному функционированию экономической системы. Это могут быть:

  1. Регулирующие органы: Создание специализированных органов, которые контролируют рынок и регулируют его участников (например, антимонопольные службы).
  2. Торговые палаты и ассоциации: Санкционирование и поддержка различных объединений для защиты интересов бизнеса.

Сущность методов государственного регулирования заключается в том, что они служат инструментами для достижения социально-экономических целей, таких как стабилизация экономики, рост благосостояния населения, защита прав потребителей и поддержка устойчивого развития. Сбалансированное применение этих методов позволяет государству эффективно реагировать на вызовы, стоящие перед экономикой. [2]

Существуют несколько основных форм государственного регулирования, каждая из которых направлена на достижение специфических целей. Рассмотрим их более подробно.

1. Ценовое регулирование — установление предельных или минимальных цен на определённые товары и услуги (например, фиксированные цены на медикаменты или аренду жилья).

2. Регулирование через государственные закупки — представляют собой способ воздействия государства на экономику через покупку товаров и услуг. Это может включать:

  1. Закупка товаров и услуг у частных компаний: Это не только поддерживает местные производственные предприятия, но и способствует развитию определённых секторов экономики.
  2. Инфраструктурные проекты: Инвестиции государства в развитие инфраструктуры (например, строительство дорог, мостов), что может привести к созданию рабочих мест и улучшению качества жизни населения.

3. Регулирование монополий и антиконкуренция — направлено на предотвращение формирования монополий и недобросовестной конкуренции на рынке. Инструменты здесь включают:

  1. Антимонопольные законы: Предотвращение слияний и поглощений, которые могут привести к снижению конкуренции.
  2. Контроль за ценами и условиями на рынке: Обеспечение свободной конкуренции путем контроля за злоупотреблениями со стороны больших компаний.

4. Социальное регулирование — фокусируется на социальных аспектах экономической деятельности и направлено на защиту интересов населения. Сюда включаются:

  1. Трудовое законодательство: Регулирование условий труда, минимальной заработной платы, охраны труда и прав работников.
  2. Социальные программы: Создание программ социальной поддержки для улучшения уровня жизни определённых слоёв населения (например, пенсионные программы, программы по обеспечению жильём).

Отличие методов государственного регулирования от форм государственного регулирования:

Методы и формы государственного регулирования экономики часто используются как взаимозаменяемые термины, однако между ними существуют важные различия [4]:

  1. Формы государственного регулирования относятся к структурным аспектам и категориям, через которые осуществляется воздействие государства на экономику. Это своего рода "каналы" или "платформы", через которые проводятся различные меры.
  2. Методы государственного регулирования описывают конкретные способы или подходы, используемые для реализации этих форм. Методы могут включать в себя прямое вмешательство (например, установление ценовых лимитов), косвенное воздействие (например, налоговые льготы), а также различные стратегии (например, стимулирование конкуренции).

Таким образом, формы представляют собой более широкую категорию, охватывающую различные аспекты государственного регулирования, тогда как методы — это конкретные инструменты и подходы, применяемые в рамках этих форм для достижения поставленных целей.

В недавних статьях докторов наук, например, Сенин И.Н., в области экономики и политической науки, рассматриваются различные модели государственного регулирования. Например, анализируются случаи успешного и неуспешного регулирования в разных странах, показывающие, что контекст и институциональные условия играют ключевую роль в эффективности вмешательства. [6]

Научные статьи таких авторов, как С.Н. Шишкин, В.С. Елисеев, также анализируют влияние экономических кризисов на государственное регулирование. Например, после финансового кризиса 2008 года многие страны начали пересматривать свои подходы к регулированию финансовых рынков, что привело к введению новых норм и стандартов. [7], [5]

Заключение

Методы и формы государственного регулирования экономики являются важными инструментами для достижения устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения. Эффективное использование этих методов может значительно улучшить экономическую ситуацию в стране, обеспечить социальную справедливость и защитить окружающую среду. Понимание сущности этих элементов позволяет государственным органам принимать более осознанные и обоснованные решения, а также разрабатывать стратегии, направленные на долгосрочное развитие и стабильность. [3]

Важно помнить, что успех регулирования во многом зависит от баланса между вмешательством и свободой рынка, что требует гибкости и адаптивности политик в ответ на изменяющиеся экономические условия.

 

Cписок литературы:
1. Агирджанов Т.Н. Методы и формы государственного регулирования экономики // Молодой ученый. – 2017. – № 49. – С. 77.
2. Калачев М.А. Современные проблемы развития транспортного комплекса России и пути их решения // Актуальные проблемы современной экономики: сб. науч. ст. VII междунар. науч.-практ. конф.: в 2-х ч. – Омский государственный университет путей сообщения. – 2019. – С. 103–106.
3. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики. – М.: КноРус, 2018.
4. Насибуллина А.Р. Методы государственного регулирования экономики: обзор и сравнительный анализ // Вестник экономических исследований. – 2020. – №52. – С. 45–56.
5. Елисеев В.С. Государственное регулирование сельского хозяйства России как экономико-правовая категория // Lex Russica. – 2016. – №6 (115). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-selskogo-hozyaystva-rossii-kak-ekonomiko-pravovaya-kategoriya (дата обращения: 12.12.2024). 
6. Сенин И.Н.  Экстремизм как форма правового нигилизма в современной России: (теоретико-правовой аспект) : автореф. дис. … канд. юрид. наук : спец. 12.00.01. – Саратов, 2011. – 21 с.  
7. Шишкин С.Н., Субботкина А.Э. Особенности некоторых форм реорганизации юридических лиц // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2020. – №2 (74). – С. 103–106.