Статья:

Методика обоснования выбора поставщиков на основе метода взаимосвязанных критериев

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Логистика

Выходные данные
Баните А.В. Методика обоснования выбора поставщиков на основе метода взаимосвязанных критериев // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 17-20.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методика обоснования выбора поставщиков на основе метода взаимосвязанных критериев

Баните Аушра Владовна
магистрант Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Method of justification of the selection of suppliers on the basis of a method of the interconnected criteria

 

Aushra Banite

undergraduate student of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University Russia, Saint Petersburg

 

Аннотация. В статье представлена методика выбора поставщиков на основе метода взаимосвязанных критериев. Она включает в себя метод компенсации, состоящий в выявлении относительной важности критериев и создание графа связности критериев. Выполнен анализ критериев выбора поставщиков.

Abstract. The method of the selection of suppliers on the basis of a method of the interconnected criteria is presented in article. It includes compensation method consisting in detection of relative importance of criteria and creation of a connectivity graph of criteria. The result of the analysis of criteria of the selection of suppliers is presented in article.

 

Ключевые слова: поставщик; методика выбора поставщика; логистика.

Keywords: supplier; method of the selection of suppliers; logistics.

 

1. ВВЕДЕНИЕ

Залог долгосрочной и успешной работы компании состоит в правильном выборе элементов предприятия: поставщиков, перевозчиков, контрагентов. В противном случае, это скажется на всем производственном цикле предприятия. Исходя из этого, работы, посвященные методикам организации логистической сети предприятия, являются востребованными.

Выбор поставщика осложняется тем, что  эта задача относится к многокритериальным задачам с высокой неопределенностью, вследствие большого количества возможных вариантов в условиях ограниченности информационных данных [1, с. 2].

Существует достаточно большое количество методик по выбору поставщиков, каждая из которых обладает собственными достоинствами и недостатками. Значительную долю методик составляют методики, основанные на методе экспертных оценок, который подразумевает участие экспертной группы в процессе принятия решения.

Существующие методики по выбору поставщиков недостаточно прорабатывают вопрос о снижении субъективности экспертов и повышении достоверности экспертов.

2.  СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКОВ

Особенность метода связанных критериев - анализ доступных критериев и идентификация связей между ними [2, с. 53].

Количество критериев довольно высоко [3, с. 4], поэтому был выполнен анализ критериев. Наиважнейшие критерии были выделены из общего списка критериев. Анализ сделан посредством экспертной группы, компетентность которой довольно высока.

Эксперты выделили основные критерии выбора поставщика:

1. срок поставки;

2. качество;

3. цена.

Качество продукции является одним из определяющих факторов для высокотехнологичных предприятий и предприятий, работающих по международным стандартам продукции. Проблемы с качеством поставляемой продукции могут принести огромные убытки вследствие брака, простаивания оборудования.

К дополнительным критериям эксперты отнесли следующие критерии:

1. система управления качеством продукции у поставщика;

2. возможность отсрочки платежа (условия оплаты) - не определяются никакими законодательными актами и исходят от поставщика. Порядок расчетов по оплате может быть  в виде: единовременного платежа, стопроцентного аванса, специального графика платежей и др.

3. местоположение поставщика;

4. замкнутость цикла у поставщика (риск срыва поставок в случае использовании кооперационных связей в производственном цикле поставщика).

3. МЕТОД ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА

Метод включает в себя следующие этапы [4, с. 87]:

1. Выявление информации об относительной важности критериев.

На данном этапе требуется прибегнуть к помощи лица, принимающего решение (ЛПР). ЛПР - человек или коллектив, который производит выбор и несет ответственность за его последствия.

При помощи двух экспертов определяются пары критериев, которые могут взаимно компенсировать друг друга. Каждый эксперт самостоятельно назначает пары критериев, между которыми, по его мнению, присутствует компенсационная связь, в результате строится граф связности. Промежуточным результатом будут являться графы связности критериев, построенные каждым из экспертов, затем на их основе строится обобщенный граф связности, который включает в себя все определенные экспертами связи.

Финальным действием по построению графа связности критериев будет выбор наиболее достоверных, по мнению экспертов, связей и построение окончательного графа связности, учитывая только наиболее достоверные из всех найденных связей. Результат построений представлен на рисунке 1.

В каждой паре критериев должны быть выявлены наиболее важный и наименее важный  критерии.

Задачей экспертов будет определить значения параметров  и  при выполнении условия:  ( при всех числовых значениях критериев.

При помощи параметров  и   необходимо численно оценить  выявленную степень относительной важности критериев, выраженную через коэффициент относительной важности.

По окончанию этапа должен быть получен коэффициент относительной важности критериев .

 

Рисунок 1. Граф связности критериев для выбора поставщика

 

2. Формирование нового векторного критерия.

Наименее важный j-й критерий в общем списке критериев заменяется новым при помощи формулы:

3. Построение множества Парето.

Относительно нового векторного критерия находится множество Парето, которое представляет собой оценку для искомого множества выбираемых решений, т.е. дальнейший выбор должен быть произведен только в пределах найденного множества.

4. Анализ ЛПР полученного множества Парето.

Если ЛПР принимает окончательное решение при использовании данного множества, то процесс принятия решения заканчивается.

Если же множество слишком «широкое», т.е. невозможно принять решение, то необходимо найти дополнительную информацию о важности критериев и использовать ее для сужения множества выбираемых решений.

 

Список литературы:
1. Третьякова А.С. Методы выбора поставщика / А.С. Третьякова, М.А. Петруша // Экономика и социум. №6 (25) – 2016.
2. Современные проблемы науки и техники: метод. указания / сост.: Л.Б. Аксенов. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. — 60 с.
3. Третьяков О.Б. Построение системы показателей для улучшения закупочной деятельности на промышленном предприятии / М.В. Данилова, О.Б. Третьяков // Вестник университета. – 2012.
4. Ногин В.Д. Принятие решений при многих критериях. Учебно-методическое пособие. – СПб: Издательство «ЮТАС», 2007. – 104 с.