Теоретико-концептуальная модель взаимодействия человека и организации
Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика труда
I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Теоретико-концептуальная модель взаимодействия человека и организации
Theoretical-conceptual model of human interaction and organization
Galashkina Juliya
Specialist, Chief accountant CHOU further education "Training center "Perspective"", Russia, Belgorod
Аннотация. В современных условиях управления предприятий большую роль играют отношения руководителя с подчиненными. Умение руководящего состава взаимодействовать с подчиненными берет истоки в теоретическом аспекте науки философии. В статье рассматривает исторически сложившиеся взаимоотношения человека и организации. Исследование дает возможность определить построения необходимой модели взаимодействия человека и организации.
Abstract. In modern conditions of management of enterprises play an important role relationship of leader with subordinates. The ability of the management team to interact with subordinates is rooted in the theoretical aspect of the science of philosophy. The article examines the historical relationship between man and the organization. The study provides an opportunity to determine the necessary build models of human interaction and organization.
Ключевые слова: методология; философия; взаимодействие; модель; человек; организация; специалист.
Keywords: methodology; philosophy; interaction; model; person; organization; specialist.
В современном мире необходимо обобщение практического опыта с теоретическими моделями, которые обеспечивают выход исторически сложившегося взаимодействия человека и организации. Для объединения сотрудничества двух категорий необходимо заглянуть в историю философии, где можно рассмотреть развитие исторически сложившихся методологий в поведении человека в совокупности с организацией. Историческая изменчивость различных механизмов позволяет рассмотреть и дать обоснование взаимодействия человека и организации. Для этого необходимо рассмотреть методологию философии, где философские знания дают возможность рассмотреть взаимодействие двух составляющих в основополагающие знания для возможности философского анализа жизни людей и предприятий. Это дает возможность определить проблемы и возможности их решения в современной экономике, где история философии позволяет трансформировать знания для определения методологии взаимодействия каждого человека в отдельности по отношению к сформировавшимся организациям.
В начале XXI в. стремление постичь взаимосвязь философских основ развивающихся естественных, социально-гуманитарных и технических наук вызвало необходимость возникновения важнейшего раздела философии — философии науки. Такая необходимость в первую очередь определялась остротой борьбы между двумя концепциями в оценке самой науки — сциентизмом и антисциентизмом.
С другой стороны, философия в этот период вполне правомерно стала занимать более твердые диалектико-материалистические позиции с намерением стать практической, нацеленной на выработку методологии совершенствования социального и научно-технического познания, овладения закономерностями развития природы в интересах всего человечества [1].
Понимание того, что без истории философии, как и без глубоких профессиональных знаний и умений, — нет познаний, исследований, методологически сложившихся аспектов. История философии дает каждому человеку философскую культуру. Она также дает возможность видеть объединенность в борьбе, связывает различные поколения и переносит знания, при этом сохраняет для своего народа традиции и саму историю. Прежде всего, это возможно потому, что философия — теоретическая рефлексия об отношениях человека и организации, где занимается самыми разными проблемами: сущностью человека, смыслом его деятельности в жизни организации, спецификой познания и деятельности. [8, стр. 61] Эта необходимость познания возникла при определении главного богатства организации – люди. Хотя в настоящее время технические устройства частично вытеснили человека из отдельных подразделений предприятий, значение деятельности человека увеличилось и стало дорогостоящим для организации.
Взаимодействие-это универсальная и объективная форма развития и движения, что определяет существование и структуру связи человека с организацией. Изучение данного взаимодействия очень сложно по причине постоянной трансформации форм взаимоотношений с учетом скорости модернизации современного мира.
Процесс существования и взаимодействия человека с окружением организации является сложным, многогранным и важным для обеих сторон. Наладить такое взаимодействие очень сложно, так как при входе человека в организацию человек сталкивается с многочисленными проблемами взаимодействия. Данные взаимоотношения переносят деформацию каждой из составляющих.
Используя науку философию, с ее устоявшимися методологическими знаниями, появляется возможность построить модель взаимодействия человека и организации с использованием общих основополагающих требований каждой отдельной стороны.
Рис. 1 Модель взаимодействия человека и организации.
При взаимодействии человека с организацией должны выполняются взаимоотношения с обеих сторон, а именно требования со стороны человека к организации сводятся к следующему.
Смысл и значимость работы в организации заключается в содержании самой работы, которая предлагается организацией. Она не должна противоречить принципам характера индивида, не должна нарушать моральных ном и правил, применяемым человеком в жизни.
Независимость на рабочем месте необходима для свободы мышления и спокойного присутствия в организации без ущемления своих прав и обязанностей, необходимых для каждого свободного человека, что благотворно влияет на взаимодействие с организацией и самостоятельность различных действий.
Престижность самой организации дает статусную позицию человека в обществе не только коллектива, но и в самом обществе, где человек получает моральную и эмоциональную поддержку для дальнейшей деятельности внутри организации.
Безопасность для человека играет немаловажную роль во взаимодействии по причине комфортного благоустройства человека на рабочем месте. Это включает в себя квалифицированные рабочие места, созданные для каждой рабочей профессии согласно специфике деятельности.
Заработная плата, премии и поощрения играют одну из главных ролей в модели взаимодействия человека с организацией. Заработная плата позволяет держаться на определенном уровне в удовлетворении своих минимальных потребностей. Премии позволяют человеку стремиться к улучшению своих знаний и умений, которые позволяют удовлетворить дополнительные потребности и частично выделиться в обществе. Поощрения заставляют человека чувствовать в организации себя значимым и нужным, что побуждает на дополнительное выполнение задания по собственной воле без дополнительно платы.
Возможность роста и развития в рамках отдельного предприятия дает возможность морального удовлетворения человека самим собой. Подстегивается желание к саморазвитию и достижению поставленных целей, что дает возможность не только сотруднику развиваться, но и самой организации быть в первых рядах на рынке труда.
По отношению к человеку в рамках одной и той же организации складываются следующие варианты ожиданий и требований.
Специалист - каждый отдельный человек должен соответствовать своей должности и специальности, для возможности использовать знания и умения внутри организации и необходимости достижения поставленных целей внутри фирмы.
Моральные и личные качества организация выбирает и устанавливает в том виде, которые необходимы для дальнейшего существования организации, поэтому при приеме на работу важным аспектом выступает индивидуальность человека, личные качества характера, которые по предположению организационной деятельности предприятия будут трансформировать на результат .
Коммуникационный человек - это член организации, который способен коммуницировать и сохранять отличные взаимоотношения с коллегами, реагировать на различные ситуации безконфликтно.
Работник, увеличивающий свои знания, самостоятельно подразумевает возможность самостоятельно обучаться. Это необходимо организации для возможности идти вместе с прогрессом, который стремительно развивается в современном обществе, где у организации нет времени обучать и подталкивать своих сотрудников к изучению новых тенденций и требований общества.
Преданный сотрудник - это человек, готовый отстаивать свои интересы и интересы организации независимо от сложившихся обстоятельств в жизни организации, что дает спокойную рабочую сферу жизни предприятия и постоянства кадров.
При рассмотрении основных составляющих модели взаимоотношения человека и организации возможно выделить два метода для идеального взаимоотношения. При первом методологическом подходе устанавливается место, на которое намечен человек при определенном наборе своего потенциала. При втором методе работа подбирается человеку. В этих двух методах требования человека и требовании организации должны встретиться в конечном результате.
В ходе исторического разделения труда общественные отношения неизбежно превратились в нечто самостоятельное. Появляются различные индивиды и множество организаций, где сложно выделить методологию взаимоотношений. Общественные отношения превратились в самостоятельную категорию и определяют наличие двух составляющих. При рассмотрении историко-методологическом взаимодействии человека и организации появляется возможность трансформировать понимание методологии действия человека на организацию и наоборот, что в современном мире дает возможность избежать непонимание этих двух составляющих, вывести определенную модель взаимодействия человека и организации, используя исторические методы, перевести их на современный манер и применить для улучшения внутреннего состояния как самого человека, так и организации. Поэтому очень важно на начальном этапе сотрудничества человека и организации выявить методологию взаимодействия, выбрать и применить правильную модель взаимоотношения для дальнейшей жизни работника, предприятия и общества в целом.
Список литературы:
1. Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. М.:, 1983.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд.-М.: 2000.
3.Джегутанов Б. К., Стрельченко В. И., Балахонский В. В., Хон Г. Н.И90 . История и философия науки Учебное пособие для аспирантов. — СПб Питер, 2006 — 368 с.
4. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов.-М.: Инфра-М, 2009.
5.Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 519 с.
6. Маркс К. Капитал. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т. 23.
7. Огородников В.П. История и философия науки: Учеб. пособие для аспирантов.-СПб.: Питер, 2011.
8. Розин В. М. Философия и методология: традиции и современность // Вопросы философии. 1996. № 11. С. 61.
9.Трошихин В.В., Евглевский А.А., Толстиков В.А. Философия : Учеб. пособие- Белгород : Кооперативное образование, 2009.
10. Философия: Хрестоматия.-М.:РАГС,2006.
11.Философия: Энциклопедический словарь/ Под ред. А.А. Ивина.-М.: Гардарики, 2009