Проблемы международного сотрудничества России и Евросоюза
Конференция: III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Мировая экономика
III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Проблемы международного сотрудничества России и Евросоюза
Problems of international cooperation of Russia and the EU
Irina Tsvetochkina
candidate of historical sciences, associate professor, Siberian Federal University, Russia, Krasnoyarsk
Olga Kharakhonova
Student Business Process Management Institute and economy of the Siberian Federal University, Russia, Krasnoyarsk
Аннотация. В статье рассматриваются международные отношения России и Европейского союза и основные проблемы в настоящий период времени. Сформулирован возможный путь дальнейшего развития отношения между обоими сторонами.
Abstract. The article deals with the international relations of Russia and the European Union and the main challenges at the present time. Formulated possible way of further development of relations between the two parties.
Ключевые слова: международные отношения; санкции; политические проблемы; кризис.
Keywords: international relations; sanctions; political problems; crisis.
Сотрудничество между Россией и Европой имеет глубокие корни. До революции Россия заимствовала у Европы новые технологии, интеллектуальные и финансовые ресурсы.
На данный момент существует действующее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) Евросоюза и России, которое было подписано в 1994 г. Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в Лондоне 27 января 1998 г. В настоящее время отношения России и Европейского Союза характеризуются двойственностью. На уровне политических заявлений обе стороны ставят грандиозные задачи стратегического партнерства и построения общих проектов. На практическом уровне большинство конкретных, технических проблем достаточно эффективно решается. В то же время процесс реального сближения запаздывает, все остается, скорее, на уровне деклараций, а не реальных дел. Сотрудничество России и ЕС не выходит за рамки взаимодействия двух автономных систем. Обе стороны не демонстрируют достаточной последовательности и предсказуемости в формировании Общих пространств, не всегда проявляют они и необходимую чуткость к интересам партнера. [1]
Современный этап развития отношений России и европейского интеграционного объединения определяется общемировой тенденцией роста конкуренции на глобальных рынках, особенно, в сфере высоких технологий. В этих условиях было принято решение придать тем аспектам сотрудничества России и ЕС, которые связаны с достижением качественно нового типа социально-экономического развития, приоритетное значение и их в блок взаимодействия. Подход получил выражение в «Партнерства для модернизации», на саммите в Ростове-на-Дону в 2010 г. Ее стало привлечение ЕС, его государств-членов и компаний к обеспечению России на рельсы развития. Для ее достижения была работа диалогов. Они в основной инструмент программ по направлениям инициативы. В их входит и в транспорта. [3]
Несмотря на то, что является страной, ее внешнеэкономические, а внешнеполитические во объективно ориентированы на (географическая близость, всего наиболее населенной и развитой страны; связи, имеющие 300-летнюю историю; экономик, Евросоюза в предоставлении и и т.д.).
Для Союза представляет не интерес как с зрения безопасности в Европе, так и в укрепления экономических и научно-технологических в мире лицом конкуренции со США и Японии. В условиях, эффект единого внутреннего рынка ослабевает, необъятно российского может стимулировать темпов экономики и безработицы в странах Евросоюза.
На современном этапе взаимные отношения между Европейским союзом и Россией важны не только для России, но и для всего мира. Россия является частью Европы, хотя сама по себе Россия – евразийское государство. Однако, единственное, что затормаживает развитие Европейского союза и России, это её проблемы. Это главным образом геополитические интересы, связанные с реформами в НАТО, расширением альянса на восток, что в итоге было воспринято в России как угроза национальной безопасности, и до сих пор действия НАТО и учения российских войск играют не последнюю роль в отношениях. Ещё одним аспектом можно назвать то, что российская сторона в качестве, пожалуй, главного европейского игрока воспринимает в первую очередь Германию, при этом отношение к другим членам видится пренебрежительным, но в ряде случаев обоснованным. [2]
Другим аспектом отношений выступают территориальные споры, они до сих пор имеются между Россией и Эстонией. Так например, страны Восточной Европы после распада СССР и разрыва связей с Россией не смогли в полной мере «влиться» в ЕС, т.к. новообразовавшиеся государства и центрально- и западноевропейские страны мало связаны между собой. Это явление можно объяснить тем, что определённая часть жизни населения стран Восточной Европы прошла в социалистическом обществе, поэтому далеко не все поддерживают европейские ценности, и это особенно касается старшего поколения.
Так же В 2015 году отношения между Западом и Россией заметно ухудшились после присоединения Крыма к России. Об этом можно говорить, опираясь на санкции Запада и США. Выступая на пресс-конференции по завершении заседания, Федерика Могерини, Верховный Представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности и Заместитель Председателя Европейской Комиссии, в частности, в этой связи сказала: «Мы с министрами провели очень результативную рабочую сессию по отношениям с Россией, в ходе которой внимание уделялось не санкциям, а нашей общей политике к отношениям между ЕС и Россией. Мы вернёмся к решениям о санкциях в соответствующее время на заседании Совета ЕС по иностранным делам и Европейского Совета.» Так это или нет, конфликт по причине санкций продолжает присутстовать. [4]
В итоге, можно сказать, что с одной стороны – между Россией и ЕС много общего, тесные торгово-экономические, исторические и культурные связи, кроме того, и Россия и страны-члены ЕС входят в такие организации как ООН, ОБСЕ, Совет Европы, играют ключевые роли на мировой арене. Обмен студентами, информацией, различного рода отношениями может способствовать улучшению как Российского состояния в целом, так и Европейского. Однако каждая сторона продолжает диктовать свои условия и продвигать собственные интересы. Следует понимать, что ЕС на протяжении своей историио реально не рассматривал возможность присоединения России, как собственно и Россия не видит себя в этом составе.
Современный кризис в Украине и на Ближнем Востоке, отразившийся на всём мировом сообществе, и на России, и на ЕС как игроках на мировой арене, возможно, приведёт к положительным тенденциям в отношениях после урегулирования этих проблем, однако говорить о серьёзной экономической интеграции говорить еще рано. Можно предпологать, что урегулирование сирийской проблемы в лице террористической группировки «Исламское государство»(«Исламское государство», террористическая организация, деятельность которой запрещена в России) не решит европейской проблемы с потоком беженцев, но могло бы привести к консолидации политической элиты ЕС и России против навязывающей политики США. На этой основе могут быть пересмотрены и отношения – по некоторым позициям возможны взаимные уступки и восстановление торгово-экономических отношений. Необходимо отметить, что несмотря на введённые против России санкции, европейцы продолжают инвестировать в российскую экономику, а российские компании и корпорации заключают сделки и ведут переговоры с бизнес-элитами Европы.