Статья:

Сравнительный анализ отечественной и международной практик антимонопольного регулирования экономики

Конференция: XXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Мировая экономика

Выходные данные
Шматко А.Д. Сравнительный анализ отечественной и международной практик антимонопольного регулирования экономики / А.Д. Шматко, В.В. Кальчинскас, А.И. Красильников, Д.А. Шитов // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(32). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 35-39.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сравнительный анализ отечественной и международной практик антимонопольного регулирования экономики

Шматко Алексей Дмитриевич
д-р. экон. наук, профессор, профессор, Балтийский государственный технический университет "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова, главный научный сотрудник ИПРЭ РАН, РФ, г. Санкт-Петербург
Кальчинскас Влад Витальевич
студент Института магистратуры Санкт-Петербургского государственного экономического университета, РФ, г. Санкт-Петербург
Красильников Александр Иванович
студент Института магистратуры Санкт-Петербургского государственного экономического университета, РФ, г. Санкт-Петербург
Шитов Дмитрий Алексеевич
студент Института магистратуры Санкт-Петербургского государственного экономического университета, РФ, г. Санкт-Петербург

 

В данной статье авторами анализируется опыт антимонопольного регу­лирования Соединенных Штатов Америки, Германии, Франции, Великобри­тании и Российской Федерации. В ходе исследования проведено сравнение за­рубежного и российского опыта.

Антимонопольное регулирование является необходимым инструментом практически во всех странах мира, поскольку оно необходимо для развития конкуренции и создания благоприятных условий роста экономики государства в целом. Антимонопольное регулирование основывается на законодательной базе, которая формировалась и формируется по сегодняшний день в условиях актуальных проблем, связанных, в частности, с появлением монополий на от­раслевых рынках.

Для Российской Федерации данная проблема на сегодняшний день оста­ется актуальной, так как уровень монополизации рынков в нашем государстве значительно выше, чем в зарубежных странах, которые осуществляют рыноч­ные отношения на протяжении последних веков [3]. Данные тенденции можно связать, прежде всего, с тем, что страна перешла на рельсы рыночной эконо­мики только в конце прошлого века, а также со сложившимися кризисами постперестроечного периода.

Антимонопольное регулирование сформировалось из двух ветвей разви­тия. Первой веткой развития считается американская, к ней относят систему антимонопольного регулирования таких стран, как Канада и Аргентина. Евро­пейская система считается второй веткой развития, к ней относят, прежде всего, страны Западной Европы, а также ЮАР, Австралию, Новую Зеландию и другие.

Американское антимонопольное регулирование начало свое формирова­ние в Штате Алабама в 1833 году, где был принят первый антитрестовый за­кон. В дальнейшем, другие штаты начали перенимать опыт Алабамы и прини­мать аналогичные законы. Появление антитрестовых законов стало причиной формирования Акта Шермана в 1890 году, который был направлен на фор­мальный запрет монополий. Данный закон был непосредственно создан для сопротивления Джону Рокфеллеру и его компании «Standard oil». В дальней­шем, в начале XX века был принят закон Клейтона, который регулирует цено­вую дискриминацию, и законы федеральной торговой комиссии [4]

Американское законодательство исключает появление монополий в лю­бом виде, то есть любые проявления монополизма на рынке запрещены, в не­зависимости от силы влияния этих проявлений. Однако, существуют исклю­чения в случае руководства «разумными правилами», то есть с учетом уровня воздействия на конкурентную среду.

В Европе, в отличие от Соединенных Штатов, антимонопольное законо­дательство имеет регулятивный вид, то есть допускает существование моно­полий, но регулирует и контролирует их деятельность. Для этого создаются специальные органы, которые проводят оценку воздействия того или иного акта монополизма на существующий уровень конкуренции на рынке. В том случае, если комиссия решит, что деятельность компании противоречит кон­курентным началам и нарушает баланс на рынке, то соглашения монополисти­ческого характера признаются недействительными и противозаконными ре­шением суда или вышестоящих государственных органов.

Германия при формировании антимонопольного законодательства включила в его состав принципы как американской, так и европейской веток одновременно. То есть в Германии законодательно запрещены монополии, но при этом действует контроль монополистической практики как в европейской ветке. Первыми антимонополистическими действиями в Германии можно счи­тать создание закона о недобросовестной конкуренции в 1909 году. Данный закон включал в себя описание недобросовестной конкуренции, ответственно­сти, которую мог понести нарушитель в случае нарушения закона, и процес­суальных норм. Дальнейшая борьба с проявлениями монополизма продолжи­лась лишь после окончание Второй мировой войны, причиной для борьбы по­служило огромное количество картелей, сформировавшихся под влиянием рейха. Самая крупная концентрация картелей наблюдалась в тяжелой про­мышленности, поскольку она была наиболее необходима для ведения войны. Так в 1957 году появился первый закон, который запрещал картельную дея­тельность, однако, как и во многих странах, немцы оставили исключения для наиболее влиятельных в отношении экономики государства предприятий. Принятый в 1957 году закон неоднократно дорабатывался для защиты интере­сов среднего и малого бизнеса. Так, на сегодняшний день доля среднего и ма­лого бизнеса в Германии составляет 57% от ВВП, а доля всех работающих в них – порядка 70%.

Одним из самых выразительных проявлений европейской системы анти­монопольного регулирования является Франция. Во Франции конкуренция была слаборазвита до 1977 года, когда был принят закон, который ужесточал санкции для компаний, злоупотреблявших положением на рынке, а также для запрещенных картелей. Правительство начало всесторонне регулировать кон­центрацию производственных мощностей. В 1986 году французы приняли за­кон Ордонанса, который положил начало регулированию ценообразования рынком, также был сформирован Конкурентный совет, который занимается проблемами проявления актов монополизма во Франции. Сегодня француз­ская экономика регулируется антимонопольными правилами, которые сфор­мулированы в 4 ФТК 2000г. «О свободе ценообразования и конкуренции». Стоит заметить, что доля среднего и малого бизнеса во Франции тоже доста­точно велика и составляет порядка 50% от ВВП.

Еще одним наиболее развитым европейским государством является Ве­ликобритания. Антимонопольное законодательство Великобритании является более либеральным, чем в странах, которые были рассмотрены ранее. Бри­танцы остались верны традициям свободного рынка и регулирования эконо­мики с минимальным вмешательством государства.

Первым актом антимонопольного регулирования в Великобритании был закон о спекуляции, изданный в 1919 году, благодаря которому Министерство торговли наделялось полномочиями для проведения расследований на пред­мет ценообразования. Формирование современного антимонопольного регу­лирования Великобритании берет свое начало с 70-ых годов прошлого века, когда были изданы следующие законы: закон о добросовестной торговле в 1973 году, закон об ограничении торговой практики в 1975 году, а также закон о перепродажных ценах в 1976 году. Последним шагом в направлении форми­рования антимонопольной политики государства стало принятие закона о кон­куренции. Рамки, обозначенные антимонопольным законодательством в Ве­ликобритании, не являются жесткими, однако в стране удается поддерживать высокий уровень конкуренции практически во всех отраслях [2]. Доля малого и среднего предпринимательства в стране составляет порядка 51%, а доля рабо­тающего в нем населения достигает 60%.

Российская Федерация при формировании антимонопольного законода­тельства опиралась на европейскую ветвь антимонопольного регулирования. Таким образом, на территории России монополии не являются противозакон­ными, а лишь ограничиваются и регулируются. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» регулирует отношения, связанные с защитой конкуренции, как на товарных рынках, так и на рынке финансовых услуг. Формой негативного влияния на конкуренцию признаются согласован­ные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, т.е. такие действия, которые удовлетворяют совокупности определенных Законом «О Защите конкуренции» условий [1]. В Российской Федерации предусмотрены максимальные пороги, которые будут обозначать доминирование компании на рынке, и составляют 35% и 50%. Для европейских стран порог начинается от 25% и выше. Так же существует практика определения монополии по выручке: когда выручка лидера становится в два раза выше, чем у ближайшего конку­рента, эта компания признается монополистом. В Соединенных Штатах осно­вываются на судебных решениях, и там порог составляет 60 процентов. В таб­лице 1 приведены общие данные по анализируемым странам.

Таблица 1.

Сравнительная характеристика исследуемых стран

Страна

Пороги доминирования

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП

США

60%

53%

Германия

33,3%

57%

Франция

Доля продаж в 2 раза превышает конкурента

50%

Великобритания

 25%

51%

Российская Федерация

35% и 50%

21%

 

Доля среднего и малого бизнеса в России значительно ниже, чем в ана­лизируемых странах, и составляет 21% от ВВП, что является результатом мас­совой приватизации и концентрации собственности, которая произошла после развала СССР, а также вызвана тяжелыми условиями для ведения бизнеса в Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст. 3
2. Бушев А.Ю. и др. Коммерческое право зарубежных стран. СПб., 2003 г.
3. Самуэльсон Пол А., Нордхаус, Дж. Вильям. Экономика: Уч. пособие пер. с англ. М.: Дело, 1999 г.
4. Шматко А.Д. Основные вопросы организации финансирования инновационной деятельности организаций // Вестник экономической интеграции. 2010. Т. 1. № 11. С. 80-83.