Сравнительный анализ отечественной и международной практик антимонопольного регулирования экономики
Конференция: XXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Мировая экономика
XXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Сравнительный анализ отечественной и международной практик антимонопольного регулирования экономики
В данной статье авторами анализируется опыт антимонопольного регулирования Соединенных Штатов Америки, Германии, Франции, Великобритании и Российской Федерации. В ходе исследования проведено сравнение зарубежного и российского опыта.
Антимонопольное регулирование является необходимым инструментом практически во всех странах мира, поскольку оно необходимо для развития конкуренции и создания благоприятных условий роста экономики государства в целом. Антимонопольное регулирование основывается на законодательной базе, которая формировалась и формируется по сегодняшний день в условиях актуальных проблем, связанных, в частности, с появлением монополий на отраслевых рынках.
Для Российской Федерации данная проблема на сегодняшний день остается актуальной, так как уровень монополизации рынков в нашем государстве значительно выше, чем в зарубежных странах, которые осуществляют рыночные отношения на протяжении последних веков [3]. Данные тенденции можно связать, прежде всего, с тем, что страна перешла на рельсы рыночной экономики только в конце прошлого века, а также со сложившимися кризисами постперестроечного периода.
Антимонопольное регулирование сформировалось из двух ветвей развития. Первой веткой развития считается американская, к ней относят систему антимонопольного регулирования таких стран, как Канада и Аргентина. Европейская система считается второй веткой развития, к ней относят, прежде всего, страны Западной Европы, а также ЮАР, Австралию, Новую Зеландию и другие.
Американское антимонопольное регулирование начало свое формирование в Штате Алабама в 1833 году, где был принят первый антитрестовый закон. В дальнейшем, другие штаты начали перенимать опыт Алабамы и принимать аналогичные законы. Появление антитрестовых законов стало причиной формирования Акта Шермана в 1890 году, который был направлен на формальный запрет монополий. Данный закон был непосредственно создан для сопротивления Джону Рокфеллеру и его компании «Standard oil». В дальнейшем, в начале XX века был принят закон Клейтона, который регулирует ценовую дискриминацию, и законы федеральной торговой комиссии [4]
Американское законодательство исключает появление монополий в любом виде, то есть любые проявления монополизма на рынке запрещены, в независимости от силы влияния этих проявлений. Однако, существуют исключения в случае руководства «разумными правилами», то есть с учетом уровня воздействия на конкурентную среду.
В Европе, в отличие от Соединенных Штатов, антимонопольное законодательство имеет регулятивный вид, то есть допускает существование монополий, но регулирует и контролирует их деятельность. Для этого создаются специальные органы, которые проводят оценку воздействия того или иного акта монополизма на существующий уровень конкуренции на рынке. В том случае, если комиссия решит, что деятельность компании противоречит конкурентным началам и нарушает баланс на рынке, то соглашения монополистического характера признаются недействительными и противозаконными решением суда или вышестоящих государственных органов.
Германия при формировании антимонопольного законодательства включила в его состав принципы как американской, так и европейской веток одновременно. То есть в Германии законодательно запрещены монополии, но при этом действует контроль монополистической практики как в европейской ветке. Первыми антимонополистическими действиями в Германии можно считать создание закона о недобросовестной конкуренции в 1909 году. Данный закон включал в себя описание недобросовестной конкуренции, ответственности, которую мог понести нарушитель в случае нарушения закона, и процессуальных норм. Дальнейшая борьба с проявлениями монополизма продолжилась лишь после окончание Второй мировой войны, причиной для борьбы послужило огромное количество картелей, сформировавшихся под влиянием рейха. Самая крупная концентрация картелей наблюдалась в тяжелой промышленности, поскольку она была наиболее необходима для ведения войны. Так в 1957 году появился первый закон, который запрещал картельную деятельность, однако, как и во многих странах, немцы оставили исключения для наиболее влиятельных в отношении экономики государства предприятий. Принятый в 1957 году закон неоднократно дорабатывался для защиты интересов среднего и малого бизнеса. Так, на сегодняшний день доля среднего и малого бизнеса в Германии составляет 57% от ВВП, а доля всех работающих в них – порядка 70%.
Одним из самых выразительных проявлений европейской системы антимонопольного регулирования является Франция. Во Франции конкуренция была слаборазвита до 1977 года, когда был принят закон, который ужесточал санкции для компаний, злоупотреблявших положением на рынке, а также для запрещенных картелей. Правительство начало всесторонне регулировать концентрацию производственных мощностей. В 1986 году французы приняли закон Ордонанса, который положил начало регулированию ценообразования рынком, также был сформирован Конкурентный совет, который занимается проблемами проявления актов монополизма во Франции. Сегодня французская экономика регулируется антимонопольными правилами, которые сформулированы в 4 ФТК 2000г. «О свободе ценообразования и конкуренции». Стоит заметить, что доля среднего и малого бизнеса во Франции тоже достаточно велика и составляет порядка 50% от ВВП.
Еще одним наиболее развитым европейским государством является Великобритания. Антимонопольное законодательство Великобритании является более либеральным, чем в странах, которые были рассмотрены ранее. Британцы остались верны традициям свободного рынка и регулирования экономики с минимальным вмешательством государства.
Первым актом антимонопольного регулирования в Великобритании был закон о спекуляции, изданный в 1919 году, благодаря которому Министерство торговли наделялось полномочиями для проведения расследований на предмет ценообразования. Формирование современного антимонопольного регулирования Великобритании берет свое начало с 70-ых годов прошлого века, когда были изданы следующие законы: закон о добросовестной торговле в 1973 году, закон об ограничении торговой практики в 1975 году, а также закон о перепродажных ценах в 1976 году. Последним шагом в направлении формирования антимонопольной политики государства стало принятие закона о конкуренции. Рамки, обозначенные антимонопольным законодательством в Великобритании, не являются жесткими, однако в стране удается поддерживать высокий уровень конкуренции практически во всех отраслях [2]. Доля малого и среднего предпринимательства в стране составляет порядка 51%, а доля работающего в нем населения достигает 60%.
Российская Федерация при формировании антимонопольного законодательства опиралась на европейскую ветвь антимонопольного регулирования. Таким образом, на территории России монополии не являются противозаконными, а лишь ограничиваются и регулируются. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» регулирует отношения, связанные с защитой конкуренции, как на товарных рынках, так и на рынке финансовых услуг. Формой негативного влияния на конкуренцию признаются согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, т.е. такие действия, которые удовлетворяют совокупности определенных Законом «О Защите конкуренции» условий [1]. В Российской Федерации предусмотрены максимальные пороги, которые будут обозначать доминирование компании на рынке, и составляют 35% и 50%. Для европейских стран порог начинается от 25% и выше. Так же существует практика определения монополии по выручке: когда выручка лидера становится в два раза выше, чем у ближайшего конкурента, эта компания признается монополистом. В Соединенных Штатах основываются на судебных решениях, и там порог составляет 60 процентов. В таблице 1 приведены общие данные по анализируемым странам.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика исследуемых стран
Страна |
Пороги доминирования |
Доля малого и среднего бизнеса в ВВП |
США |
60% |
53% |
Германия |
33,3% |
57% |
Франция |
Доля продаж в 2 раза превышает конкурента |
50% |
Великобритания |
25% |
51% |
Российская Федерация |
35% и 50% |
21% |
Доля среднего и малого бизнеса в России значительно ниже, чем в анализируемых странах, и составляет 21% от ВВП, что является результатом массовой приватизации и концентрации собственности, которая произошла после развала СССР, а также вызвана тяжелыми условиями для ведения бизнеса в Российской Федерации.