Статья:

СЕТЕВЫЕ МОДЕЛИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОМПЛЕКСОВ

Конференция: LXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Экономика

Выходные данные
Новиков А.В. СЕТЕВЫЕ МОДЕЛИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОМПЛЕКСОВ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 9(76). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СЕТЕВЫЕ МОДЕЛИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОМПЛЕКСОВ

Новиков Алексей Вячеславович
канд. экон. наук, доц., Санкт-Петербургский горный университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

NETWORK MODELS OF INDUSTRIAL ENTERPRISES AND COMPLEXES

 

Alexey Novikov

Candidate of Economics, associate professor, Saint-Petersburg Mining University, Russia, Saint-Petersburg

 

Аннотация. В настоящее время в экономике активно формируются индустриальные экосистемы, сетевые структуры как форма организации бизнеса. Серьезным вопросом остается эффективность и гибкость экосистем, а также механизмы их реорганизации под параметры будущих изделий. Для решения этих проблем в работе рассмотрена концепция мобильности производственных систем, а также методический подход к формированию структуры индустриальных экосистем на базе разработки сетей и матриц технологических компетенций.

Abstract. Currently, industrial ecosystems and network structures are actively forming in the economy as a form of business organization. The effectiveness and flexibility of ecosystems, as well as the mechanisms for their reorganization to meet the parameters of future products, remain a serious issue. To solve these problems, the paper considers the concept of mobility of production systems, as well as a methodological approach to the formation of the structure of industrial ecosystems based on the development of networks and matrices of technological competencies.

 

Ключевые слова: сетевая модель, индустриальная экосистема, мобильность, сеть технологических компетенций, матрица технологических компетенций, модульность.

Keywords: network model, industrial ecosystem, mobility, network of technological competencies, matrix of technological competencies, modularity.

 

Введение

В настоящее время отечественная экономика переживает период трансформационных изменений, что должно обязательно сказываться и на характере менеджмента внутри предприятий, промышленных комплексов различных отраслей промышленности.

В последние десятилетия внешняя среда организаций стала более динамичной и менее предсказуемой, что привело к сокращению среднего времени существования бизнесов в 2 раза и снижению прибыли, при возрастании рисков неожиданного банкротства [1]. По этой причине стали возникать сетевые модели бизнеса или индустриальные экосистемы. Проблемой остается вопрос гибкости экосистем и их структуры. Рассмотрению этих вопросов и посвящено настоящее исследование. Объект исследования – индустриальные экосистемы (сетевые модели производства), предмет – требования к формированию структуры индустриальных экосистем, их стратегической гибкости (мобильности). Методология исследования представлена такими общими методами научного исследования, как анализ и синтез, обобщение, метод аналогии и др.

Данное исследование состоит в последовательном решении следующих задач:

  1. Анализ вариантов сетевых моделей организации, применяемых различными инновационными компаниями;
  2. Рассмотрение вопросов организационной гибкости, мобильности предприятий и комплексов;
  3. Разработка инструментария корректировки структуры индустриальной экосистемы на базе параметров будущих изделий;
  4. Формирование общих выводов по результатам исследования.
  1. Примеры сетевых моделей инновационных компаний

В настоящее время практически повсеместно в экономике наблюдается создание индустриальных экосистем, что обусловливает быстрый экономический рост отраслей, рынков, регионов мира. Благодаря созданию цифровых платформ, инновации начинают внедряться гораздо быстрее, а взаимодействие участников экосистем становится более согласованным по сравнению с традиционными конкурентными или партнерскими взаимоотношениями (симбиотическим), что способствует и повышению эффективности использования корпоративных ресурсов. Устраняется лишняя бюрократия и многоуровневость, многозвенность управленческого аппарата, возрастает клиентоориентированность на основе получения и постоянной обработки обратной связи от непосредственных потребителей продукции [6].

Все указанное было бы совершенно невозможно без нового инструментария искусственного интеллекта, «Больших данных», интернета вещей, социальных сетей и т.п. Конкуренция отдельных компаний сменяется конкуренцией экосистем. Кардинально меняется и роль высшего менеджмента в сетевых корпорациях, который должен теперь регулировать развитие корпораций в связи с максимальным привлечением действующего корпоративного научно-производственного потенциала и его развитием с учетом потенциальных возможностей во внешней среде в будущем. Роль динамических способностей фирмы по-прежнему высока, но они теперь они должны быть в арсенале компаний в жесткой привязке к возможному изменению потребностей клиентов. Рассмотрим несколько примеров сетевых моделей компаний.

Экосистемная модель компании IKEA

Центральная компания управляет огромной сетью производственных компаний, с которыми у нее заключены контрактные отношения (рис. 1). Процессы производства, объемы и номенклатура поставок жестко контролируются головной фирмой, которая также осуществляет процессы проектирования и разработки продукции, а также занимается патентованием разработок. В обмен компании получают возможность выпускать свою продукцию под известным брендом. Есть и собственные производства, но их относительно немного. Вся готовая продукция реализуется через собственную торговую сеть компании. Иными словами, применяется «сателлитная» модель бизнеса, при которой создается сеть из большого количества разнородных производственных компаний, а головная фирма является своеобразным «системным интегратором».

 

Рисунок 1. «Сателлитная» модель бизнеса компании IKEA

 

В настоящее время делаются попытки создания подобных же моделей бизнеса отечественными торговыми компаниями (Kari, Hoff, Вкусвилл и др.).

Модель экосистемы компании Haier (RenDanHeYi)

Совершенно уникальная модель организации производства и взаимоотношения с клиентами существует в компании Haier. Она создавалась с 1984 года, когда у компании не было узнаваемого бренда, а продукция предприятия не отличалась высоким качеством, и прошла за это время 5 этапов трансформации – формирование бренда (1984-1991), повышение разнообразия продукции (1992-1998), выход на международный рынок (1999-2005), создание бренда (2006-2012) и (2013 – настоящее время) сетевая стратегия. Фактически, сейчас это интернет-предприятие, работающее на единой сетевой платформе [6].

В компании практически отсутствует средний менеджмент, корпорация представляет собой систему из примерно 4,5 тысяч микропредприятий со средней численностью персонала 10-15 человек, которые функционируют как независимые бизнесы.

Через корпоративную глобальную платформу микропредприятия имеют доступ ко всем исследовательским ресурсам. Такие независимые модули на контрактной основе взаимодействуют друг с другом с точки зрения поставок продукции и сервисов.

Результаты применения модели RenDanHeYi таковы, что уже на протяжении десятилетий Haier характеризуется постоянно увеличивающейся прибылью, рентабельностью и оборачиваемостью капитала.

Общая структура компании Xiaomi

В компании Xiaomi тоже в конечном итоге пришли к сетевой модели бизнеса, создав общую глобальную сетевую платформу, которая объединяет логистику, разработки, маркетинг, исследования, продажи и т.п. В открытой платформе интернета вещей работает более 400 партнеров, включая Siemens, Philips, IKEA и др.

Корпорация имеет плоскую структуру управления, включающую всего три уровня – 8 сооснователей, главы отделов и служащие. Общее количество отделов – около 12, они сформированы по основным видам продуктов компании (смартфоны, телевизоры, компьютеры, платформа интернета вещей и т.д.). Для организации более тесного контакта с клиентами для всех работников корпорации существует правило, что они в обязательном порядке должны быть фанатами бренда Xiaomi, организовывать дружеские доверительные отношения с клиентами, в том числе в социальных сетях. Это помогает снизить затраты на маркетинг, поскольку продвижением продукции занимаются сами клиенты компании.

В компании практически отсутствует средний менеджмент, что ускоряет процесс разработки и внедрения инноваций. Новые продуктовые направления могут создаваться за счет привлечения внешних стартапов.

Сетевая модель межкорпоративного взаимодействия южнокорейских компаний в судостроении

Значительную роль в развитии судостроения стран Юго-Восточной Азии сыграла кластеризация отрасли, что привело к участию в работе корпораций большого количества сторонних участников. Иными словами, по аналогии с компанией IKEA, широко применяется «сателлитная» модель бизнеса, в которой головная компания является генеральным подрядчиком строительства судов (рис. 1).

Фактически кластеры также являются экосистемами, но достаточно жесткими с точки зрения возможностей быстрого реагирования на изменение рыночной ситуации. Большую роль в функционировании кластеров играет межкорпоративное взаимодействие глубоко диверсифицированных участников.

Как и в других вариантах сетевых моделей, ключевую роль в промышленных кластерах играют головные компании, вокруг которых и организуется основная деятельность. Детализация научно-производственных компетенций компаний выражена слабо (модульность организации экосистемы выражена только на уровне достаточно крупных предприятий), отсутствует предпринимательство, что определяет совершенно иные свойства кластера, нежели экосистемы компании Haier. Иными словами, для формирования экономически эффективной экосистемы модулирование научно-производственных компетенций участников сетевого взаимодействия должно быть детальным.

  1. Мобильность производственной системы

В работе [3] показано, что помимо широкого спектра производственно-технологических компетенций, компании должны обладать организационной гибкостью или мобильностью, которая дает возможность быстро и эффективно принимать решения в ответ на непредсказуемые и подчас спонтанные изменения внешней среды. Выделяется три основных направления мобильности – ресурсное, технологическое и организационное (рис. 2).

 

Рисунок 2. Виды мобильности производственной компании

 

Для достижения высокой ресурсной мобильности необходимо применять блочно-модульную структуру объектов производства; достижение высокого уровня технологической мобильности связывается с применением систем гибкой автоматизации производства и управления; высокие значения уровня организационной мобильности могут быть получены на основе применения блочно-модульной структуры самого предприятия с высокой степенью детализации технологических компетенций. Указанные характеристики необходимо учитывать при формировании индустриальных экосистем.

  1. Управление структурой индустриальной экосистемы на базе параметров будущих изделий

Один и тот же продукт может быть получен на основе совершенно разных вариантов технологии производства, одни из которых могут быть более целесообразны с экономической или экологической точки зрения, чем другие. Вместе с тем, в настоящее время нет общего представления о формировании вариантов технологии производства, а также формального инструмента, позволяющего управлять развитием технологических компетенций предприятия.

В рамках конкретного уровня развития технологии производства количество вариантов технологических решений для создания определенного продукта всегда будет конечно или, как минимум, счетно, что позволяет применять нейросетевой подход для решения данной задачи [5, 2]. Одной из классических задач нейросетевого программирования является построение генеалогического дерева в виде некоторой базы знаний.

Сеть технологических компетенций может быть определена как древовидная структура, на которой определено два вида отношений: альтернативности и декомпозиции. Отношение альтернативности предполагает возможность осуществления различных вариантов технологии производства, а отношение декомпозиции – разбиение сборочной единицы на компоненты.

Каждый декомпозированный элемент дерева технологических компетенций имеет уже качественные и количественные характеристики - размеры обрабатываемых изделий, применяемые материалы и скорость обработки (производительность подпроцесса изготовления той или иной сборочной единицы), вид технологического оборудования и др.

В дальнейшем после выбора конкретного варианта развития технологических компетенций (технологии производства) необходима разработка матрицы компетенций персонала, который должен в полной мере соответствовать потребностям производства, после чего осуществляется развитие новых компетенций и «шкалирование» (ресурсная подгонка) производительности предприятия в рамках отдельных технологических компетенций, для соответствия планам по объемам производства и целевому уровню себестоимости продукции. Поддерживающей подсистемой в рамках развития технологических компетенций является система управленческого учета, выступающая в роли «нервной системы» организации.

Организационной основой для стандартизации технологических решений и сборочных единиц изделий является модульность, описанная выше. Модульность в рамках сборочных единиц изделий позволяет использовать типовое (одновариантное) дерево технологических компетенций, что упрощает структуру технологии и ускоряет процесс производства и проектирования изделий (здесь развитие технологии пока не требуется, используем то, что есть). Модульность самой производственной системы также позволяет брать типовые элементы дерева технологических компетенций, но уже в рамках отдельных процессов создания компонентов сборочных единиц. Таким образом, модульность ускоряет развитие производственной среды компаний и индустриальных экосистем [4].

Заключение

Таким образом, в настоящее время теория стратегического менеджмента перешла к новому этапу своего развития, характеризуемый сложными сетями взаимодействия большого количества участников процессов производства и распределения продукции. Высокой эффективностью обладает модель экосистемы фирмы Haier, в которой высок уровень детализации технологических компетенций участников и создана полноценная предпринимательская среда.

Обеспечение гибкости экосистемы может обеспечиваться за счет развития свойств ресурсной технологической и организационной мобильности – применения мелкоструктурированных модульных компонент при проектировании объектов производства и производственных систем, а также гибких систем автоматизации производства и управления.

Для формирования структуры производства в рамках предприятий и промышленных комплексов может применяться сетевой подход, основанный на построении сетей и матриц технологических компетенций как основы для формирования вариантов технологии производства.

 

Список литературы:
1. Julian Birkinshaw. Ecosystem Businesses are changing the Rules of Strategy.   [Электронный ресурс]. URL: https://hbr.org/2019/08/ecosystem-businesses-are-changing-the-rules-of-strategy (Дата обращения: 04.09.2024).
2. Авдеенко Т.В., Целебровская М.Ю. Введение в искусственный интеллект и логическое программирование. Программирование в среде Visual Prolog. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2020. 64 с.
3. Новиков А.В. Математические модели оценки мобильности промышленных предприятий. // Друкеровский вестник. 2023. №3 (53). С. 304-315.
4. Новиков А.В. Проектирование предприятий на основе блочно-модульного подхода (на примере судостроения) // Human Progress. 2023. Том 9, Вып. 2. С. 21 [Электронный ресурс]. URL: http://progress-human.com/images/2023/Tom9_2/Novikov.pdf. DOI 10.34709/IM.192.21. EDN AOOIFG
5. Сергеев А.П., Тарасов Д.А. Введение в нейросетевое моделирование. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2017. 128 с.
6. Цао Янфэн. Философия Haier. Перерождение 2.0 – М.: Олимп-Бизнес, 2019. – 360 с.