Статья:

Мегарегион как детерминанта инновационного развития национальной экономики России в условиях глобализации

Конференция: V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Региональная экономика

Выходные данные
Дробкова О.С. Мегарегион как детерминанта инновационного развития национальной экономики России в условиях глобализации // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. — № 3(5). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 45-50.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Мегарегион как детерминанта инновационного развития национальной экономики России в условиях глобализации

Дробкова Оксана Сергеевна
аспирант, ФГБОУ ВО «МГТУ им. Н.Э. Баумана», РФ, Москва

 

THE MEGAREGION AS A DETERMINANT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL ECONOMY OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

 

Oksana Drobkova

graduate student, VPO MSTU. N. E. Bauman, Russia, Moscow

 

Аннотация. Глобализация социально-экономических процессов приводит к формированию новых элементы мирового хозяйства – мегарегионов. Мегарегионы обладают высоким инновационным потенциалом и конкурентоспособностью, становятся основой для дальнейшего выстраивания национальной экономики. Обеспечение долгосрочного устойчивого социально-экономического развития мегарегиона является приоритетным направлением в управлении национальными экономическими системами.

Abstract. The globalization of socio-economic processes leads to the formation of new elements of the world economy – megaregions. Megaregions have a high innovative potential and competitiveness, are the basis for the further development of the national economy. Providing long-term sustainable socio-economic development of the megaregion is a priority in the management of such systems.

 

Ключевые слова: мегарегион; инновационный потенциал.

Keywords: megaregion; innovative potential.

 

Проблема улучшения качества жизни в стране в целом и в регионах России в частности является важнейшей стратегической задачей на современном этапе общественного развития. Особую актуальность приобретает вопрос сглаживания региональных различий.

Региональная экономика все больше подвергается влиянию новых процессов и тенденций, когда в условиях глобализации социально-экономических процессов регионы трансформируются в составные элементы мирового хозяйства, превращаются в экономических агентов, в субъекты мировой экономики. Начинает доминировать стратегия развития, основанная на глобально ориентированной региональной политике, когда глобализация активизирует процессы, вызывающие изменения в системе единого мирового хозяйства, в результате чего появились и получили развитие мегарегионы (mega-regions). Понимание, осмысление функциональной роли мегарегиона, его признание в качестве системы и объекта управления предопределяют исследование современных теорий региональной экономики.

Начало исследований мегарегионов связывают с работами Ж. Готтмана. Еще в 1961 году он обратил внимание на феномен мегаполиса как крупной урбанизированной территории, идентифицированной им в регионе северо-восточного побережья США. Ж. Готтман отмечал, что данный регион, как «практически непрерывная полоса городских и пригородных территорий южного Нью-Гемпшира до северной Виргинии и от Атлантического побережья до предгорий Аппачей», в качестве отличительных особенностей располагает значительными размерами и новаторским потенциалом [2].

Как отмечает Ричард Флорида, профессор школы управления Университета Торонто: до недавнего времени основной экономической единицей в мире было государство. Теперь естественным кажется другое деление: единицами (и двигателями) глобальной экономики стали мегарегионы – большие города с пригородами, которым порой тесно в рамках одного государства. На таких территориях активно развивается торговля, расширяется транспортная сеть, рождаются инновации и таланты. Вся мировая экономика вращается вокруг нескольких десятков мегарегионов, таких, например, как коридор Бостон – Нью-Йорк – Вашингтон, треугольник Шанхай – Наньцзин – Ханчжоу или длинная дуга, которая пролегла от Лондона до Бирмингема через Лидс, Манчестер и Ливерпуль [5].

В России к таким территориям относятся, прежде всего, Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Дальневосточный экономический регион и ряд других.

Самым крупным российским мегарегионом является Москва и Московская область, в котором сосредоточена почти треть экономического потенциала России.

Важным признаком мегарегиона является его управляемость. Этому в определенной степени способствует целостность территориально-локализованного пространства, поскольку необходимо обеспечить координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также многообразие связей – торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью.

Мегарегион как открытая, динамичная, управляемая система в современных условиях зависит, прежде всего, от региональной инновационной системы, её емкости, состава и эффективности использования в интересах задаваемых стратегических установок социально-экономического развития. Инновационный потенциал в большей степени, чем природно-ресурсный, формирует возможности территорий к изменениям, к прогрессу и, как представляется автору, является базовым условием (основой) для формирования модели (концепции) развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Инновационный потенциал региона формируется под воздействием двух основных групп факторов:

· условия для перехода на инновационный путь развития;

· мотивация субъектов рынка к активизации инновационных процессов.

Причины, определяющие возможности социально-экономического и экологического развития систем регионального хозяйства, называются факторами, которые подразделяются на:

· внутренние (эндогенные), обусловленные закономерностями отдельных элементов и системы в целом, характеризуют уровень её саморазвития;

· внешние (экзогенные), обусловленные взаимодействием системы с внешней средой.

Понятие инновационного потенциала выступает концептуальным отражением развития инновационных процессов, оно развертывалось и уточнялось в результате теоретических, методологических и эмпирических исследований, и получило развитие с начала 80-х годов ХХ века. В последнее время это понятие находит всё большее распространение, появляются самостоятельные исследования, посвященные анализу различных подходов к этой дефиниции.

В настоящее время всё большее распространение получает обобщающий подход к определению инновационного потенциала, который рассматривает показатель инновационного потенциала в качестве меры способности и готовности региональной инновационной системы обеспечивать непрерывный инновационный процесс. Такой подход является оправданным, поскольку при оценке инновационного потенциала необходимо комплексно исследовать ресурсную и результативную составляющие, отражающие, соответственно, готовность и способность региона к инновационному развитию. В то же время, при оценке инновационного потенциала, необходимо учитывать, что инновационное развитие региона обеспечивается посредством инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в регионе [3].

Структуру инновационного потенциала можно представить в виде единства трех его составляющих (ресурсной, внутренней и результативной), которые взаимно сосуществуют, предполагают и обуславливают друг друга и проявляются при применении как его триединая сущность (рис.1) [1].

 

 

Рисунок 1. Структура инновационного потенциала

 

Для развития инновационного потенциала основными приоритетами экономической политики являются:

· повышение качества жизни;

· инвестиции в человеческий капитал;

· сбалансированное региональное развитие;

· повышение инвестиционной привлекательности региона;

· улучшение делового климата;

· создание благоприятной деловой среды;

· повышение качества функционирования институтов государственной власти;

· обеспечение сбалансированности бюджета;

· сохранение стабильности налоговых условий;

· развитие информационных технологий.

Ежегодно рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» проводит исследование качества жизни в регионах Российской Федерации. За период 2014–2016 гг. Московская область стабильно занимает 3-е место в рейтинге среди субъектов РФ. Были отобраны 72 показателя, которые объединены в 11 групп, характеризующих все основные аспекты условий проживания в регионе: от уровня экономического развития и объема доходов населения до обеспеченности населения различными видами услуг и климатических условий в регионе проживания.

Результаты рейтинга свидетельствуют о том, что в 2016 году Московская область занимает одну из лидирующих позиций. Подмосковье является центром науки и инноваций. Московская область обладает большим инвестиционным потенциалом. Московская область является крупнейшим регионом России по населению после Москвы и наиболее густонаселенным (с наибольшей плотностью населения) регионом России после городов федерального значения. Численность населения Московской области на 1 января 2016 года составляет 7 318 647 человек согласно данным Росстата от 09.03.2016 об оценке численности населения на 01.01.2016, из них городское население – 5 971 811 человек, плотность населения – 163,1 чел./км2.

Главным источником формирования и развития инновационного потенциала как региона, так и мегарегиона выступает процесс накопления и реализации знаний, способность территориально-локализованного пространства генерировать и внедрять в производство инновационные разработки и технологии. Для решения такой задачи необходимо объединение усилий всех участников научно-технической деятельности: бизнеса, науки и образования, органов власти и управления. Внимание региональных управленческих структур необходимо сконцентрировать на разработке и реализации эффективной научно-технической и образовательной стратегии и политики.

В итоге в мегарегионах формируется мощный инновационный потенциал, в силу чего такие системы способны быть движущей силой национальной экономики.

 

Список литературы:
1. Бутова Т.В., Кривцова М.К., Подзорова М.А., Белозерова В.А. Инновационный потенциал региона: его структура, оценка состояния, влияние региональных властей на его развитие // интернет-журн. «Науковедение». – 2014. – № 3 (22). – С. 18. – URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1342216 (дата обращения: 20.02.2017).
2. Готтанн Ж. Столичные города // Философско-литературный журнал «Логос». – 2013. – № 4 (94). – С. 15–38.
3. Егорова С.Е., Кулакова Н.Г. Инновационный потенциал региона: сущность, содержание, методы оценки // Вестник Псковского государственного университета. Сер. Экономика. Право. Управление. – 2014. – № 4. – С. 54–67.
4. Рейтинг российских регионов по качеству жизни-2016 [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/infografika/20170220/1488209453.html (дата обращения: 21.02.2017).
5. Флорида Р. Большая перезагрузка: как кризис изменит наш образ жизни и рынок труда: The Great Reset: How New Ways of Living and Working Drive Post-Crash Prosperity. – М.: Классика XXI, 2012. – 237 с.