Логистические стратегии организации снабжения территориально удаленных объектов
Конференция: V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Логистика
V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Логистические стратегии организации снабжения территориально удаленных объектов
Logistics strategy for remote sites supply organization
Yuri Danilchenko
candidate of economic sciences, associate professor, Siberian State Aerospace University named after the academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
Anna Panteleeva
master’s Degree Student, Siberian State Aerospace University named after the academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
Аннотация. В статье рассмотрены различные виды логистических стратегий. Авторами предложены основные факторы, оказывающие влияние на выбор логистической стратегии снабжения территориально удаленных объектов, выделены ключевые критерии выбора эффективной логистической стратегии, предложена многокритериальная логистическая стратегия снабжения территориально удаленных объектов.
Abstract. In the article different types of logistic strategies are reviewed. The authors provide basic factors which can influence to logistic strategy for remote sites supply, present key criteria for effective logistic strategy, propose multicriteria logistic strategy for remote sites supply.
Ключевые слова: логистическая стратегия; территориально удаленные объекты; ключевые критерии; многокритериальная; минимизация логистических издержек.
Keywords: logistic strategy; remote sites; key criteria; multicriteria; logistic costs minimization.
В современной экономике масштабы деятельности некоторых предприятий охватывают различные регионы, и даже континенты. Это и нефтегазовые месторождения на территории Крайнего Севера, морские буровые, другие объекты в труднодоступных районах. Долговременные цели компаний по присутствию в районах, специфика расположения и функционирования территориальных подразделений, широкая номенклатура грузов, транспортная доступность, ограниченность ресурсов компании и другие факторы требуют стратегического подхода к логистической деятельности.
Не существует стандартной логистической стратегии, которую можно было бы применить к любой компании, так как многообразие компаний и различие в их условиях работы требуют индивидуального подхода к каждой такой разработке. [4]. При разработке стратегии предприятиям необходимо решить следующие основные задачи:
- определять эффективность действующей логистической инфраструктуры;
- разрабатывать потребность в новых складских и транспортных мощностях;
- выбирать технологии, позволяющие наиболее эффективно и с наименьшими затратами, выполнять поставленные задачи;
В.В. Дыбская и В.И. Сергеев определяют логистическую стратегию как «долгосрочное, качественно определенное направление развития логистики, касающееся форм и средств ее реализации в фирме, межфункциональной и межорганизационной координации и интеграции, сформулированное высшим менеджментом компании в соответствии с корпоративными целями» [2, 3]. Логистическая стратегия поддерживает корпоративную стратегию и ставит своей целью оптимизацию ресурсов организации [5].
Непосредственное влияние на формирование логистической стратегии предприятия по организации снабжения территориально удаленных объектов (ТУО), с нашей точки зрения, оказывают следующие факторы:
1. Географическая удаленность от промышленно развитых регионов, что означает значительное расстояние и длительное время доставки товаров на ТУО.
2. Отсутствие собственного производства внутри ТУО – все товары должны доставляться из ближайших промышленных регионов. Соответственно при заказе любого товара необходимо учитывать время производства товара, время доставки товара до транзитного склада, время на консолидацию товара и время на доставку товара от транзитного склада до ТУО.
3. Сезонная доставка товарно-материальных ценностей на ТУО с нерегулярным графиком доставки. В связи с отсутствием железной дороги и круглогодичных автомобильных дорог, доставка груза на ТУО, осуществляется только по зимним дорогам и водным транспортом в период действия водной навигации. При заказе товара необходимо учитывать, что начало действия зимних дорог и навигации не регулируется календарными датами, а зависит от метеоусловий, соответственно при расчете срока доставки необходимо делать запас порядка четырех - пяти недель. Круглогодичная доставка возможна только дорогостоящим авиатранспортом.
4. Ограниченная территория. Размеры ТУО ограничены размерами обустроенной территории земной поверхности и создания минимальной инфраструктуры. В связи с этим складам отводится крайне небольшая площадь. Встает задача своевременного освобождения помещений складов от неликвидных запасов. Более сложной задачей является организация снабжения таким образом, когда не будут образовываться неликвидные запасы.
Различные комбинации этих факторов определяют выбор базовой логистической стратегии организации снабжения территориально удаленных объектов. В.В. Дыбская и В.И. Сергеев выделяют четыре базовые стратегии [2, 3]:
1) стратегия минимизации общих логистических издержек;
2) стратегия улучшения качества логистического сервиса;
3) стратегия минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру;
4) стратегия логистического аутсорсинга.
Каждая из стратегий предполагает, что один ключевой критерий подвергается оптимизации, а на другие, важные для предприятия показатели устанавливаются ограничения [2, 3].
Главными задачами организации снабжения ТУО являются:
- своевременное обеспечение материальными ресурсами;
- минимизация логистических издержек [1].
Таким образом, можно выделить два основных критерия для разработки логистической стратегии организации снабжения территориально удаленных объектов. Некоторые способы реализации данных показателей в процессе организации снабжения ТУО представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Показатели и пути их реализации
Показатель |
Пути реализации |
Минимизация логистических издержек |
- оптимизация уровня запасов; - контроль за эффективным использованием транспортных средств; - консолидированная доставка; - укрупнение грузовых единиц; - выбор оптимального расположение транзитных складов. |
Своевременное обеспечение материальными ресурсами |
- осуществление долгосрочного планирования потребности в материальных ресурсах; - повышение качества логистических услуг, предоставляемых подрядчиками на протяжении всей логистической цепи; - использование единой интегрированной информационной он-лайн системы, которая давала бы представление о движении материалопотока в режиме реального времени. |
При разработке однокритериальной стратегии ключевым показателем, который подвергнется оптимизации должен стать показатель «своевременное обеспечение», а на критерий «минимизация логистических затрат» должны быть введены ограничения. Однако, изучив пути реализации показателей, можно заметить, что рассматриваемые показатели не противоречат друг другу и не ограничивают друг друга. То есть своевременное обеспечение территориально удаленных объектов не предполагает увеличение логистических издержек в обязательном порядке, а решение некоторых задач, как например, долгосрочное планирование потребностей, укрупнение грузовых единиц, оптимальное размещение способствует реализации обоих показателей. Таким образом, при организации снабжения территориально удаленных объектах может быть реализована многокритериальная стратегия на основе двух показателей.
Такая стратегия приемлема для большей части номенклатурных единиц, однако она накладывает некоторые ограничения на виды товаров по отношению к которым она может быть применена. Например, учитывая консолидированную сезонную доставку на ТУО в рамках данной стратегии не могут рассматриваться скоропортящиеся продукты питания и другие товары с небольшим сроком годности. А в силу того, что тщательное планирование является одним из главных условий реализации данной стратегии, она также не подходит для товаров нерегулярного импульсивного спроса.