Статья:

Использование инновационных технологий для снижения затрат предприятий розничной торговли

Конференция: XXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Юрова С.Ю. Использование инновационных технологий для снижения затрат предприятий розничной торговли // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(32). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 70-76.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование инновационных технологий для снижения затрат предприятий розничной торговли

Юрова Светлана Юрьевна
магистрант, Воронежский государственный университет, РФ, г. Воронеж

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности и преимущества применения инноваций в розничной торговле, особое внимание уделено влиянию инновационный технологий на снижение затрат розничных торговых предприятий, представлен расчет снижения затрат и при применении ООО «Авангард» инновационной технологии RFID, а так же рассчитана экономическая эффективность ее внедрения.

Abstract. This article discusses the features and benefits of the use of innovations in retail, focuses on the impact of innovative technologies on reducing costs of retail enterprises, presents a calculation of cost reductions when Avangard LLC uses innovative RFID technology, and also calculates the economic efficiency of its implementation.

 

Ключевые слова: инновации; инновационные технологии; розничная торговля; снижение затрат.

Keywords: innovation; innovative technology; retail; cost reduction.

 

Залог успеха в любой сфере деятельности состоит в постоянном развитии. Конкурентоспособны на рынке лишь компании, идущие в ногу со временем и предлагающие своим клиентам современный сервис.

Инновационные технологии развиваются стремительными темпами и коснулись такого широкого сектора, как розничная торговля. Рост числа предприятий торговли, как следствие, конкуренции повышают значимость экономного использования ресурсов и эффективного управления, которые невозможны без применения современных инновационных технологий. Ввиду этого, проблемы применения инновационных технологий торговыми предприятиями представляются крайне актуальными.

Мировая экономическая литература трактует термин «инновация» как преобразование потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощенный в новых продуктах и технологиях. [2]

Инновация в розничной торговле мы понимаем прибыльное использование нововведений, которыми могут быть новые перспективные продукты, технологии, услуги, организационно-технические и социально-экономические решения производственного, коммерческого, финансового, административного или иного характера, направленные на совершенствование торговой деятельности.

Инновационные технологии в торговле должны обладать следующими свойствами: креативность, новизна, экономическая целесообразность, безопасность, потенциальная ценность, конкурентоспособность, прибыльность.

Основные задачи нововведений в торговле: снижение издержек обращения, обеспечение высокого качества торгового процесса, создание необходимых условий роста производительности труда, снижения затрат и повышения эффективности деятельности организации в целом. [5]

Классификация инноваций в торговле.

1. По форме:

- продуктовые инновации включают создание новых или улучшение существующих продуктов и нацелены на обеспечение конкурентоспособности торговой организации;

- процессные инновации состоят в разработке и внедрении технологически новых методов и процессов и нацелены на снижение затрат и издержек обращения.

2. В зависимости от типа новизны для рынка инновации могут быть новые для отрасли в мире, в стране, для данного предприятия.

3. По месту в системе предприятия:

- инновация на входе предприятия (используется новое сырье, материалы, машины, оборудование и др.);

- инновация на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии и др.);

- инновация системной структуры предприятия (управление, производство, технология и т.д.);

- радикальная (базовая);

- модифицированная (частная).

Применение инноваций в розничной торговле обеспечивает предприятию значительные преимущества, такие как:

- сокращаются издержки обращения и затраты;

- повышается эффективность доведения товаров до потребителя;

- сокращается документооборот и ошибки, возникающие под влиянием человеческого фактора;

- повышается продуктивность работы персонала и улучшаются условия труда;

- улучшается система безопасности.[4]

Наиболее значимыми, на наш взгляд, для торгового розничного предприятия является внедрение в свою деятельность инновационных технологий, поскольку именно они позволяют более эффективно использовать ресурсы торгового предприятия, а также создают необходимые предпосылки сокращения затрат и повышения эффективности деятельности предприятия торговли в целом.

Современный рынок инноваций предлагает достаточно разнообразный спектр инновационных технологий, применяемых в торговле.

Наиболее интересными являются: устройство для безналичной оплаты покупок, ручной сканер, автоматический упаковщик, электронные ценники, весы для самообслуживания и т.д. [3]

Рассмотрим некоторые инновационные технологии розничной торговли. Необходимо отметь, что подавляющее большинство применяемых инновационных технологий основано на использовании достижений в области искусственного интеллекта.

1. Process Mining. Инновация предназначена для прогнозирования реального хода бизнес-процессов. В сферах, в которых невозможно заменить человека инновационным оборудованием, необходим контроль бизнес-процессы, отслеживание всевозможных задержек.

2. Компьютерное зрение. Предполагает использование видеонаблюдения, работающего с применением нейронных сетей и искусственного интеллекта. С помощью такой технологии анализируются самые посещаемые отделы, пол и возраст посетителей, что позволяет выявлять наиболее выгодное расположение отделов и товаров. Компьютерное зрение предотвращает кражи, обеспечивает контроль за наличием товара и правильностью его выкладки, контроль за количеством посетителей магазина и избежание длительных очередей на кассах.

3. Обеспечение безопасности и контроля. Предполагает применение специальных программ, которые реагируют на характер передвижений посетителей и персонала магазина, что позволяет выявлять правонарушения, драки, конфликты, осуществлять контроль за присутствием персонала в торговом зале.

2. Технология Big Data. Позволяет хранить и анализировать большой объем информации, не имеющей на первый взгляд никаких закономерностей, но при этом с высокой точностью прогнозирует спрос на тот или иной товар в конкретной торговой точке в зависимости от времени суток, дня недели, сезонности, погоды и т.д. С помощью BigData в торговле решаются задачи: определение параметров маркетинговых акций, прогноз продаж и т.д., что позволяет существенно снизить затраты на проведение маркетинговых исследований.

3. Smart-контракты. Данная инновация предполагает электронный расчет и построение алгоритма, описывающего набор условий, выполнение которых влечёт за собой наступление определённых событий в реальном мире или цифровых системах. Смарт-контракт значительно минимизирует рутинные операции, существенно сокращает нагрузку и затраты на бухгалтерию.

4. Электронные ценники. Магазины часто сталкиваются с проблемой резких скачков цен на товары, что является большой и трудозатратой проблемой для магазинов, где сотни и тысячи наименований товаров требуют корректировки и обновления ценников. Решить данные проблемы и снизить позволяют электронные ценники, которые оперативно изменяют цены на товар. Недостаток электронных ценников - высокая цена. Сама себестоимость ценника – от 5 до 15 долларов, основные затраты приходятся на покупку и на монтаж оборудования. Со временем данные затраты конечно окупаются, но не каждый предприниматель может и готов потратить большую сумму сразу.

5. «Умная» тележка» – электронный сенсорный консультант на продуктовых тележках в супермаркетах. Ее особенностью является то, что она имеет специальное устройство с сенсорным экраном, которое показывает информацию о любом товаре, продающемся в данном супермаркете. Информация в общей базе данных о продукции, продаваемой в магазине, периодически обновляется торговым персоналом, это дает возможность покупателям мгновенно узнавать изменения в товарном ассортименте и о самих товарах.

6. Виртуальное зеркало позволяет «примерить» косметику, не нанося ее на лицо, «примерить» одежду и обувь. Данная инновация, как и «умная» тележка не имеет целью снижение затрат магазина, она призвана привлечь покупателя. [6]

7. RFID-технологии (англ. Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) - это способ автоматической идентификации, когда с помощью радиосигнала считываются и записываются данные, хранящиеся в транспондерах, или RFID-метках.

Для функционирования данной системы необходимо, чтобы товар, к которому прикреплена гибкая электронная метка, находился в поле действия RFID-ридера (считывающего устройства). Применение современных радиочастотных идентификационных технологий позволяет одновременно проводить учет и контроль перемещения нескольких десятков единиц товара. Можно сказать, что RFID технология полностью заменила привычную систему штрихового кодирования со всеми его функциями, ее преимущество состоит в дополнительных возможностях бесконтактного дистанционного считывания метки. Технология RFID существенно снижает роль человеческого фактора в рабочем процессе в магазине и на складе, что исключает возможность ошибок. [4]

В качестве примера рассмотрим эффективность внедрения инновационных технологий RFID в работу реального предприятия ООО «Авангард», основным видом экономической деятельности которого является торговля лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием.

1. Капитальные вложения представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1.

Затраты на оборудование

Оборудования

Кол-во, шт.

Цена, руб.

Сумма, тыс. руб.

Самоклеющаяся UHF RFID-метка Hidden H47*

40000

11

440

Терминал сбора данных c внешней антенной ID700

1

29500

129,5

Настольный RFID UHF мини-ридер

1

17700

17,7

Подключение конфигурации1С: УПП для RFID(COM/ActiveX)

1

10000

10

Мобильный клиент ТСД-Mobile SMARTS

1

21000

21

ИТОГО:

 

 

805,7

 

Таблица 2.

Капитальные единовременные вложения

Наименование

Сумма

Затраты на оборудование, Ко

805,7

Кап. вложения на монтажные работы, КМ

51

Кап. вложения на транспортные расходы, КТР

12

Общие кап. расходы

868,7

 

Таким образом, сумма общих капитальных вложений составит 868,7 тыс. руб.

2. Расходы на заработную плату. Заработная плата системного администратора и руководителя проекта - 32 тыс. руб. в месяц каждому. Соответственно, за весь проект - 32*2*6=384 тыс. руб.

Расходы на заработную плату = 384+107,5 (отчисления в ФСС) = 491,5 тыс. руб.

Итого затраты на проект составят:

1) капитальные вложения = 868,7 тыс. руб.;

2) заработная плата = 491,5 тыс. рублей;

3) дополнительное финансирование проекта = 90 тыс. руб.;

4) расходы на обслуживание системы = 30 тыс. руб.

Итого бюджет проекта = 868,7+491,5 +90+30=1480,2 тыс. руб.

2. Расчет экономического эффекта. RFID-технология позволяет сократить время осуществления складских работ. Обязанностью одного из складского работника является проведение инвентаризации. После внедрения проекта выполнение данного процесса упростится, время его реализации сократится, поэтому проведение инвентаризации целесообразно делегировать комплектовщику. Примерное время проведения инвентаризации составляет 11 часов, или один рабочий день комплектовщика, которому будет выплачена премия в размере 2 тыс. руб. за дополнительную нагрузку. Тем самым снизятся затраты на заработную плату 1 складского работника в размере 30 тыс. руб. в месяц. В месяц расходы на заработную плату сократятся на: выплаты персоналу ─ 28 тыс. руб.; отчисления в ФСС ─ 7,8 тыс. руб. Всего на 35,8 тыс. руб. в месяц или 429,6 тыс. руб. в год.

В ООО «Авангард» ежегодные потери на складе составляют 6% от товарооборота. После внедрения проекта ожидается сокращение процента потерь в два раза или на 3%. Товарооборот за прошедший год составил 60 млн. руб. Соответственно, потери после внедрения проекта составят: 1800 тыс. руб. в год вместо 3600 тыс. руб.

Общая экономия затрат составит 1800+429,6 =2229,6 тыс. руб. в год.

3. Расчет показателей экономической эффективности проекта.

Рассчитаем эксплуатационные расходы:

а) Расходы на амортизацию (при норме амортизационных отчислений 20 % в год). Ао =(129,5+17,7)*0,2 = 29,4 тыс. руб. в год

б) Затраты на информационно-техническое сопровождение (ИТС) системы с учетом НДС ─ 20 тыс. рублей в год.

в) Расходы на покупку меток ─ 6*12*11= 792 тыс. руб. в год.

Итого эксплуатационные расходы = 29,4+20+792= 841,4 тыс. руб.

Срок окупаемости проекта = капитальные вложения / («дополнительный доход» ─ эксплуатационные расходы)

В нашем случае дополнительный доход от проекта заключается в сэкономленных затратах.

Срок окупаемости проекта = 1480,2 / (2229,6 - 841,4) = 1,1 года.

Таким образом, внедрение инновационной технологии RFID в деятельность торгового предприятия ООО «Авангард» эффективно, поскольку снижение затрат составит 2229,6 тыс. руб., а срок окупаемости проекта -1,1 года.

Таким образом, использование различных инновационных технологий позволяет розничным торговым предприятиям приобретать ряд преимуществ в виде уменьшения затрат издержек обращения, наращивания объемов продаж, выхода на новые рынки сбыта, а главное повышать эффективность торговли и развитию национальной экономики в целом.

 

Список литературы:
1. Авагян Ю.Г., Диянова С.Н., Авагян Э.Ю.Применение новой техники и технологий в торговле// Вестник ИМСИТ, 2016. – №1.
2. Артюшин, Виталий Иванович. Принципы и этапы инновационного процесса / В. Артюшин // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2019. - № 7. - С. 53–62.
3. Внедрение инноваций в ритейле: основные преимущества и недостатки. URL: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/c/2014/C40/V2/025.pdf (дата обращения 20.10.2019).
4. Макаренко В.И. Использование инновационных технологий в сфере торговли //  Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки, 2016. – №3.
5. Мировой бизнес: главная угроза // Эксперт, 2018. – №10(1066).
6. RFID технология в розничной торговле. URL:  http://asupro.com/gps-gsm/system/rfid-technology-retail.html(дата обращения 20.10.2019).