Статья:

Механизм (технология) определения конкурентного уровня цен при создании судов и морской техники для государственных нужд с учетом их потребительских свойств и эффективности производства

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Ценообразование

Выходные данные
Грицан А.Б. Механизм (технология) определения конкурентного уровня цен при создании судов и морской техники для государственных нужд с учетом их потребительских свойств и эффективности производства // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 3(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 54-61.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Механизм (технология) определения конкурентного уровня цен при создании судов и морской техники для государственных нужд с учетом их потребительских свойств и эффективности производства

Грицан Александр Борисович
заместитель директора по ценообразованию, отраслевой научно-технический центр ценообразования, трудоемкости и нормирования труда судостроительной промышленности (ОНТЦ «Румб»), АО «Центр технологии судостроения и судоремонта», РФ, г. Санкт-Петербург

 

The mechanism (technique) of assessment of competitive level of ship prices based on the ship economic value, as a measure of economic effectiveness for the shipowner, and efficiency of ship production as measure of yard competitiveness (for federal acquisition of ships)

 

Alexander Gritsan

The deputy director, Shipbuilding scientific and technical center of price and labor man-hours evaluation of construction and repair of ships (SSTC «Rumb»), Joint Stock Corporation “Shipbuilding & Shiprepair Technology Center” (JSC "SSTC"), Russia, Saint-Petersburg

 

Аннотация. Современная практика ценообразования на суда подтверждает необходимость создания механизма (технологии) определения конкурентного уровня цен при создании судов для государственных нужд с учетом их потребительских свойств и эффективности производства, особенно для случаев при заключении контракта с единственным поставщиком. В статье рассматриваются необходимые элементы такого механизма, его функционирование и методы оценки затрат на постройку судов и конкурентного уровня цен судов.

Abstract. Current practice of pricing in shipbuilding needs the mechanism (technique) of assessment of competitive level of ship prices based on the ship economic value, as a measure of economic effectiveness for the shipowner, and efficiency of ship production as measure of yard competitiveness (for federal acquisition of ships). The paper presents necessary elements of such a mechanism and results of studies of assessment ship building costs and competitive level of ship prices.

 

Ключевые слова: механизм определения конкурентного уровня цен на суда; государственные нужды; конкурентоспособность верфи; потребительские свойства судна.

Keywords: technique of assessment of competitive level of ship prices; federal acquisition of ships; yard competitiveness; ship economic value.

 

Государство является крупнейшим участником рынка по закупке товаров и услуг. Поэтому достоверность и обоснованность цен на продукцию для государственных нужд, контроль за эффективностью использования бюджетных средств в процессе создания и закупки продукции всегда будут обязательны и востребованы.

В настоящее время в российском законодательстве главный акцент делается на использование рыночных методов и процедур определения конкурентного уровня цен. На гражданскую продукцию такой подход в качестве приоритетного установлен в [1].

Однако в случае использования затратного метода сложившийся в настоящее время подход к ценообразованию на суда и морскую технику для государственных нужд в значительной мере основывается на принципе возмещения индивидуальных издержек судостроительных предприятий, зачастую содержащих завышенные затраты, вызванные недостатками в организации производства и бесхозяйственностью. Такой подход, особенно в случаях согласования договорных цен на суда затратным методом, позволяет им получать прибыль, не зависящую от эффективности хозяйствования. Это создает судостроительным предприятиям прямую заинтересованность в завышении цен без реального роста эффективности производства.

Экономически неоправданные подходы к ценообразованию приводят к отсутствию заинтересованности в экономии всех видов ресурсов при строительстве судов и морской техники, поставляемых для государственных нужд.

При формировании начальных (максимальных) цен на поставку судов и морской техники для государственных нужд, так, и в предус­мотренных [1] случаях, при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) актуальным вопросом является определение конкурентного уровня цены.

Принятых Правительством и федеральными органами РФ мер только законотворческого характера недостаточно для создания эффективной системы ценообразования на продукцию с длительным циклом производства, поставляемую для государственных нужд.

Главной задачей в настоящее время является создание механизма (технологии) определения и формирования конкурентного уровня цен на базе эффективной системы ценообразования, имеющей противо­затратный характер [2, 3], особенно для случаев при заключении контракта с единственным поставщиком.

Противозатратная система ценообразования – это система, препят­ствующая возникновению излишних или не обоснованных объективными факторами затрат. Противозатратная методология ценообразования позволяет учесть не только цену производства судна, но и цену его потребления. Она направлена на стимулирование ресурсосбережения, включая снижение трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости продукции.

Конкурентный уровень цен на суда зависит от таких факторов как:

·      обоснованность затрат на строительство судна;

·      потребительские свойства судна;

·      эффективность производства верфи-строителя судна.

Рассмотрим механизм определения конкурентного уровня цен (рис. 1).

 

Рисунок 1. Функционирование механизма (технологии) определения конкурентного уровня цен при создании судов и морской техники для государственных нужд с учетом их потребительских свойств и эффективности производства

 

Первой составляющей такого механизма является обоснован­ность затрат на строительство судна (как основы для формирования нижнего предела цены), которая достигается посредством проведения ряда различных процедур, как-то:

· проведение, начиная с ранних стадий проектирования судна, постоянно действующей технико-экономической экспертизы цен;

· создания прогрессивной нормативной базы на все виды основных производственных ресурсов (включая накладные расходы);

· создания методической базы для определения конкурентного уровня цен на суда и морскую технику;

· создания методической базы для определения уровня конку­рентоспособности верфей;

· создания информационно-аналитической базы для определения уровня конкурентоспособности верфей и конкурентного уровня цен;

· проведение функционально-стоимостного анализа на стадии проектирования судна для снижения и оптимизации затрат, ибо известно, что нерациональный уровень будущих затрат на строительство судов на 80 % обусловлен теми неоптимальными решениями, которые принимаются на стадиях проектирования;

· создание 3D-моделей «цифровая верфь» для допостроечного виртуального моделирования процессов постройки судна с целью снижения и оптимизации затрат на его постройку;

· контроля и сопоставления затрат на строительство судов и морской техники на отечественных судостроительных предприятиях и за рубежом. Для этих целей целесообразно использовать показатели, позволяющие сопоставлять уровень затрат на постройку различных типов судов на судостроительных заводах отрасли, аналогично исполь­зуемому за рубежом показателю стоимости одной приведенной регистровой тонны, исчисляемому на базе представительных рыночных цен на суда;

· использование конкурентных процедур для определения цен и размещения заказов на суда и морскую технику на судостроительных предприятиях отрасли.

Другой не менее важной частью механизма определения конку­рентного уровня цен является учет потребительской ценности судна для покупателя. Для покупателя ценность приобретаемого судна определяется прежде всего потребительскими свойствами этого судна. На судостроительном рынке, характеризующимся высокой степенью конкуренции, заказчик осуществляет процесс выбора необходимого ему судна (или его завода-строителя) исходя из его конкурентных потре­бительских свойств, выясняя степень их соответствия собственной потребности. При этом он стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств судна и рас­ходами по его приобретению и использованию, т. е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. Потребительские свойства судна – это совокупность технико-экономических характе­ристик, позволяющих заказчику решать поставленные задачи с заданной степенью эффективности.

Потребительская ценность (свойства) судна в экономическом смысле характеризует способность судна обеспечивать требуемую норму рентабельности на вложенные в покупку и эксплуатацию судна средства. Определение конкурентного уровня цены судна на основе его потребительской ценности для покупателя представляет собой метод оценки, основанный на определении ожидаемых доходов и расходов от использования судна в течение срока эксплуатации с обеспечением необходимой нормы рентабельности.

Цена, обеспечивающая покупателю безубыточность эксплуатации судна в течение его срока службы, является верхним пределом цены судна.

Нижний предел цены судна определяется себестоимостью его строительства, поскольку меньшая цена не обеспечивает верфи покрытие затрат. Себестоимость строительства судна на верфи зависит от уровня ее конкурентоспособности по затратам, то есть ценовой конкуренто­способности.

Конкурентоспособность верфи является третьим звеном механизма определения конкурентного уровня цен и определяется уровнем эффективности производства верфи, которое в свою очередь характе­ризуется качеством выполненных работ, сроками, уровнем затрат на строительство судна и др.

Между нижней и верхней границами цен лежит интервал значений конкурентной цены, удовлетворяющий как покупателя судна, так и судостроительную верфь. Конкретное значение цены согласовывается между покупателем и верфью в зависимости от реальных конъюнктурных условий, существующих на рынке и степени конкуренции в процессе проведения торгов (тендеров, конкурсов и т. д.)

Размер интервала между нижней и верхней границами цены судна зависит от конъюнктуры, сложившейся как на рынке судостроения и смежных с ним рынков (металлов, рабочей силы, судового оборудования и других), так и на рынке судоходства и смежных с ним рынков (поддержанных судов, судов сдаваемых на слом и др.), от структуры спроса и тенденций развития ситуации на этих рынка.

В соответствии с [2] метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) предусматривается в качестве приоритетного при определении конкурентного уровня цен на суда. Предлагаются к использованию три разновидности метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка):

· определение конкурентного уровня цены искомого судна на основе сопоставления показателей его потребительских свойств с аналогичными свойствами судов-аналогов;

· определение доходным методом верхнего предела рыночной цены базового судна на основе показателей потребительских свойств судна, определяющих эффективность его эксплуатации;

· определение конкурентного уровня цены искомого судна на основе сопоставления показателей эффективности производства конкурентных верфей-строителей.

По нашему мнению, одним из наиболее эффективных средств контроля за обоснованностью цен на суда на всех стадиях их создания, является постоянно действующая технико-экономическая экспертиза цен и наличие информационно-аналитической базы для определения уровня конкурентоспособности верфей и конкурентного уровня цен.

Разработанные методические рекомендации по вопросам конку­рентоспособности верфи [5] и определения конкурентного уровня цен на суда и морскую технику [6], а также положение о порядке проведения технико-экономической экспертизы цен [7] позволяет стать методи­ческой основой для создания механизма образования конкурентного уровня цен на суда и морскую технику, основные элементы которого представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Основные элементы механизма (технологии) образования конкурентного уровня цен на суда и морскую технику

 

В заключении отметим, что система экспертизы цен на граж­данские суда существовала в судостроительной промышленности в советский период. Экспертиза цен проводилась начиная с ранних стадий проектирования судна, а после заключения договора на постройку судна экспертиза договорной цены проводилась при необходимости. Экспертиза цен на стадии строительства судна проводилась в следующих случаях:

·      при рассмотрении предложений по изменению цены судна;

·      в случае возникновения разногласий между Заказчиком и заводом-строителем судна.

Существовавшая в то время система ценообразования на суда комплексно охватывала все этапы создания и эксплуатации судов, производя контроль за обоснованностью цен и затрат, начиная с ранних стадий проектирования. После 1991 года этот порядок был утрачен.

С нашей точки зрения использование эффективной системы ценообразования на базе экспертизы цен и современного механизма формирования конкурентного уровня цен на суда обеспечит противозатратный характер ценообразования, снижение издержек производства за счет строительства судов на конкурентоспособных верфях, учет потребительских свойств судна для покупателя.

Практика проведения в судостроительной промышленности технико-экономических экспертиз цен строящихся судов показала, что спорадическое проведение экспертиз цен по требованию заказчиков, невысокое качество расчетов цен, выполняемых проектантами, слабая предконтрактная проработка цен заводами-строителями подтверждает необходимость постоянного контроля за обоснованностью разрабаты­ваемых цен, начиная с ранних стадий проектирования.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 
2. Грицан А.Б. Создание противозатратной системы ценообразования на продукцию оборонного назначения с длительным циклом изготовления // Морской вестник. – 2014. – № 3 – С. 111-114.
3. Грицан А.Б. Создание противозатратной системы ценообразования на продукцию оборонного назначения с длительным циклом изготовления // Морской вестник. – 2015. – № 1 – С. 41-44.
4. ГКЛИ.3500-019-2017 Методические рекомендации по определению уровня конкурентоспособности верфи на базе показателей эффективности ее производства, АО «ЦТСС».
5. ГКЛИ.3500-023-2017 Методические рекомендации по определению конкурентного уровня цен на суда и морскую технику на основе сопоставления показателей их потребительских свойств и эффективности производства, АО «ЦТСС».
6. ГКЛИ.3500-021-2017 Положение о порядке проведения экспертизы стоимости (цены) и трудоемкости строительства судов и морской техники на стадиях проектирования и строительства, АО «ЦТСС».