ПРОГНОЗЫ ОСНОВНЫХ РИСКОВ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ В РОССИИ
Конференция: LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Финансы, денежное обращение и кредит
LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
ПРОГНОЗЫ ОСНОВНЫХ РИСКОВ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ В РОССИИ
Аннотация. В статье рассмотрены основные экономические риски на финансовом рынке, была представлена динамика и проанализирован прогноз таких показателей как ВВП и инфляция.
Ключевые слова: риск; ВВП; инфляция; прогноз; показатель; экономика; рынок; денежно-кредитная политика.
Риски являются неотъемлемой составляющей во всех сферах деятельности, поэтому финансовый рынок также находится под воздействием какого-либо риска. На рисунке 1 представлены различные группы рисков в Российской экономике, которые могут повлиять на развитие и стабильность финансового рынка, что может повлечь за собой неблагоприятные события для экономики страны.
Рисунок 1. Риски на финансовом рынке
Первая группа рисков связана с обострением геополитической обстановки и введением новых санкций против России, из-за чего углубляется разрыв между российским и мировыми рынками. В целом, в конце 2023 года, Россия адаптировалась к ограничениям и экономические показатели стабилизировались, но невозможно исключать ухудшение геополитической ситуации. Несмотря на рост объемов торговли с Востоком (Египет, Иран, Турция, АОЭ и т.д), объемы торговли с недружественными странами упали более чем в три раза, а к 2030 году по прогнозу падение будет пятикратным[2].
Рисунок 2. Объем и динамика ВВП Российской Федерации за 2022-2025гг.
Европейские страны, которые хотят отказаться от Российского топлива, закупились им в 2023 году на 6,1 млрд. евро, так как они не могут сразу же прекратить поставки [3]. На данный момент в Европе стремятся отказаться от Российского ископаемого топлива, нефти и газа. В этом случае экономический спад может продлиться до 2024 года, а новые антироссийские санкции могут привести к глобальному финансовому и экономическому кризису, сравнимым по масштабам с кризисом в 2007-2008 годах. Реализация геополитической напряженности приведет к снижению внешнего спроса и ухудшению экспорта, а также осложнит адаптацию к новым условиям, что может негативно отразиться на объеме ВВП. Рассмотрим динамику ВВП за 2022-2023 года и на плановый период 2024-2025 годов [1]:
Рисунок 3. Инфляция в России
Если ситуация останется прежней и геополитическая обстановка не обострится, ВВП будет изменяться соответственно прогнозам и в 2024 году вырастет на 3,4% по сравнению с 2023, таким образом, уровень ВВП будет оставаться на уровне 2,6%. В худшем случае, аналитики утверждают, чтопоказательпродолжит падать в 2024 и только в 2025 вернется к росту на 1%.
Вторая группа рисков связана с замедлением экономики России на фоне ускорения инфляции. Рассмотрим статистику инфляции от Министерства экономического развития на 2023-2025гг [4].
Рисунок 4. Динамика объемов дефицита федерального бюджета в 2022–2026 годах
Инфляция в 2023 году отразилась на ценах товаров и услуг. В дальнейшем ожидается стабилизация инфляции под влиянием жесткой денежно-кредитной политики, но возможен риск роста цен, который приведет к тому, что индексация тарифов в 2024 году окажется выше, чем планировалось. У экспертов есть определенные сомнения по поводу стабилизации цен в 2024 году, поэтому они ожидают, что уровень цен на товары и услуги вырастет на 5% к концу года [5].К причинам роста инфляции относятся ослабление курса рубля, поддержка внутреннего спроса, рост издержек бизнеса на труд и н логистику импортируемых товаров, а также поддержка внутреннего спроса. Главным фактором, влияющим на инфляцию, будет положение национальной валюты – резкое ослабление российского рубля активно скажется на ценах.
Следующие финансовые риски связаны с недостаточным финансированием запланированных мероприятий и с покрытием дефицита федерального бюджета. В 2024–2026 годах федеральный бюджет планируется с дефицитом на все три года [6]:
Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2024–2026 годах являются поступления от размещения государственных ценных бумаг в валюте Российской Федерации, в случае неисполнения параметров государственных заимствований, учтенных в проекте федерального бюджета на 2024–2026 годы, возникнет риск недостаточности финансирования для покрытия дефицита федерального бюджета.
Также для источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета учтено привлечение займов Нового банка развития (НБР). НБР приостановил финансирование проектов в России на неопределенный срок из-за потенциальных рисков, связанных с санкциями, поэтому существует риск отказа финансирования со стороны НБР, в этом случае реализация проектов будет возможна только за счет средств федерального бюджета и иных источников, что вызовет определенные сложности [6].
Чрезмерное ужесточение денежно-кредитной политики также является риском. Она поможет решить множество проблем, например, обеспечить балансировку спроса и предложения с помощью ограничения спроса, но также могут возникнуть серьезные негативные последствия, так как такая политика может помешать привлечению инвестиций и насыщению внутреннего рынка продукцией, а также уменьшению экономического роста и к увеличению безработицы.
Таким образом, существуют основные группы рисков, которые могут повлиять на финансовые рынки в 2024-2026 годах. Прогнозы в основном положительные, но внезапный спад в экономике не исключается. Многое зависит от геополитической ситуации и от последующих действий Центрального Банка РФ.
Предотвращение рисков - это сложная и многогранная задача, зависящая от многих факторов. В данной обстановке конфликта, государство, чтобы минимизировать риски и предотвратить спад экономики, может проводить программы экономической помощи, содействовать инфраструктуре и стимулировать развитие, так как на дальнейшее введение санкций против России правительство повлиять не может, возможно только создавать меры для адаптации к новым условиям.
Чтобы стабилизировать инфляцию, Центральный Банк должен воспользоваться инструментами монетарной и фискальной политики, а также регулировать цены на товары и услуги, но это может привести к ужесточению денежно-кредитной политики. Также проект о финансирование государственного дефицита содержит определенные недочеты и нуждается в доработках.