Статья:

Учет рисков при реализации механизма государственно-частного партнерства на примере Орловской области

Конференция: VI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Экономика

Выходные данные
Внукова Е.М. Учет рисков при реализации механизма государственно-частного партнерства на примере Орловской области // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 59-64.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Учет рисков при реализации механизма государственно-частного партнерства на примере Орловской области

Внукова Елена Михайловна
канд. экон. наук, преподаватель Многопрофильного колледжа ФГБОУ ВО «Орловский ГАУ им. Н.В. Парахина», Россия, г. Орел

 

Accounting for risks in the implementation of the mechanism of public-private partnership in the Orel region

 

Elena Vnukova

candidate of economic sciences, Teacher of the Multidisciplinary College

FGBOU VO "Orlovsky State Technical University. NV Parakhina », Russia, Orel

 

Аннотация. В настоящей статье приведен пример использования  механизма государственно-частного партнёрства в сфере строительства социальных объектов, как одного из эффективных и перспективных инструментов решения задачи модернизации и развития региональной экономики. В статье озвучены проблемы и риски, при реализации проектов ГЧП, в том числе регионального характера.

Abstract. This article shows an example of the use of the mechanism of public-private partnership in the construction of social facilities, as one of the most effective and promising tools for solving the problem of modernization and development of the regional economy. The article outlines the problems and risks when implementing PPP projects, including regional ones.

 

Ключевые слова: государственно-частное партнёрство; региональная экономика; риски; финансовая устойчивость; ставка дисконтирования

Keywords: public-private partnership; regional economy; risks; financial stability; discount rate

 

В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», партнерство частного бизнеса и государства способно значительно снизить нагрузку на бюджет за счет привлечения частных инвестиций и переложить часть затрат на конечного пользователя, расширить систему привлечения кадрового потенциала, использовать более современные системы технологического и технического обслуживания, в частности в строительном производстве учесть факторы ресурсосбережения и энергоэффективности.

Успешная совместная работа государственно-частного партнерства зависит от многих факторов, в том числе надежности и доверия партнеров, внутренних и внешних факторов среды, конкурентоспособности, развитости рынка и других факторов, при которых развивается такое сотрудничество. В связи с этим, особую роль играет оценка возможных рисков реализации проектов государственно-частного партнерства для успешного их осуществления.[1], с. 113

Развитие спорта в малых городах, таких как город Ливны Орловской области, способствует развитию спорта в целом в стране, так как именно малые города  функционально дополняют базу региональных центров, а так же формируют спортивную территориальную структуру хозяйства России, осуществляя экономическую и социальную взаимосвязь региональных центров и крупных городов.

В настоящее время в городе Ливны сложились все предпосылки для развития спорта, которые выражены как демографическим, так и социальным характером развития региона.

Показатель числа жителей города, желающих заниматься спортом в г.Ливны, составляет  10,4 % при численности населения города - около 50 тыс. человек, объясняется тем, что основной причиной является отсутствие развитой спортивной и оздоровительной инфраструктурой города и мест для проведения спортивных мероприятий.

В настоящее время физкультурно-оздоровительная работа со взрослым населением в городе Ливны значительно сократилась. И в первую очередь это связано не только с сокращением числа промышленных предприятий в городе, которые обеспечивали занятость и досуг большинства трудящегося населения, но также и нехваткой, порой и отсутствием оборудованных спортивных площадок, комнат для занятия спортом в свободное от работы время, а так же необходимого для этого спортивного оборудования и инвентаря. Единственный имеющийся физкультурный зал, принадлежащий АО «Ливгидромаш», требует  ремонта и замены существующего инвентаря.

Физическая культура и спорт являются важнейшими факторами также и для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями. Физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия позволяют восстановить физическое и психическое  равновесие, дают новые возможности самообслуживания и, в итоге, возврата к активной жизни.

Поэтому именно новый спортивный центр позволит удовлетворить потребности в спорте, как и индивидуального, так и общественного характера в полной мере.

Проект государственно-частного партнерства по завершению строительства спортивно-оздоровительного центра в г. Ливны носит затратный характер, так как ориентирован преимущественно на получение социального эффекта. Социальные потребности осуществления инвестиционного проекта государственно-частного партнерства для общества в целом выражаются в создании новых мест для занятия спортом, обновление существующей в городе спортивной инфраструктуры, и расширению услуг по реабилитации населения с ограниченными возможностями.

Вместе с тем работникам предприятия-партнера предполагается предоставление различных льготных условий – бесплатных абонементов на посещение секций спортивно-оздоровительного центра, что окажет значительное влияние на развитие спортивной жизни работающих в ОАО «Ливгидромаш» в целом.

При проведении анализа рисков механизма государственно-частного партнерства, где финансирование будет осуществляться за счет средств муниципального бюджета Орловского района и частных инвестиций предприятия ОАО «Ливгидромаш». В процессе анализа проводится как качественный, так и количественный анализ рисков.

Последовательность анализа риска включает – выявление объективных, субъективных, и других факторов, оказывающих влияние на уровень конкретного риска, определение степени значимости этих показателей, установка допустимого уровня риска, формирование предложений по оптимизации конкретного риска для конкретного проекта, и другие этапы. [2,с.86]

Методика оценки рисков государственно-частного партнерства как модели инвестирования спортивно-оздоровительного центра в г. Ливны основана на совместном применении проектного, систематического и форс-мажорного рисков.

Общий риск складывается из суммы проектного, систематического и форс-мажорного рисков:

R = 0,7Rp + 0,2Rs + 0,1Rfm,  где Rp - проектные риски; Rs - систематические риски; Rfm - форс-мажорные риски.

Общий риск проекта государственно-частного партнерства как системы финансирования спортивно-оздоровительного центра в г. Ливны составляет:

R = 0,7×29 + 0,2×50 + 0,1×50 = 35,3                                                      

После проведения качественного анализа необходимо проведение и количественного анализа инвестиционных рисков с последующим выводом ставки дисконтирования. Чистую приведенную стоимость проекта (NPV) вычислим по формуле:

,  где  - инвестиционные затраты;

-средневзвешенное значение потенциально возможных потоков денежных поступлений; - коэффициент дисконтирования.

, где  r – ставка дисконтирования

Ставку дисконтирования в проекте государственно-частного партнерства рассчитаем с учетом коэффициента, определяющего изменение цен на акции компании по сравнению с изменением цен на акции по всем компаниям данного сегмента рынка.

Re = Rf +β × (Rm-Rf) , где Rf - безрисковая ставка дохода; β - коэффициент, определяющий изменение цен на акции компании по сравнению с изменением цен на акции по всем компаниям данного сегмента рынка;

Rm - среднерыночные ставки доходности на фондовом рынке;

(Rm-Rf) - премия за рыночный риск.

Исходя их расчетов, чистая приведенная стоимость проекта государственно-частного партнерства будет равна: NPV = 188 692 руб  > 1, следовательно, проект  государственно-частного партнерства может быть признан привлекательным с инвестиционной точки зрения.

 

Рисунок 1. Распределение рисков между участниками государственно-частного партнерства объекта завершения строительства спортивно-оздоровительного центра в г.Ливны

 

Риски целесообразно равномерно разделять между частным сектором и государством. Для снижения уровня рисков необходима активная работа с населением и общественными организациями по информированию и согласованию всех критерий проекта, гарантий соблюдения законодательства, нормативных требований и стандартов, прав и свобод граждан.

Поэтому подготовительные мероприятия со стороны государства, должны быть направлены на решение существующих и потенциальных проблем в сфере государственно-частного партнерства, а также на полную и качественную подготовку и эффективное управление проектом, которые могут существенно понизить уровень многочисленных рисков. [2,с.109]

В связи с действующими проектными, систематическими и форс-мажорными рисками, наибольшее количество которых приходится на муниципалитет, требуется усиленный контроль за расходованием средств и участием второй стороны в проекте государственно-частного партнерства. Для минимизации существующих рисков необходимо более тщательно подходить к выбору партнера - концессионера, учитывая его платежеспособность и финансовую устойчивость. Поэтому, несмотря на влияние рисков, в качестве партнера по инвестированию спортивно-оздоровительного центра наиболее подходящим партнером по финансированию муниципального объекта строительства спортивного комплекса в г.Ливны, является ОАО «Ливгидромаш», один из наиболее крупных промышленных комплексов в Орловской области и имеет высокий и гарантированный рост платежеспособности и финансовой устойчивости.

 

Список литературы:
1. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В. Г. Варнавский, А. В. Клименко, В. А. Королев и др. ; Гос. Ун-т - Высшая школа экономики. - М. : Изд. дом Гос. Ун-та - Высшей школы экономики, 2010.
2. Кабашкин, В.А. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации [Текст]: учебное пособие / В. А. Кабашкин. - М.: Де-ло, 2011. - 120 c.