Статья:

Стратегический анализ гипермаркета товаров для дома и сада

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Оболенская А.Г., Латипова И.Ш. Стратегический анализ гипермаркета товаров для дома и сада // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 42-46.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Стратегический анализ гипермаркета товаров для дома и сада

Оболенская Алёна Германовна
кандидат экономических наук, доцент, Институт психологии УрГПУ, ФБГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», РФ, Екатеринбург
Латипова Ильнара Шамиловна
магистрант, Институт менеджмента и права, УрГПУ, ФБГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», РФ, Екатеринбург

 

Strategic analysis of a hypermarket of the goods for the house and garden

 

Obolensky Alyona

Candidate of Economic Sciences, associate Professor, Ural state pedagogical University FBGOU VPO "Ural state pedagogical University", Russia, Yekaterinburg

Latipova Ilnar

Graduate of the Institute of management and law, Ural state pedagogical University FBGOU VPO "Ural state pedagogical University", Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. В статье представлен анализ гипермаркета товаров для дома и сада, проведенный на основании современных методик (SWOT, SNW, портфельный анализ, матрица БКГ, матрица General Electric/McKinsey). По его результатам приведены рекомендации, направленные в сторону стратегического планирования организации.

Abstract. The article presents the analysis of a hypermarket of the goods for the house and garden, held on the basis of modern methods (SWOT, SNW, portfolio analysis, BCG matrix, General Electric matrix/McKinsey). According to the results, the recommendations to determine priority directions of development of the organization.

 

Ключевые слова: стратегический анализ; организация; стратегическое планирование.

Keywords: strategic analysis; organization; strategic planning.

 

Понятие стратегического планирования многими учеными трактуется по-разному [1, 2, 3]. В данной статье мы возьмем определение Э.А. Уткина, это определение с точки зрения рассмотрения стратегического планирования как функции управления наиболее корректно. Э.А. Уткин под стратегическим планированием понимает «особый вид практической деятельности людей - плановую работу, состоящую в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды» [3].

Рассмотрев понятия стратегическое планирование, мы приступим к рассмотрению термина гипермаркет. Гипермаркет – это формат розничного магазина, объединяющий в себе принципы магазина самообслуживания и магазина, разделенного на торговые отделы. Многие гипермаркеты относятся к форматам Do It Yourself (DIY), в переводе – «Сделай это сам». Гипермаркеты формата DIY – это магазины, в которых продаются товары для самостоятельной работы по дому. В магазинах такого формата представлены: декоративно-отделочные и строительные материалы, напольные покрытия и плитка, освещение и оборудование для водоснабжения, обогрева и охлаждения, кухни, инструменты и сантехника, скобяные и столярные изделия, а также товары для дачи и сада.

Целью данной работы является продемонстрировать возможности современного стратегического анализа применительно к гипермаркету товаров для дома и сада; и представить рекомендации, направленные на стратегическое планирование организации.

Актуальность темы заключается в том, что современный темп изменений в экономике является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей.

Представим результаты стратегического анализа с использованием различных инструментов.

SWOT–анализ гипермаркета товаров для дома и сада представлен в таблице 1.

Таблица 1. 

SWOT – анализ гипермаркета товаров для дома и сада

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Деньги могут перекидываться с головного офиса;

2. Производство собственной продукции;

3. Проведение мероприятий (на день защиты детей, день строителей);

4. Система обучения всех сотрудников;

5. Удобное расположение магазина.

1.     Высокая текучесть кадров;

2.     Отсутствие постоянного информирования работников о работах, недостаточная обратная связь;

 

 

Внешняя среда

Возможности

Угрозы

1.     Уменьшение налога;

2.     Помощь строительным организациям;

3.     Участие в благотворительных фондах.

1.     Конкуренция;

2.     Инфляция;

3.     Лабильность валют.

 

 

Для поиска положительной синергии и устранения отрицательной строится сводная таблица (соотнесение каждой силы и слабости с каждой возможностью и угрозой). Из данной таблицы можно сделать вывод, что основной угрозой для организации является конкурентоспособность, так как рынок с товарами и услугами для дома и сада большой. Основным преимуществом организации является то, что деньги могут перекидываться с головного офиса, что возможно не во всех организациях.

После проведения SNW –анализа сильными позициями рассматриваемой организации оказались: организационная структура. В данной организации существует линейно- функциональная структура управления. Данная схема управления включает линейные подразделения, которые выполняют в организации основную работу, а также функциональные обслуживающие подразделения. Линейные звенья занимаются принятием решений на своем уровне, подразделения же помогают руководителю принимать и вырабатывать решения, а также информируют его. Также одной из сильной позицией является конкурентоспособность организации (в качестве конкурентоспособности можно выделить следующие критерии: известность бренда, широкий ассортимент продукции, удобное расположение магазина, низкие цены на товар). Послепродажное обслуживание является одной из сильной позиции гипермаркета, так как данная организация после продажи товара предоставляет гарантию на товар, дополнительные услуги (колеровка красок, услуга оверлок, доставка и т.д.). Большое внимание в данной организации уделяется корпоративной культуре (проведение корпоративных мероприятий, мероприятий ко дню строителя, день защиты детей и т.д.). Слабой позицией оказалось качество персонала в целом, так как в данной организации большая текучесть кадров. Остальные позиции были определены как нейтральные.

 

Рисунок 1 – Портфельный анализ

 

Портфельный анализ (рис.1) дает понять, что помимо качественного обслуживания покупателя, есть необходимость предоставить покупателям послепродажное обслуживание, а также дать оценку работы продавца-консультанта.

Классические методы стратегического анализа – Матрица БКГ и матрица General Electric/McKinsey представлены в работах И. Ансоффа [1].

Анализ на основе матрицы БКГ показал, что в настоящий момент гипермаркет занимает позицию лидера на французском рынке розничной торговли для дома и ремонта, а также данные магазины открыты в Польше и в России. По матрице БКГ можно сказать, что гипермаркет занимает позицию звезда, так как у данной компании высокая доля рынка. А также имеет преимущественно высокий темп роста, так как за 10 лет в России был открыт 21 гипермаркет.

После проведения анализа оценки отраслевой привлекательности (матрица General Electric/McKinsey) был сделан вывод о том, что привлекательность отрасли и конкурентная позиция – средняя: концентрация инвестиций на направлениях с высокой доходностью и относительно низкой степенью риска.

Таким образом, проведенный на основании современных методик (SWOT, SNW, портфельный анализ, матрица БКГ, матрица General Electric/McKinsey) анализ гипермаркета товаров для дома и сада показал, что основным преимуществом данного гипермаркета является то, что у данной организации есть головной офис. При ситуации, когда гипермаркету нужны будут деньги, они могут перекидываться с головного офиса или других магазинов.

Также на основании анализа рынка мы выявили, что конкуренция в данной отрасли высокая, но, несмотря на это одним из преимуществ гипермаркета является конкурентоспособность, что проявляется в известности бренда, широком ассортименте продукции, удобном расположении магазина, низких ценах на товар, а также данная компания занимается производством собственного товара.

Послепродажное обслуживание в данном гипермаркете является еще одним преимуществом, так как после продажи товара, данный магазин предоставляет гарантию на товар, и дополнительные услуги.

Основным минусом в данной организации является текучесть кадров, что в принципе характерно для таких организаций.

Таким образом, проведя анализ гипермаркета товаров для дома и сада по обозначенным методикам, можно дать следующие рекомендации, направленные на определения приоритетных направлений развития организации:

·   сохранить статус известного бренда; ввести новый ассортимент продукции, и улучшить его качество; улучшить обслуживание покупателей;

·   устанавливать партнерские отношения с поставщиками;

·   повысить удовлетворенность трудом сотрудников;

·   развивать корпоративную культуру.

 

Список литературы:
1. Ансофф И. Стратегическое управление. Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предис. Л.И. Евенко. М.: Экономика, 1989. 519 с.
2. Оболенская А.Г., Попова Л.В., Инструменты стратегического анализа для образовательных организаций общего образования: сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции «Молодежь в XXI веке: философия, психология, право, педагогика, экономика и менеджмент» [Текст] / ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т»; под науч. ред. И. А. Симоновой, М.С. Кривощековой, П.В. Кропотухиной, Е.М. Алексеевой.  Екатеринбург: 2016. 275 с.
3. Стратегическое планирование [Текст]: учебник / Под ред. Уткина Э.А. ¬ М : ТАНДЕМ, 1999. ¬ 440 с.