Анализ зарубежного опыта по борьбе с картелями
Конференция: XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономическая безопасность
XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Анализ зарубежного опыта по борьбе с картелями
Analysis of foreign experience in struggling against cartels
Akhmet Sultan
doctoral student of the Academy of Public Administration under the President of the Republic of Kazakhstan, Kazakhstan, Astana
Аннотация. Картели представляют большую угрозу для экономики любой страны. Опыт передовых стран по борьбе с картелями может быть использован другими развивающимися странами. Изучение опыта Великобритании и Японии показывает, что для определения вероятности появления картеля на рынке используют экономическую модель logit. Более того, в целях сбора информации и улик активно используют метод допроса и обыска. Кроме этого, для повышения эффективности борьбы с картелями широко применяется программа снисходительности.
Abstract. Cartels pose a great threat to the economy of any country. Experience of developed countries in struggling against cartels can be used by other developing countries. A study of the experience of Great Britain and Japan shows that the logit economic model is used to determine the possibility of a cartel appearing on the market. Moreover, in order to gather information and evidence actively use the method of interrogation and search. In addition, a program of leniency is widely used to increase the effectiveness of the struggling against cartels.
Ключевые слова: картель; картельное соглашение, расследование; допрос; обыск; программа снисходительности.
Keywords: cartel; cartel agreement, investigation; interrogation; search; program of leniency.
Конкуренция является важной составной частью экономики. В связи с этим все страны с рыночной экономикой принимают меры по ее защите. Известно, что большую угрозу для экономики страны представляют картели и поэтому практически все развитые государства не жалеют сил и ресурсов в борьбе с ними. Их накопленный опыт в этой сфере очень важен для развивающихся стран. В этой работе будет рассмотрен опыт Великобритании и Японии по борьбе с картелями.
В Великобритании под картельными соглашениями понимают соглашения между субъектами рынка с целью ограничения конкуренции, а также повышения цен и прибыли. Под понятием картелю подразумевают договор между субъектами рынка, заключенный с целью не конкурировать друг с другом. Члены картеля договариваются:
· о фиксировании цен либо скидок (кредитных) условий, предоставляемых клиентам;
· о сговоре на торгах: определяют, кому из них следует заполучить контракт в условиях конкурентного тендерного процесса;
· о разделе рынка: определяя потребителей или географические регионы, которые они будут снабжать, либо, предотвращая вхождение на рынок новых конкурентов, в том числе зарубежных;
· о квотах (ограничениях) на производство: ограничивая уровни продуктов или услуг, предоставляемых на рынок с целью увеличения цен.
Антимонопольный орган Великобритании считает, что картели могут образоваться практически в каждой отрасли и могут затрагивать товары и услуги на разных уровнях жизненного цикла производства [2]. В зависимости от структуры либо метода функционирования некоторые отрасли могут быть более предрасположены к картелям, нежели другие. Таким образом, вероятность заключения картеля наиболее высока в отраслях, где:
· существуют несколько конкурентов;
· товары либо услуги на рынке имеют схожие характеристики;
· налажены каналы взаимодействия между конкурентами (к примеру, торговые ассоциации).
Также в Великобритании для определения вероятности появления картеля на рынке используют экономическую модель logit, основанную на отобранных с помощью экономического анализа показателей и их эмпирических данных. В качестве переменных выступают: общий оборот рынка; общий оборот на субъект рынка; общие капитальные затраты на субъект рынка; общие трудовые затраты на работника на рынке; общие трудовые затраты на субъект рынка; прирост оборота на субъект рынка; стандартное отклонение среднего прироста оборота субъекта рынка; показатель концентрации рынка (С3) и другие [1, 2].
В Великобритании и Японии разграничить картельные соглашения и согласованные действия очень трудно. Ключевой разницей является тот факт, что согласованные действия имеют место быть в случае неформального координирования действий субъектов на рынке без достижения любого формального соглашения или решения.
В этих странах при открытии расследовании против картелей формируется группа из числа сотрудников антимонопольной службы и при необходимости привлекаются другие эксперты из других государственных органов и отраслевых ассоциации. На первом этапе происходит сбор информации с помощью официальных запросов от субъектов рынка, государственных органов и отраслевых организацией. В этих странах за не предоставление или предоставление ложной информации караются штрафными санкциями вплоть до уголовной ответственности, если дело касается картелей.
Расследование картелей в Великобритании и Японии не обходится без допросов сотрудников и обыска помещений с целью сбора улик, которые могут быть ликвидированы. В Великобритании обыск возможен с ордером и без нее. Допуск к помещениям субъектов подозреваемых в картельных сговорах обеспечивается сотрудниками правоохранительных органов. В Японии обыск может быть проведен в жилых помещениях у сотрудников подозреваемой компании [2, 3].
В целях эффективной борьбы против картелей в этих странах широко применяется программа снисходительности. Под программой снисходительности понимается установленная Антимонопольным органом этих стран возможность субъектам рынка добровольно сообщать о своем участии в картельном соглашении и содействовать в расследовании путем предоставления соответствующей информации и документов, взамен полученных финансовых выгод в форме полного или частичного освобождения ответственности [1, 4].
Преимуществами внедрения и использования программ снисходительности, в качестве ключевого инструмента по борьбе с картелями, являются:
· Фактор «выявления». Программы снисходительности содействуют обнаружению картелей, что намного труднее сделать усилиями взаимодействия Антимонопольного органа с потребителями, конкурентами и другими сторонами;
· Фактор «прекращения». В соответствии с условиями программы снисходительности, субъект рынка, подавший прошение о включении в программу, обязуется незамедлительно прекратить участие в картельном соглашении;
· Фактор «сдерживания». Программа снисходительности обеспечивает более вероятным санкционирование участников картелей, тем самым дестабилизируя функционирующие картельные соглашения и приводя участие в них менее привлекательным;
· Фактор «возмещения». Программа усиливает инструмент компенсации потерь, понесенных жертвами антиконкурентных соглашений (потребители, конкуренты и др.).
Опыт Великобритании и Японии показывает, что эти страны применяют различные методы и приемы, направленные эффективную борьбу против картелей. Для развивающихся стран не будет излишним использовать экономическую модель logit, внедрить или усилить методы допроса и обыска. Более того активное использование программы снисходительности также увеличить эффективность борьбы против картелей.