Принципы формирования социально-инвестиционного перераспределения корпоративного уровня
Конференция: XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика и управление народным хозяйством
XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Принципы формирования социально-инвестиционного перераспределения корпоративного уровня
PRINCIPLE OF FORMATION SOCIAL INVESTMENT REALLOCATION CORPORATE LEVEL
Elizaveta Donchenko
senior lecturer, Rostov State Transport University, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. Цель исследования – поиск источников инвестиций, способствующих увеличению доходов населения и капитализации компании. Формирование механизма социально-инвестиционного перераспределения корпоративного уровня – путь решения проблем. В основе организации и управления лежат базовые принципы, соблюдение которых возможно при определенных послаблениях в законодательных и административных барьерах. Эффективность предложенного механизма зависит от преобразования контролирующих структур с внедрением общественного компонента.
Abstract. The purpose of the study is to find sources of investment that contribute to the increase in income and capitalization of the company. Formation of the mechanism of social and investment redistribution of the corporate level is the way to solve problems. The basis of the organization and management are the basic principles, the observance of which is possible with certain easing of legislative and administrative barriers. The effectiveness of the proposed mechanism depends on the transformation of regulatory structures with the introduction of the public component.
Ключевые слова: инвестиции; доходы; принципы; корпоративный механизм.
Keywords: investments; revenues; principles; corporate mechanism.
Проводимые преобразования в экономике России демонстрируют положительные изменения в ряде направлений, но оставляют на достаточном низком уровне доходы населения и малоэффективными проблемы инвестирования важных отраслей, к числу которых относится транспорт.
По итогам 2018 года доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 13,3 % при критическом показателе – 7 %; степень отклонения фактического распределения денежных доходов от равного распределения их между жителями РФ (коэффициент Джини) – 0,43, при критическом – 0,3; соотношение среднедушевых денежных доходов населения и величины прожиточного минимума – 3,1 раз, при критическом – 3,5; разрыв между доходами 10 % самых высокообеспеченных групп населения и 10 % самых малообеспеченных – в 15 раз, при критическом – 8; доля социально деклассированных групп населения – 1,3 % к общей численности, при критическом – 1,5 % [1, с. 3-5; 2].
Низкие показатели – не только следствие малоэффективных процессов, но и малоперспективные прогнозы экономического роста и развития.
Недостаточность инвестиционных ресурсов проявляется в практическом отсутствии прикладных высокотехнологичных разработок и инноваций.
Транспортная отрасль испытывает системные проблемы, а железнодорожный транспорт – отражает не только отраслевые сложности, но и сложности национальной экономики корпоративного уровня. ОАО «РЖД» – компания с государственным участием, 100 % акций которой принадлежит Правительству РФ, с масштабной инфраструктурой, стратегически важная монополия недоинвестирована и слабоконкурентна. Причинами дефицита инвестиций являются: доминирующая роль государства как в выборе приоритетов, так и в поддержке компании субсидиями, компенсациями, дотациями помимо ежегодного увеличения уставного капитала и непосредственного участия в формировании инвестиционного бюджета. Такой подход формирует не только иждивенческий образ, но и сказывается на слабом контроле реализации инвестиционных проектов, что объективно не вызывает интереса у сторонних инвесторов: прочие источники инвестиционной системы холдинга – единичные компании – 1 % инвестиционного бюджета, формируемого на 2/3 из собственных средств и 1/3 государственного бюджета разных уровней.
Текущая ситуация предполагает вывод о разрозненности интересов компании, требующей существенных вложений; населения, ищущего возможности повышения доходов и государства, выступающего гарантом осуществления возникших потребностей.
Исследование вопроса выявило пробелы социально-инвестиционного перераспределения: связь населения с реальными секторами экономики разорвана, государство несет нагрузку и на социальную поддержку низкодоходных слоев населения, и на развитие отраслей. Не использован и не реализован инвестиционный ресурс – накопления населения.
Независимо от размеров дохода, сбережения накапливаются. Меняются предпочтения их использования, в кризисные периоды сокращается потребление; уровень дохода влияет на размер накопленного капитала. Зарубежный опыт развитых экономик подтверждает эффективность использования сбережений в качестве инвестиций в национальную экономику [3, с. 30-34]. Разнообразие институтов и инструментов преобразования отражает национальную политику государств в отношении инвестиционного бизнеса. В любом случае, государство выступает гарантом именно перераспределительных отношений: их развития, законодательной поддержки, здоровой конкуренции, а главное – корпоративности. Отраслевые и корпоративные направления совершенствования инвестиционных систем – предпочтительны и обоснованы.
В условиях зарождения и развития рыночных отношений в России были зачатки корпоративных систем. К примеру, ОАО «РЖД» имело свой банк («Транскредитбанк»), страховое общество («ЖАСО»), негосударственный пенсионный фонд («Благосостояние»). Процессы реформирования банковской и страховой систем подвергло слиянию и поглощению все элементы, номинальное существование продолжает НПФ «Благосостояние», входя при этом в состав страховой группы. Таким образом, институты отдаляются от отраслей и корпораций преследуя исключительно спекулятивный интерес, не имеют мотивации развития и внедрения трансформационного инструментария. На сегодняшний день инвестиционные возможности страховщиков ограничены законодательным перечнем: отсутствуют прямые инвестиции, рекомендованы государственные ценные бумаги, биржевые продукты должны соответствовать необоснованно завышенным требованиям. Условия открытия и функционирования страховых институтов сложны, с каждым годом их количество сокращается.
Банки также не проводят инвестиционные операции, несмотря на возможность, данную получением особой лицензии. Укрупнение банков дает явные преимущества ТОП-5 в вопросах предоставления кредитов под крупные национальные проекты. Усугубляет ситуацию огосударствливание экономики и отсутствие доверия граждан и к государству и к бизнесу. В сложившейся ситуации возможный путь решения проблем – создание корпоративных систем. Выбранный в качестве полигона исследования ОАО «РЖД» – типичный представитель проблем транспортной отрасли и крупных корпораций с государственным участием. Основным элементом системы является механизм корпоративного социально-инвестиционного перераспределения, осуществляющий связь корпоративных институтов: универсального банка, страхового общества, пенсионного фонда, инвестиционного фонда с корпорацией, фондовым рынком и реализующий модель IS: «доходы-социальные накопления-инвестиции-доходы/капитализация».
Следует обратить внимание именно на социальную составляющую накоплений, потому что предлагаемый механизм предоставляет расширенную линейку услуг, в первую очередь, по умножению дохода через страховые продукты. Потенциальные инвесторы – субъекты корпоративных отношений – работники, что не исключает привлечение в корпоративную систему население, незанятое в отрасли. Также важна преследуемая цель – повышение благосостояния персонала (увеличение дохода) через успешность инвестируемой компании (капитализацию).
Формирование и развитие механизма базируется на принципах:
- корпоративности – открытая доступная среда с максимальным использованием инструментария и привлечением участников;
- стратегического партнерства – прозрачность отчетности и планирования, оптимизация организационно-управленческих структур, уход от контроля посредников;
- взаимной ответственности и общественного контроля – совместное управление инвестиционными ресурсами с представительством работников компании;
- гарантированности и доходности – стабильность инвестиционных поступлений, гарантированность выгод материального и нематериального характера, прибыльность, преференциальные условия, внедрение инновационных и эксклюзивных продуктов;
- доступности – преимущества для работников РЖД, беспрепятственное пользование институционально-инструментарным комплексом для всех субъектов отношений;
- добровольности – заинтересованность в конечность результате;
- мобильности и оперативности – приспосабливаемость к условиям конъюнктуры рынка, управление рисками, выработка мер защиты.
Кризисы и стагнирующая экономика требует новых для российской экономики практик совершенствования инвестиционных систем, повышения экономической грамотности и инвестиционной активности населения, совершенствования институтов и расширение инструментов сберегательно-инвестиционного перераспределения, а главное – ухода от контрольно-управленческой роли государства в этих отношениях к роли гаранта.