Статья:

Рынок труда при переходе к четвертой промышленной революции в условиях цифровой экономики

Конференция: XXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика труда

Выходные данные
Смирнов В.О., Грацинская Г.В. Рынок труда при переходе к четвертой промышленной революции в условиях цифровой экономики // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(32). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 82-87.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Рынок труда при переходе к четвертой промышленной революции в условиях цифровой экономики

Смирнов Вячеслав Олегович
студент, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, РФ, г. Гатчина
Грацинская Галина Всеволодовна
д-р экон. наук, доцент, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, РФ, г. Гатчина

 

В 21-ом веке цифровая экономика представляет собой «вектор», указывающий на цифровые направления развития экономики государства мира. В Российской Федерации основные направления цифровой экономики находятся в содержании государственной национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [3]. Эта программа определяет и выделяет отрасли производства, отстающие по степени и уровню внедрения в них информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Так же в ней показана необходимость формирования макроэкономического показателя ВВП с учетом моделей российских отраслевых рынков по созданию Стратегии планирования цифровизации.

Главным условием развития цифровой экономики, которое повлияет на формирование и функционирование современного общества, будет являться внедрение и повсеместное применение ИКТ. Применение ИКТ в производственном процессе будет служить повышению уровня развития национальной экономики, улучшению качества и наращиванию объемов выпускаемой продукции.

Немецкий экономист Клаус Шваб утверждал, что самое явное отличие четвертой промышленной революции от третьей, является массовое внедрение кибернетических систем в производство. При этом от взаимодействия разных технических новшеств возникает синергетический эффект [1]. Этот эффект будет содержать в своей основе принцип стирания границ, что несомненно обуславливает актуальность и неизбежность проблемы адаптации людей к новому технологическому укладу цифрового общества. Также необходимо отметить проблему значения человеческого капитала в условиях цифровой экономики, так как он будет являться движущей силой социально-экономического развития.

Создание нового технологического уклада под названием «Индустрия 4.0» и его хозяйственного обеспечения будет способствовать изменению обыденной социальной реальности, в сущности которой поменяются все сферы жизни, что отражено на рисунке 1. Происходит формирование новых форм труда, перестройка сотрудничества и обмена, Интернет – ресурсы практически сделали неразрывной связь людей с новыми технологиями. Предполагается, что трудовая деятельность граждан станет еще более прозрачной и контролируемой. Исходя из расширения инновационных границ и, становится заметно, что начинают улучшаться возможности системы образования, начинает расти качество трудовых ресурсов, происходит изменение профиля работника и требования к его компетенциям.

Индустрия 4.0 – новый этап развития мира, позволяющий создать интегрированное общество. Развиваются мегаполисы, делая успешные шаги навстречу городу будущего. Сегодня города занимают лишь 2% площади Земли. В то же время в них проживает около 55% населения мира.

Целесообразно рассматривать человеческий капитал как умение человека производить материальные блага и услуги в народном хозяйстве на рынке труда. Человеческий капитал формируется за счет системы образования, здравоохранения, социального обеспечения. Причём образование и здравоохранение имеют важное назначение в формировании личности, а сам человеческий капитал связан с качеством системы образования.

 

Рисунок 1. Структура концепции Индустрия 4.0 [8]

 

Таким образом, в настоящее время в проблеме Стратегического планирования цифровой экономики человек должен своевременно повышать квалификацию и навыки для функционирования в цифровой экономике.

При этом процесс автоматизации способствует сокращению использования человеческого капитала, что может стать условием повышения уровня безработицы в государстве, Данное положение отражено на рисунке 2. Однако данное явление может иметь временный характер.

Сформированный эффективный человеческий капитал может быть достаточно востребованным при любом уровне развития цифровизации. Четвертая промышленная революция будет угрожать, в первую очередь, таким профессиям, как бухгалтеры, учителя, государственные и муниципальные служащие, финансовые аналитики.

Наиболее востребованными специальностями будут специальности, которые напрямую связанны с IT-сектором, а именно: программисты, системные инженеры, ИКТ-проектировщики, робототехники, консультанты по внедрению инноваций, коучи по развитию интеллектуальных способностей.

 

Рисунок 2. Развитие мировой промышленности в разрезе индустриальных революций [6]

 

Чтобы система функционировала, необходимо разработать новый подход к системе обучения, который должен поменяться на всех уровнях образовательного процесса. Базой должна стать общая цифровая грамотность, на ней – создается система прикладных практических занятий. На специальном и высшем профессиональном уровне нужно обеспечить полное взаимодействие с компаниями-лидерами рынка, которые должны формулировать потребности, определять набор компетенций, предоставлять возможности для стажировок, давать обратную связь по качеству подготовки специалистов.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», №234 от 02.03.2019 г. на автономную некоммерческую организацию «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации», возложены функции проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В настоящее время Проектный офис готовит план мероприятий, который будет способствовать реализации этих задач. В течение предстоящих 3 лет апробация новых подходов к образовательному процессу будет происходить на пилотных площадках. Будут внедряться новые модели профессионального развития граждан и механизмы их оценки. Планируется разработать сервисы, позволяющие гражданам создавать персональные траектории развития. Появятся возможности повышения квалификации и переподготовки для освоения компетенций в контексте потребностей цифровой экономики. Отдельным направлением работы станет разработка требований к цифровой грамотности среди представителей старшего поколения.

В регионах своеобразными проводниками новых тенденций образования в эпоху цифровых технологий могут стать опорные вузы. На них возложена задача изменения образовательной инфраструктуры и создания новой среды обучения, где произойдет интеграция формального и неформального образования, а также сближение потенциальных работодателей и будущих специалистов. В настоящее время статус университетских центров инновационного, технологического и социального развития субъектов Российской Федерации уже получили более 30 вузов. Аналитическая поддержка, которую они смогут оказать руководству регионов, в конечном итоге поможет перестройке производства, куда придут новые профессионалы, готовые к работе в условиях цифровой экономики [2].

Если же говорить о системе образования, то стоит отметить, что сама структура должна модернизироваться и формировать эффективный, конкурентоспособный и информационно грамотный человеческий капитал, исходя из экономических нужд цифровизации. Обновление производственных структур и мощностей должно происходить параллельно с модернизацией системы формирования рынка труда, повышением квалификации работников всех направлений и подготовкой новых кадров, которые уже будет готовы новому технологическому укладу.

Инвестирование в человеческий капитал является основным источником повышения его продуктивности и эффективности. Для обеспечения конкурентоспособности работников необходимо постоянно совершенствовать его навыки и знания в смежных профессиях. Таким образом, стимулировать работников, одновременно расширять диапазон знаний работодателей, формирующих стратегию развития кадрового потенциала компаний.

В качестве одного из направлений совершенствования системы формирования и использования человеческого капитала можно рассматривать повышение эффективности и координации деятельности формальных и неформальных институтов регулирования сферы образования.  В связи с этим необходимо добиваться сбалансированности государственных, частных и общественных интересов с учетом изменений формы социального контракта между обществом, бизнесом и государственной властью в условиях перехода к цифровой экономике.

Таким образом, становление цифровой экономики с учетом использования эффективного человеческого капитала, его свойств, функций и компетенций должно рассматриваться с точки зрения информационного обеспечения системы. При этом возрастает значение институтов по повышению квалификации специалистов, обладающих новыми технологиями, цифровыми знаниями и навыками. Процесс перехода к инновационной экономике в 21-ом веке не будет возможным без эффективной системы и создания эффективного человеческого капитала для решения государственных стратегических задач.

 

Список литературы:
1. Грацинская Г. В., Пучков В. Ф. Технология создания математической модели экономического региона в условиях цифровой экономики. Сборник статей XXVIII Международная научно-практическая конференция «Современная экономика: Актуальные вопросы, достижения и инновации». Пенза РФ, МЦНС: «Наука и Просвещение». – 2019 – С. 163-168.
2. Дятлов С.А.,Доброхотов М.А. Формы реализации человеческого капитала в цифровой экономике.//Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2018.С.26-28.
3. Постановление Правительства Российской Федерации «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», №234 от 02.03.2019 г. «Собрание законодательства РФ», 18.03.2019, N 11, ст. 1119
4. Погосян Т.Р., Грацинская Г. В. Формирование человеческого капитала в условиях цифровой экономики. Материалы Ⅵ Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения-2019». Гатчина, 2019 г. Издательство: Государственный институт экономики, права и технологий. 2019 г. С. 602-606.
5. Смирнов В.О. Электронное правительство и цифровизация государственного управления в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития. Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения–2019: в 2 т. Т. 2: Трибуна молодого ученого: сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции– Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2019 – Т. 2 С. 608-611.
6. Цифровые медиа: новые модели создания и потребления [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/trendletter/news/201890481.html (дата обращения: 10.10.2019).
7. Цифровые технологии диктуют правила игры на рынке труда [Электронный ресурс]. URL: http://ac.gov.ru/commentary/015512.html (дата обращения: 26.09.2019).
8. Цифровая система управления производством — важный шаг к «Индустрии 4.0» [Электронный ресурс]. URL:  https://controlengrussia.com/internet-veshhej/tsifrovaya-sistema-upravleniya-proizvodstvom-vazhny-j-shag-k-industrii-4-0/ (дата обращения: 13.11.2019).