Роль ОЭСР в регулировании электронной торговли на современном этапе развития
Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Мировая экономика
XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Роль ОЭСР в регулировании электронной торговли на современном этапе развития
THE ROLE OF THE OECD IN REGULATING E-COMMERCE AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT
Tamer Nurselen
Student of Peoples' Friendship University of Russia, Russia, Moscow
Аннотация. В статье изложен обзор предложений и дальнейшей трансформации роли ОЭСР в регулировании электронной торговли. Также рассматриваются имеющиеся устаревшие недостатки регулирования в современных нормативных актах.
Absctrat. The article provides an overview of the proposal to fortification and further transform the role of the OECD in regulating e-Commerce. It also looks at existing and inadequate regulatory deficiencies in modern regulations.
Ключевые слова: ОЭСР; электронная коммерция; электронная торговля; регулирование; онлайн-продажи; международные нормы.
Keywords: OECD; e-commerce; electronic commerce; regulations; online sale; international standards.
Изменения в экономической сфере развития интернет-технологий впервые стали ощущаться в 1990-х годах благодаря электронному обмену данных [3]. Для решения корпоративных и внутригрупповых торговых операций была разработана система электронного обмена данными. Система электронного обмена данными в основном использовалась транспортными компаниями (аэропорт, железная дорога). Выполнение компаниями операций на бумаге приводило к срыву сроков выполнения работ. Однако себестоимость электронного обмена данными была высокой, и система была трудной для использования малыми предприятиями. В 1995 году все более широкое использование Интернета и расширение возможностей доступа в Интернет сделали электронную торговлю более доступной [5]. Быстро растущая и развивающаяся электронная инфраструктура создала благоприятные условия для экономической деятельности. Развивающиеся информационные технологии, в частности интернет-технологии, сделали Интернет торговой площадкой для всех. Электронной коммерции даны различные определения. В 1998 году Вальтер Хеллерштайн дал следующее определение электронной коммерции: торговля, позволяющая осуществлять обмен товарами и услугами между двумя или более пользователями с помощью электронных средств и методов [14].
Электронная коммерция привела к изменениям в конкретный период времени. Начали происходить изменения c точки зрения взаимосвязи производства — потребления и отношений между покупателем и продавцом. Основные положительные аспекты, такие как доступность, широкие возможности выбора в потреблении, быстрота, к сожалению, повлекли за собой возникновение ряда юридических, финансовых и технических проблем, что было обусловлено тем, что это была отличающаяся и развивающаяся сфера торговли. Международные организации выдвинули различные предложения в решении этих проблем. ОЭСР выдвинула важные предложения в решении проблем, которые возникли с развитием электронной коммерции, для ее дальнейшего развития. ОЭСР выполняет важные функции как в преодолении проблем, характерных для данной сферы, и ее негативных аспектов, так и в устранении препятствий, которые могут неблагоприятным образом повлиять на развитие цифровой торговли, а также в решении проблем, с которыми могут столкнуться потребители и государства. Первым вопросом, который привлек внимание, стало недополучение прибыли, с которым столкнулись в странах. Одной из самых острых проблем, возникшей с началом онлайн-продаж, была проблема налогообложения. Электронная коммерция ускорялась, но налоговые поступления уменьшались. Для стран нерешенным оставался вопрос относительно того, какому налогообложению будет подлежать электронная торговля. В 1996 году Комитет по финансовым вопросам ОЭСР обсудил вопрос относительно того, что развивающиеся технологии онлайн-торговли не будут подлежать налогообложению. И по итогам обсуждения Комитет решил провести совещание в следующем году. В 1997 году ОЭСР провела в Финляндии совещание, в ходе которого были рассмотрены факторы, которые могут послужить препятствием для развития электронной коммерции, и возможные проблемы [2]. На этой конференции были разъяснены понятие электронной коммерции и ее потребности. На конференции была высказана необходимость в налогах и финансовой среде для налогообложения, были упомянуты принципы налогообложения электронной торговли, которые могут быть легко применены каждой страной в соответствии с международными стандартами. Принципы, упомянутые в ходе этой конференции, проведенной ОЭСР в 1997 году, заключаются в следующем:
– система должна упростить свое определение;
– в электронной торговле потребители должны заранее знать обязательства, которые будут возникать;
– уклонение от уплаты налогов должно быть предотвращено;
– электронные отклонения не должны допускаться;
– экономические отклонения не должны допускаться;
– система должна быть справедливой;
– налоговые правила должны соответствовать разработкам, технологиям [7].
Однако, как известно, ОЭСР, будучи международной организацией, исходя из принципа ее существования, не имеет права принудить какую-либо страну к заключению какого-либо договора. ОЭСР разъясняет меры, создает условия для обсуждения рекомендаций и представляет отчеты. (Обзоры отчетов Австралийского отдела управления налогообложением за 1997 год.) Предложения, выдвинутые на этом совещании в Финляндии в 1997 году, были изучены год спустя, в 1998 году, на Конференции с участием министров, проведенной в г. Оттаве. Были рассмотрены вопросы относительно того, каким образом можно защитить клиента в сфере электронной торговли, а также вопросы налогообложения. Аналитиками было отмечено, что для создания доверия к операциям электронной торговли с обеспечением механизмов аутентификации и сертификации существует необходимость в новых посредниках. Было отмечено, что электронная торговля растет и развивается быстрыми темпами, что существует необходимость в контроле над электронной торговлей, что в электронной торговле должна быть создана атмосфера доверия и что клиент должен быть защищен. Как отмечается в литературе, основным принципиальным отличием электронной торговли от традиционной является продвижение товара через сеть «Интернет» [1].
В 2001 году ОЭСР был опубликован отчет о прогрессе, достигнутом с 1998 года, когда были выдвинуты эти предложения относительно решений, а также о принятых мерах. Этот отчет, опубликованный в 2001 году, был посвящен трем вопросам:
- прямые налоги в электронной среде;
- налоговые органы для обеспечения контроля;
- условия налогообложения [6].
В этом отчете подчеркивается, что традиционная торговля и электронная торговля должны быть в равной степени действительными. В этом отчете повторно упоминаются и утверждаются принципы, установленные три года назад. Аспекты, подробно изложенные в отчете, опубликованном в 2001 году: проверка юрисдикции и состояния клиента, анализ порогов регистрации в контексте упрощения, обзор коллекции на основе технологий и механизмов, развитие международного административного сотрудничества, упрощение вариантов и попыток [4].
Главной тематикой отчета, подготовленного в 2001 году, является B2C. Разграничение на B2B и B2C, C2C основано на разделении согласно потребителю/покупателю в торговле. Вопрос относительно того, между какими участниками ведется электронная торговля, которая осуществляется быстро и моментально, имеет определяющее значение для выделения видов электронной торговли.
B2B и B2C. Различие между B2B и B2C состоит в том, кем является клиент. Как правило, термин B2B используют, когда клиентом является компания, а B2C используют, когда клиентом является физическое лицо. В отчете от 2001 года основной акцент делается на потребителях. В 2003 году в Типовую конвенцию ОЭСР по налогообложению был добавлен раздел об электронной торговле. Все комментарии относительно Типовой конвенции ОЭСР по налогообложению были добавлены в конвенцию. Однако Бразилия воздержалась от голосования по этому добавлению. ЕС быстро приступил к налогообложению на основании положений директивы, которая вступила в силу с 1 июля 2003 года, в ответ на рекомендации ОЭСР [13]. Продукция в нефизической форме определяется как «предоставление услуг». А в 2004 году в Японии были подготовлены толковательные инструкции в области электронной торговли и торговли информационной собственностью, сформулированные в отношении деятельности по электронной торговле.
В 2005 году было принято решение о внесении изменений в принципы, установленные в 1998 году [11]. Хотя все упомянутые совещания, проведенные с 1997 года, и подготовленные отчеты были важными шагами, отсутствие достаточного анализа различных бизнес-моделей, неопределение различных качеств товаров, отсутствие разъяснений относительно видов и источников доходов в постоянно меняющейся и развивающейся электронной торговле, постоянное обретение электронным рынком новой формы являются лишь некоторыми из основных возникающих препятствий.
В опубликованном в 2005 году докладе «Правила договора и электронная коммерция: налоги, прибыль бизнеса в новой экономике» (ОЭСР) основной затрагиваемой проблемой стал вопрос суверенитета [12]. Это связано с тем, что каждая страна устанавливает налоги в соответствии со своими нормами права в своей области суверенитета. Определены акты таможенного законодательства и регулирующие акты в традиционной торговле между странами на основании соответствующих договоров. Однако отсутствие таких регулирующих актов в электронной торговле является вопросом, связанным с суверенитетом. Неопределенность в электронной торговле, связанная с этим вопросом, означает неопределенность в отношении того, какая страна будет обладать полномочиями налогообложения. Другими словами, отсутствие международных норм относительно того, будут ли товары облагаться налогом в соответствии с законодательством страны происхождения или в соответствии с законодательством страны назначения, является важной проблемой в подходе к трансграничной торговле. Помимо вопросов приграничного контроля и логистики подход ОЭСР к этому вопросу был впервые обозначен в докладе за 2005 год. В 2005 году ОЭСР было указано на то, что налогообложение должно осуществляться в соответствии с правилами электронной торговли, принятыми в стране назначения товара. Урегулирование права на налогообложение также является важным шагом в части избежания двойного налогообложения. Таким образом, в этом докладе рассматривается вопрос, который обеспечит принятие принципа избежания двойного налогообложения, являющегося одним из основополагающих международных принципов налогообложения в электронной торговле и который будет подчеркивать значимость этого принципа. Впервые в докладе от 2005 года «Правила договора и электронная коммерция: налоги, прибыль бизнеса в новой экономике» ОЭСР было обозначено, как будет осуществляться налогообложение в трансграничной торговле, и это является важным шагом, направленным на укрепление электронной коммерции.
По итогам этих конференций и основываясь на этих докладах в 2013 году ОЭСР обнародовала План действий. В феврале 2014 года страны — члены ОЭСР составили формы для информирования общественности. Для доведения процесса до сведения широкой общественности были проведены веб-трансляции, трансляции и продолжали вестись двусторонние переговоры со странами относительно мер на национальном уровне. В рамках Плана действий ОЭСР/G20 BEPS по состоянию на 2015 год были обнародованы 15 мероприятий [10]. Ниже приведены мероприятия, изложенные в Плане действий и непосредственно связанные с электронной торговлей, цифровой экономики, постоянного представительства, разработка правил трансфертного ценообразования в части нематериальных активов, повышение эффективности правил о контролируемых иностранных компаниях [9].
В 2016 году, исходя из мероприятий, основываясь на действиях ОЭСР по предотвращению размывания налогооблагаемой базы, страны начали вести работу над налогообложением цифровой экономики. В странах начали приниматься законодательные акты о новых бизнес-моделях в цифровой среде и обсуждались проблемы, возникающие по этому вопросу. Кроме того, на заседании, проведенном в Канкуне в Мексике в 2016 году (в Министерстве цифровой экономической политики ОЭСР в составе по состоянию на 2016 год), министры объявили о том, что «они будут оказывать содействие в уменьшении препятствий для электронной коммерции внутри стран и за рубежом в интересах потребителей и предприятий». Это заявление частично отражает тот факт, что спустя приблизительно 20 лет после конференции на уровне министров, проведенной в г. Оттаве, электронная торговля получила общемировое распространение и что она изменила способ взаимодействия между экономическими субъектами. В целом в заявлении указывается на важное значение конфиденциальности и защиты данных, на стимулирование роста, обеспечение усиления подотчетности. Кроме того, ОЭСР также установила нежелательные критерии применений электронного налогообложения. Основными такими критериями являются отсутствие эффективного обмена информацией, ограничение способности поставщиков конкурировать в области электронной торговли, недостаточная прозрачность, недостаток информации, исключение.
Однако в этих заявлениях вопросы рассмотрены недостаточно детально. Напротив, трудности с определением происхождения в электронной торговле, которая постоянно обретает разные формы, слишком сложны, чтобы их можно было решить с помощью принципа происхождения товара в традиционном налогообложении. Необходимо разработать подробные законы, достаточные для контроля над формами складирования производителей и даже иногда достаточно подробные законы для обеспечения контроля над товарами, которые не имеют физической формы и не нуждаются в складировании. Проблемы полного отсутствия налогообложения или двойного налогообложения приводят к серьезным нарушениям прав. И по этому вопросу не установлен какой-либо стандартный международный механизм принудительного обеспечения исполнения в области электронной коммерции. В частности, можно назвать основные темы, связанные со многими другими возникающими проблемами, такими как недостатки в детальном разграничении форм торговли между странами услугами и товарами, которые, в частности, не имеют физической формы, разграничении форм потребления и доступа потребителей к приобретаемым ими товарам и услугам. И это наблюдается в ситуации, когда быстро растущая с 1997 года, постоянно обретающая различные формы электронная среда функционирует в большинстве стран мира. Это несинхронизированное развитие сферы и правовой базы порождает целый ряд проблем. Прежде всего, это является причиной несправедливого обогащения и претерпевающего изменение подхода к благосостоянию. Хотя цифровая экономика может показаться абстрактной, неконтролируемой, сложной торговой площадкой, имеет место торговля независимо от того, какие товары и услуги покупаются (будь то товары и услуги, не имеющие физической формы, или товары и услуги в физической форме), и каждая операция подлежит оплате. И, поскольку эти платежи осуществляются через организации, по существу все они зарегистрированы. Финансовыми учреждениями зарегистрировано, кем и кому произведены платежи. Это представляет собой ключ к важному каналу для выработки решений. Однако, на мой взгляд, мнение, которого придерживаются определенные круги (определенные круги выступают в защиту по меньшей мере установления глобальных компаний, предоставляющих основные цифровые услуги, и принятия нормативно-правовых актов для снижения НДС путем их определения на национальном уровне), не является целесообразным методом. Предложение о снижении НДС для крупных фирм не является справедливым [8]. Законные меры в отношении определенной части общества влекут за собой неравенство, а не обеспечивают справедливость. При внесении таких предложений не учтен один аспект электронной коммерции, который отличается от традиционной коммерции. В то время как в традиционной торговле размеры компании и объем операции всегда прямо пропорциональны, экономика, управляемая небольшим количеством лиц, без институционализации в цифровой среде приносит очень высокую прибыль. Несмотря на то что вовлечено небольшое количество работников, в электронной торговле можно иметь преобладающее влияние на большом рынке с высокими надбавками, поскольку в области электронной торговли производятся не только физические товары и услуги. При таком положении дел снижение НДС только для узкого круга компаний не будет справедливым решением. Необходимо сделать обязательным получение регистрационного номера в своей стране лицами, которые будут вести какую-либо деятельность по онлайн-торговле. Компании изобретают новые бизнес-модели, которые постоянно меняют среду электронной коммерции. Изменение бизнес-моделей изменило отношения между покупателем и продавцом.
В докладе, опубликованном в 2019 году, ОЭСР представила новую информацию о политике, необходимой для выработки решений для проблем, связанных с изменением бизнес-модели [8]. В этом докладе придается важное значение анализу новых бизнес-моделей, с тем чтобы понять, реализуется ли подходящая политика. Этот доклад состоит из трех основных разделов. Доклад начинается с определения электронной торговли, а затем в нем рассматриваются тенденции в электронной торговле. Аспект, на который следует обратить внимание в этом разделе: ОЭСР указывает на то, что наряду с крупными компаниями в электронной торговле получили распространение небольшие компании и трудно установить контроль над ними, их сертификация также носит нерегулярный характер. С 1997 года торговля, осуществляемая небольшими фирмами или физическими лицами, не принималась во внимание в такой степени. В этой части доклада ОЭСР обращает внимание на то, что секторы B2C не сильно отстают с точки зрения интенсивности электронной торговли и обычно более динамичны с точки зрения закупок в электронной торговле. Однако в этом докладе ОЭСР проанализировала только онлайн-платформы. То есть она проанализировала онлайн-платформы, где имеет место взаимодействие покупателя и продавца. Онлайн-платформы выступают посредниками между покупателями и продавцами для облегчения обмена товарами и услугами через Интернет. Так как дополнительные продукты могут быть добавлены в онлайн-платформы с очень низкой маргинальной себестоимостью, это приводит к увеличению объема и разнообразия ранее убыточных продуктов и подавлению предела колебания в электронной коммерции. Онлайн-платформы создали новые рынки для товаров и услуг, которые ранее не продавались в сети «Интернет», и вновь расширили предел колебания в электронной коммерции. А это означает наличие сторонних поставщиков, которые получают неучтенную прибыль. Однако и в этом докладе, опубликованном в 2019 году, не представлен достаточный анализ новых бизнес-моделей в электронной торговле. Более того, еще не проведено мероприятие, направленное на выработку совместного решения стран.
Электронная коммерция вошла в нашу жизнь без необходимости в организации правительственного одобрения и международных переговоров. Одним из наиболее важных эффектов в первое время, лежащих в основе столь быстрого распространения электронной торговли, являлось отсутствие безопасности [15]. С изменяющейся технологией усилилась не только скорость распространения проблем в экономике, но также усилилось ощущение перемен.
Очень сложно установить правила и обеспечить контроль над цифровой средой, которая постоянно меняет форму и изменяется со дня своего появления, как с точки зрения покупателей и продавцов, так и с точки зрения государства. В этой существующей торговой модели нет ни определенного круга лиц, ни страны, ни практической сферы. Речь идет об образовании, которое выходит за пределы границ и государств. Эта сфера, которая имеет свои тонкости и детальные особенности на микроуровне, а также на макроуровне, развивается в различных формах по всему миру. Чтобы предотвратить несправедливое обогащение, с момента появления этой сферы возникла необходимость во вмешательстве с целью предотвращения негативного воздействия на экономическое равновесие стран. И, как видно, ОЭСР, которая выполняет активные функции в этом вопросе, предприняла эффективные мероприятия.
Однако эта эффективность не включает в себя достаточность. Хотя ОЭСР учитывает страны, не являющиеся ее членами, и предпринимает активные действия, электронная коммерция быстро расширяет свое присутствие почти во всем мире, освобождаясь от этих мероприятий. Правовые и финансовые меры не соответствуют темпам роста электронной торговли. Важно, чтобы принимаемые решения устанавливали международную норму для всех стран и чтобы она была гибкой и поддающейся внесению изменений. Тем не менее временные интервалы предпринимаемых мер являются основным источником этой проблемы. Аудиты и отчетность должны проводиться чаще. Поскольку невозможно добиться справедливости на постоянной основе до тех пор, пока не будет обеспечено соответствие предпринимаемых шагов темпам развития. Необходимы современные механизмы контроля, соответствующие глобальному порядку.