Статья:

Роль ОЭСР в регулировании электронной торговли на современном этапе развития

Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Мировая экономика

Выходные данные
Тамер Н. Роль ОЭСР в регулировании электронной торговли на современном этапе развития // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(34). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 25-34.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль ОЭСР в регулировании электронной торговли на современном этапе развития

Тамер Нурселен
студент, Российский университет дружбы народов, РФ, г. Москва

 

THE ROLE OF THE OECD IN REGULATING E-COMMERCE AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT

 

Tamer Nurselen

Student of Peoples' Friendship University of Russia, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье изложен обзор предложений и дальнейшей трансформации роли ОЭСР в регулировании электронной торговли. Также рассматриваются имеющиеся устаревшие недостатки регулирования в современных нормативных актах.

Absctrat. The article provides an overview of the proposal to fortification and further transform the role of the OECD in regulating e-Commerce. It also looks at existing and inadequate regulatory deficiencies in modern regulations.

 

Ключевые слова: ОЭСР; электронная коммерция; электронная торговля; регулирование; онлайн-продажи; международные нормы.

Keywords: OECD; e-commerce; electronic commerce; regulations; online sale; international standards.

 

Изменения в экономической сфере развития интернет-технологий впервые стали ощущаться в 1990-х годах благодаря электронному обмену данных [3]. Для решения корпоративных и внутригрупповых торговых операций была разработана система электронного обмена данными. Система электронного обмена данными в основном использовалась транспортными компаниями (аэропорт, железная дорога). Выполнение компаниями операций на бумаге приводило к срыву сроков выполнения работ. Однако себестоимость электронного обмена данными была высокой, и система была трудной для использования малыми предприятиями. В 1995 году все более широкое использование Интернета и расширение возможностей доступа в Интернет сделали электронную торговлю более доступной [5]. Быстро растущая и развивающаяся электронная инфраструктура создала благоприятные условия для экономической деятельности. Развивающиеся информационные технологии, в частности интернет-технологии, сделали Интернет торговой площадкой для всех. Электронной коммерции даны различные определения. В 1998 году Вальтер Хеллерштайн дал следующее определение электронной коммерции: торговля, позволяющая осуществлять обмен товарами и услугами между двумя или более пользователями с помощью электронных средств и методов [14].

Электронная коммерция привела к изменениям в конкретный период времени. Начали происходить изменения c точки зрения взаимосвязи производства — потребления и отношений между покупателем и продавцом. Основные положительные аспекты, такие как доступность, широкие возможности выбора в потреблении, быстрота, к сожалению, повлекли за собой возникновение ряда юридических, финансовых и технических проблем, что было обусловлено тем, что это была отличающаяся и развивающаяся сфера торговли. Международные организации выдвинули различные предложения в решении этих проблем. ОЭСР выдвинула важные предложения в решении проблем, которые возникли с развитием электронной коммерции, для ее дальнейшего развития. ОЭСР выполняет важные функции как в преодолении проблем, характерных для данной сферы, и ее негативных аспектов, так и в устранении препятствий, которые могут неблагоприятным образом повлиять на развитие цифровой торговли, а также в решении проблем, с которыми могут столкнуться потребители и государства. Первым вопросом, который привлек внимание, стало недополучение прибыли, с которым столкнулись в странах. Одной из самых острых проблем, возникшей с началом онлайн-продаж, была проблема налогообложения. Электронная коммерция ускорялась, но налоговые поступления уменьшались. Для стран нерешенным оставался вопрос относительно того, какому налогообложению будет подлежать электронная торговля. В 1996 году Комитет по финансовым вопросам ОЭСР обсудил вопрос относительно того, что развивающиеся технологии онлайн-торговли не будут подлежать налогообложению. И по итогам обсуждения Комитет решил провести совещание в следующем году. В 1997 году ОЭСР провела в Финляндии совещание, в ходе которого были рассмотрены факторы, которые могут послужить препятствием для развития электронной коммерции, и возможные проблемы [2]. На этой конференции были разъяснены понятие электронной коммерции и ее потребности. На конференции была высказана необходимость в налогах и финансовой среде для налогообложения, были упомянуты принципы налогообложения электронной торговли, которые могут быть легко применены каждой страной в соответствии с международными стандартами. Принципы, упомянутые в ходе этой конференции, проведенной ОЭСР в 1997 году, заключаются в следующем:

– система должна упростить свое определение;

– в электронной торговле потребители должны заранее знать обязательства, которые будут возникать;

– уклонение от уплаты налогов должно быть предотвращено;

– электронные отклонения не должны допускаться;

– экономические отклонения не должны допускаться;

– система должна быть справедливой;

– налоговые правила должны соответствовать разработкам, технологиям [7].

Однако, как известно, ОЭСР, будучи международной организацией, исходя из принципа ее существования, не имеет права принудить какую-либо страну к заключению какого-либо договора. ОЭСР разъясняет меры, создает условия для обсуждения рекомендаций и представляет отчеты. (Обзоры отчетов Австралийского отдела управления налогообложением за 1997 год.) Предложения, выдвинутые на этом совещании в Финляндии в 1997 году, были изучены год спустя, в 1998 году, на Конференции с участием министров, проведенной в г. Оттаве. Были рассмотрены вопросы относительно того, каким образом можно защитить клиента в сфере электронной торговли, а также вопросы налогообложения. Аналитиками было отмечено, что для создания доверия к операциям электронной торговли с обеспечением механизмов аутентификации и сертификации существует необходимость в новых посредниках. Было отмечено, что электронная торговля растет и развивается быстрыми темпами, что существует необходимость в контроле над электронной торговлей, что в электронной торговле должна быть создана атмосфера доверия и что клиент должен быть защищен. Как отмечается в литературе, основным принципиальным отличием электронной торговли от традиционной является продвижение товара через сеть «Интернет» [1].

В 2001 году ОЭСР был опубликован отчет о прогрессе, достигнутом с 1998 года, когда были выдвинуты эти предложения относительно решений, а также о принятых мерах. Этот отчет, опубликованный в 2001 году, был посвящен трем вопросам:

  1. прямые налоги в электронной среде;
  2. налоговые органы для обеспечения контроля;
  3. условия налогообложения [6].

В этом отчете подчеркивается, что традиционная торговля и электронная торговля должны быть в равной степени действительными. В этом отчете повторно упоминаются и утверждаются принципы, установленные три года назад. Аспекты, подробно изложенные в отчете, опубликованном в 2001 году: проверка юрисдикции и состояния клиента, анализ порогов регистрации в контексте упрощения, обзор коллекции на основе технологий и механизмов, развитие международного административного сотрудничества, упрощение вариантов и попыток [4].

Главной тематикой отчета, подготовленного в 2001 году, является B2C. Разграничение на B2B и B2C, C2C основано на разделении согласно потребителю/покупателю в торговле. Вопрос относительно того, между какими участниками ведется электронная торговля, которая осуществляется быстро и моментально, имеет определяющее значение для выделения видов электронной торговли.

B2B и B2C. Различие между B2B и B2C состоит в том, кем является клиент. Как правило, термин B2B используют, когда клиентом является компания, а B2C используют, когда клиентом является физическое лицо. В отчете от 2001 года основной акцент делается на потребителях. В 2003 году в Типовую конвенцию ОЭСР по налогообложению был добавлен раздел об электронной торговле. Все комментарии относительно Типовой конвенции ОЭСР по налогообложению были добавлены в конвенцию. Однако Бразилия воздержалась от голосования по этому добавлению. ЕС быстро приступил к налогообложению на основании положений директивы, которая вступила в силу с 1 июля 2003 года, в ответ на рекомендации ОЭСР [13]. Продукция в нефизической форме определяется как «предоставление услуг». А в 2004 году в Японии были подготовлены толковательные инструкции в области электронной торговли и торговли информационной собственностью, сформулированные в отношении деятельности по электронной торговле.

В 2005 году было принято решение о внесении изменений в принципы, установленные в 1998 году [11]. Хотя все упомянутые совещания, проведенные с 1997 года, и подготовленные отчеты были важными шагами, отсутствие достаточного анализа различных бизнес-моделей, неопределение различных качеств товаров, отсутствие разъяснений относительно видов и источников доходов в постоянно меняющейся и развивающейся электронной торговле, постоянное обретение электронным рынком новой формы являются лишь некоторыми из основных возникающих препятствий.

В опубликованном в 2005 году докладе «Правила договора и электронная коммерция: налоги, прибыль бизнеса в новой экономике» (ОЭСР) основной затрагиваемой проблемой стал вопрос суверенитета [12]. Это связано с тем, что каждая страна устанавливает налоги в соответствии со своими нормами права в своей области суверенитета. Определены акты таможенного законодательства и регулирующие акты в традиционной торговле между странами на основании соответствующих договоров. Однако отсутствие таких регулирующих актов в электронной торговле является вопросом, связанным с суверенитетом. Неопределенность в электронной торговле, связанная с этим вопросом, означает неопределенность в отношении того, какая страна будет обладать полномочиями налогообложения. Другими словами, отсутствие международных норм относительно того, будут ли товары облагаться налогом в соответствии с законодательством страны происхождения или в соответствии с законодательством страны назначения, является важной проблемой в подходе к трансграничной торговле. Помимо вопросов приграничного контроля и логистики подход ОЭСР к этому вопросу был впервые обозначен в докладе за 2005 год. В 2005 году ОЭСР было указано на то, что налогообложение должно осуществляться в соответствии с правилами электронной торговли, принятыми в стране назначения товара. Урегулирование права на налогообложение также является важным шагом в части избежания двойного налогообложения. Таким образом, в этом докладе рассматривается вопрос, который обеспечит принятие принципа избежания двойного налогообложения, являющегося одним из основополагающих международных принципов налогообложения в электронной торговле и который будет подчеркивать значимость этого принципа. Впервые в докладе от 2005 года «Правила договора и электронная коммерция: налоги, прибыль бизнеса в новой экономике» ОЭСР было обозначено, как будет осуществляться налогообложение в трансграничной торговле, и это является важным шагом, направленным на укрепление электронной коммерции.

По итогам этих конференций и основываясь на этих докладах в 2013 году ОЭСР обнародовала План действий. В феврале 2014 года страны — члены ОЭСР составили формы для информирования общественности. Для доведения процесса до сведения широкой общественности были проведены веб-трансляции, трансляции и продолжали вестись двусторонние переговоры со странами относительно мер на национальном уровне. В рамках Плана действий ОЭСР/G20 BEPS по состоянию на 2015 год были обнародованы 15 мероприятий [10]. Ниже приведены мероприятия, изложенные в Плане действий и непосредственно связанные с электронной торговлей, цифровой экономики, постоянного представительства, разработка правил трансфертного ценообразования в части нематериальных активов, повышение эффективности правил о контролируемых иностранных компаниях [9].

В 2016 году, исходя из мероприятий, основываясь на действиях ОЭСР по предотвращению размывания налогооблагаемой базы, страны начали вести работу над налогообложением цифровой экономики. В странах начали приниматься законодательные акты о новых бизнес-моделях в цифровой среде и обсуждались проблемы, возникающие по этому вопросу. Кроме того, на заседании, проведенном в Канкуне в Мексике в 2016 году (в Министерстве цифровой экономической политики ОЭСР в составе по состоянию на 2016 год), министры объявили о том, что «они будут оказывать содействие в уменьшении препятствий для электронной коммерции внутри стран и за рубежом в интересах потребителей и предприятий». Это заявление частично отражает тот факт, что спустя приблизительно 20 лет после конференции на уровне министров, проведенной в г. Оттаве, электронная торговля получила общемировое распространение и что она изменила способ взаимодействия между экономическими субъектами. В целом в заявлении указывается на важное значение конфиденциальности и защиты данных, на стимулирование роста, обеспечение усиления подотчетности. Кроме того, ОЭСР также установила нежелательные критерии применений электронного налогообложения. Основными такими критериями являются отсутствие эффективного обмена информацией, ограничение способности поставщиков конкурировать в области электронной торговли, недостаточная прозрачность, недостаток информации, исключение.

Однако в этих заявлениях вопросы рассмотрены недостаточно детально. Напротив, трудности с определением происхождения в электронной торговле, которая постоянно обретает разные формы, слишком сложны, чтобы их можно было решить с помощью принципа происхождения товара в традиционном налогообложении. Необходимо разработать подробные законы, достаточные для контроля над формами складирования производителей и даже иногда достаточно подробные законы для обеспечения контроля над товарами, которые не имеют физической формы и не нуждаются в складировании. Проблемы полного отсутствия налогообложения или двойного налогообложения приводят к серьезным нарушениям прав. И по этому вопросу не установлен какой-либо стандартный международный механизм принудительного обеспечения исполнения в области электронной коммерции. В частности, можно назвать основные темы, связанные со многими другими возникающими проблемами, такими как недостатки в детальном разграничении форм торговли между странами услугами и товарами, которые, в частности, не имеют физической формы, разграничении форм потребления и доступа потребителей к приобретаемым ими товарам и услугам. И это наблюдается в ситуации, когда быстро растущая с 1997 года, постоянно обретающая различные формы электронная среда функционирует в большинстве стран мира. Это несинхронизированное развитие сферы и правовой базы порождает целый ряд проблем. Прежде всего, это является причиной несправедливого обогащения и претерпевающего изменение подхода к благосостоянию. Хотя цифровая экономика может показаться абстрактной, неконтролируемой, сложной торговой площадкой, имеет место торговля независимо от того, какие товары и услуги покупаются (будь то товары и услуги, не имеющие физической формы, или товары и услуги в физической форме), и каждая операция подлежит оплате. И, поскольку эти платежи осуществляются через организации, по существу все они зарегистрированы. Финансовыми учреждениями зарегистрировано, кем и кому произведены платежи. Это представляет собой ключ к важному каналу для выработки решений. Однако, на мой взгляд, мнение, которого придерживаются определенные круги (определенные круги выступают в защиту по меньшей мере установления глобальных компаний, предоставляющих основные цифровые услуги, и принятия нормативно-правовых актов для снижения НДС путем их определения на национальном уровне), не является целесообразным методом. Предложение о снижении НДС для крупных фирм не является справедливым [8]. Законные меры в отношении определенной части общества влекут за собой неравенство, а не обеспечивают справедливость. При внесении таких предложений не учтен один аспект электронной коммерции, который отличается от традиционной коммерции. В то время как в традиционной торговле размеры компании и объем операции всегда прямо пропорциональны, экономика, управляемая небольшим количеством лиц, без институционализации в цифровой среде приносит очень высокую прибыль. Несмотря на то что вовлечено небольшое количество работников, в электронной торговле можно иметь преобладающее влияние на большом рынке с высокими надбавками, поскольку в области электронной торговли производятся не только физические товары и услуги. При таком положении дел снижение НДС только для узкого круга компаний не будет справедливым решением. Необходимо сделать обязательным получение регистрационного номера в своей стране лицами, которые будут вести какую-либо деятельность по онлайн-торговле. Компании изобретают новые бизнес-модели, которые постоянно меняют среду электронной коммерции. Изменение бизнес-моделей изменило отношения между покупателем и продавцом.

В докладе, опубликованном в 2019 году, ОЭСР представила новую информацию о политике, необходимой для выработки решений для проблем, связанных с изменением бизнес-модели [8]. В этом докладе придается важное значение анализу новых бизнес-моделей, с тем чтобы понять, реализуется ли подходящая политика. Этот доклад состоит из трех основных разделов. Доклад начинается с определения электронной торговли, а затем в нем рассматриваются тенденции в электронной торговле. Аспект, на который следует обратить внимание в этом разделе: ОЭСР указывает на то, что наряду с крупными компаниями в электронной торговле получили распространение небольшие компании и трудно установить контроль над ними, их сертификация также носит нерегулярный характер. С 1997 года торговля, осуществляемая небольшими фирмами или физическими лицами, не принималась во внимание в такой степени. В этой части доклада ОЭСР обращает внимание на то, что секторы B2C не сильно отстают с точки зрения интенсивности электронной торговли и обычно более динамичны с точки зрения закупок в электронной торговле. Однако в этом докладе ОЭСР проанализировала только онлайн-платформы. То есть она проанализировала онлайн-платформы, где имеет место взаимодействие покупателя и продавца. Онлайн-платформы выступают посредниками между покупателями и продавцами для облегчения обмена товарами и услугами через Интернет. Так как дополнительные продукты могут быть добавлены в онлайн-платформы с очень низкой маргинальной себестоимостью, это приводит к увеличению объема и разнообразия ранее убыточных продуктов и подавлению предела колебания в электронной коммерции. Онлайн-платформы создали новые рынки для товаров и услуг, которые ранее не продавались в сети «Интернет», и вновь расширили предел колебания в электронной коммерции. А это означает наличие сторонних поставщиков, которые получают неучтенную прибыль. Однако и в этом докладе, опубликованном в 2019 году, не представлен достаточный анализ новых бизнес-моделей в электронной торговле. Более того, еще не проведено мероприятие, направленное на выработку совместного решения стран.

Электронная коммерция вошла в нашу жизнь без необходимости в организации правительственного одобрения и международных переговоров. Одним из наиболее важных эффектов в первое время, лежащих в основе столь быстрого распространения электронной торговли, являлось отсутствие безопасности [15]. С изменяющейся технологией усилилась не только скорость распространения проблем в экономике, но также усилилось ощущение перемен.

Очень сложно установить правила и обеспечить контроль над цифровой средой, которая постоянно меняет форму и изменяется со дня своего появления, как с точки зрения покупателей и продавцов, так и с точки зрения государства. В этой существующей торговой модели нет ни определенного круга лиц, ни страны, ни практической сферы. Речь идет об образовании, которое выходит за пределы границ и государств. Эта сфера, которая имеет свои тонкости и детальные особенности на микроуровне, а также на макроуровне, развивается в различных формах по всему миру. Чтобы предотвратить несправедливое обогащение, с момента появления этой сферы возникла необходимость во вмешательстве с целью предотвращения негативного воздействия на экономическое равновесие стран. И, как видно, ОЭСР, которая выполняет активные функции в этом вопросе, предприняла эффективные мероприятия.

Однако эта эффективность не включает в себя достаточность. Хотя ОЭСР учитывает страны, не являющиеся ее членами, и предпринимает активные действия, электронная коммерция быстро расширяет свое присутствие почти во всем мире, освобождаясь от этих мероприятий. Правовые и финансовые меры не соответствуют темпам роста электронной торговли. Важно, чтобы принимаемые решения устанавливали международную норму для всех стран и чтобы она была гибкой и поддающейся внесению изменений. Тем не менее временные интервалы предпринимаемых мер являются основным источником этой проблемы. Аудиты и отчетность должны проводиться чаще. Поскольку невозможно добиться справедливости на постоянной основе до тех пор, пока не будет обеспечено соответствие предпринимаемых шагов темпам развития. Необходимы современные механизмы контроля, соответствующие глобальному порядку.

 

Список литературы: 
1. Балабанов И.Т. Электронная коммерция : учеб. пособие для вузов. — СПб., 2001. — С. 191.
2. Глобалистика: Энциклопедия. Электронная торговля в ЕС (основные правовые аспекты). — М., 2003. — С. 1236–1237 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://eulaw.edu.ru/publikatsii/stati-po-pravu-evropejskogo-soyuza/elektronnaya-torgovlya-v-es-pravovye-aspekty-efremkina-o-v/.
3. Гунасекаран А., Вольстенкрофт В. В гибком производстве Конкурентная стратегия 21 века. Гибкое производство: Конкурентная стратегия 21 века 2001 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.sciencedirect.com/topics/computer-science/electronic-data-interchange.
4. Директива № 388/77 (OJ 1977, L 145) / Г.П. Толстопятенко. Европейское налоговое право. — М., 2001. С. 75 и сл.
5. Доклад об электронной торговле и развитии. 2003 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://unctad.org/ru/docs/ecdr2003_ru.pdf.
6. Инструментарий для оценки воздействия на конкуренцию / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.oecd.org/daf/competition/49167929.pdf.
7. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Федеральный закон от 1 февраля 2012 г. № 3-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок» // Российская газета. 2012. № 5696 (23). 3 февр. 
8. Многоязычные сводки ОЭСР: статистика доходов 2019. Статистика бюджетных поступлений / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.oecd.org/russia/Russia-Modernising-the-Economy-RU.pdf.
9. План BEPS — конец эпохи агрессивного налогового планирования — размывание налоговой базы и вывод доходов из-под налогообложения / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.nexus.ua/plan-beps-konets-epokhi-agressivnogo-nalogovogo-planirovaniya.
10. План BEPS — конец эпохи агрессивного налогового планирования / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.nexus.ua/plan-beps-konets-epokhi-agressivnogo-nalogovogo-planirovaniya.
11. Принципы корпоративного управления ОЭСР. — М. : ОЭСР, 2004. — С. 63 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.oecd.org/corporate/ca/corporategovernanceprinciples/32159669.pdf.
12. Принципы корпоративного управления ОЭСР. — М. : ОЭСР, 2004. — С. 36 и сл. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.oecd.org/corporate/ca/corporategovernanceprinciples/32159669.pdf.
13. Типовая конвенция Организации Объединенных Наций об избежании двойного налогообложения в отношениях между развитыми и развивающимися странами / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2014/09/UN_Model_2011_UpdateRu.pdf.
14. Хеллерштейн. Электронная торговля и будущее государственного налогообложения // В будущем государственного налогообложения. D и Эд., 1998. С. 209.
15. Электронная коммерция: Стратегическая перспектива Ричард Т. Уотсон - Университет Джорджии, Пьер Бертон-колледж Бентли, Лейланд Ф. Питт - университет Саймона Фрейзера Джордж, М. Зинхан - Университет Джорджии https://opentextbc.ca/electroniccommerce/