Вопросы реформирования досрочного пенсионного обеспечения Российской Федерации
Конференция: X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономическая теория
X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Вопросы реформирования досрочного пенсионного обеспечения Российской Федерации
Questions about pension’s reform of the early retirement
Tatiana Martynova
master's degree, Vladivostok State University Economics and Service, Russia, Vladivostok
Аннотация. В статье описана актуальность вопроса реформирования, а именно досрочного выхода на пенсию в Российской Федерации.
Abstract. There are relevance of pension’s reform and reform of the early retirement in the article.
Ключевые слова: пенсия; пенсионная реформа; система пенсионного обеспечения; страховые взносы; льготная пенсия; досрочный выход на пенсию.
Keywords: pension; pension reform; pension system; insurance premiums; preferential pension, early retirement.
Пенсионная система находится в стадии реформирования последние 17 лет, с того момента, когда страховые взносы в Пенсионный фонд начали регулироваться государством более тщательно. Федеральный закон N167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования. Средства, полученные от работодателей и от самих работников, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а затем распределяются для выплаты пенсий и других выплат нетрудоспособному населению страны. Пенсионный фонд Российской Федерации, как уже говорилось раннее, является самостоятельной бюджетной организацией [1]. В России применяется так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Ее идея состоит в том, что взносы в Пенсионный фонд, которые поступают на данный момент с работающего населения, «идут» на выплату пенсионерам, действует так называемый «механизм солидарности поколений». Такой механизм достаточно распространен в мире, но имеет ряд недостатков, например, уровень поступивших средств в бюджет Пенсионного фонда напрямую зависит от демографической ситуации в стране.
Таблица 1.
Численность и состав населения Российской Федерации по возрастным группам за 2014-2016 гг.
Население (возраст) |
2014 г., (тыс.чел) |
2015 г., (тыс.чел) |
2016 г., (тыс.чел) |
Прирост, (тыс.чел) |
0-4 |
8687 |
8899 |
9262 |
575 |
5-9 |
7441 |
7662 |
8004 |
563 |
10-14 |
6689 |
6823 |
7126 |
437 |
15-19 |
7152 |
6956 |
6829 |
-323 |
20-24 |
10849 |
9971 |
9293 |
-1556 |
25-29 |
12556 |
12522 |
12620 |
64 |
30-34 |
11346 |
11660 |
12092 |
746 |
35-39 |
10459 |
10614 |
10884 |
425 |
40-44 |
9563 |
9750 |
10122 |
559 |
45-49 |
9545 |
9187 |
9140 |
-405 |
50-54 |
11436 |
11184 |
10957 |
-479 |
55-59 |
10382 |
10634 |
10873 |
491 |
60-64 |
8690 |
8949 |
9260 |
570 |
65-69 |
4453 |
5269 |
6428 |
1975 |
70 и более |
14099 |
13587 |
13377 |
-722 |
Всего |
143347 |
143667 |
146267 |
2920 |
Из общей численности населения в возрасте: |
||||
моложе трудоспособного |
24110 |
24717 |
25689 |
1579 |
в трудоспособном |
86137 |
85162 |
85415 |
-722 |
старше трудоспособного |
33100 |
33788 |
35163 |
2063 |
В таблице 1 приведены данные по демографической ситуации в Российской Федерации за 2014-2016 гг [2].
Как видно из таблицы 1 численность населения в Российской Федерации каждый год увеличивается. Но необходимо обратить внимание, с какой группой населения это происходит, а именно с населением моложе трудоспособного возраста (0-15 лет) и старше трудоспособного (мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины в возрасте 55 лет и старше, т.е. общеустановленного пенсионного возраста). Соответственно, бремя отчислений налогов в Пенсионный фонд по большей части приходится на трудоспособное население (16-54 лет женщины, 16-59 лет мужчины), которое не увеличивается, а уменьшается, и соответственно отчислений в Пенсионный фонд становится меньше. В связи с этими данными общий прирост населения Российской Федерации говорит о положительной политики государства, например, программу поддержки молодых семей «Материнский семейный капитал». Но при этом заставляет задуматься о реформировании системы пенсионного обеспечения.
Ключевым направлением совершенствования пенсионной системы Российской Федерации является институт досрочного пенсионного обеспечения [3]. Сегодня общеустановленный возраст для выхода на пенсию в России: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но если застрахованное лицо относится к отдельной категории граждан (определены в ст.30-33 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ), возраст выхода на пенсию может сократиться до, в среднем, 10 лет для женщин и мужчин. Удельный вес граждан, которым была назначена пенсия ранее общеустановленного возраста последние несколько лет составляет 12% от общей численности пенсионеров. При этом, пенсионеры, вышедшие на пенсию раньше, продолжают работать на тех же предприятиях.
Одним из наиболее распространенных оснований для выхода на пенсию является осуществление трудовой деятельности на предприятиях с особыми условиями труда. Такая система пенсионного обеспечения была заложена еще в советское время, а профессии, утвержденные для досрочного выхода на пенсию, регламентируется Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991) «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение». При этом возникает некий диссонанс, при «новой» пенсионной системе Российской Федерации действует список профессий для льготного пенсионного обеспечения, утвержденном еще в 1991 году. Система, достававшая в то время, должна была компенсировать неблагоприятные условия работы на предприятиях. Сегодня, организации должны обеспечивать все требования, предъявляемые государством для обеспечения безопасных и комфортных условий труда, необходимых для своих работников. При этом, на таких предприятиях, где работа связана с вредными или опасными условиями труда, предусмотрены так же льготы, в виде дополнительного отпуска, отгулов, процентной надбавки к заработной плате и другие компенсации. Но вместе с этим, работодатель платить общеустановленные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, где работник как раз и имеет льготу-выход на пенсию раньше. Ответственность за неблагоприятные условия труда должен нести лишь работодатель. Но по факту, бремя компенсации по большей части несет государственный Пенсионный фонд Российской Федерации.
Во многих зарубежных странах применяется практика выплаты пенсии самими предприятиями, тем самым, привлекая работников к себе в организацию на продолжительный срок. Это не несет обязательный характер. Применение такой системы пенсионного обеспечения так же вызывает много вопросов. Например, так называемое «крепостное право», когда работник будет бояться уйти с определенного места работы из-за возможной потери пенсии. Но если «корпоративную пенсию» обозначить в определенные рамки, то этого можно избежать, например, такая пенсия будет замещать действующую сейчас систему досрочного пенсионного обеспечения. До общеустановленного возраста организация будет выплачивать пенсию, вместо Пенсионного фонда, взамен на понижение ставок по уплате страховых взносов. Существует и другой вариант, при сохранении льготного пенсионного обеспечения – введение дополнительных тарифов страховых взносов для работодателей с вредными условиями труда.
Досрочное пенсионное обеспечение является препятствием к эффективному развитию и финансовой сбалансированности системы пенсионного страхования [4]. Именно этот вопрос в последние время не затрагивается при обсуждении реформирования пенсионной системы. Хотя, на мой взгляд, именно он заслуживает большего внимания, чем, например, повышение общеустановленного возраста выхода на пенсию.
Стратегиями дальнейшего реформирования должны стать: совершенствование тарифной системы уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, изменение института досрочного пенсионного обеспечения, развитие корпоративного пенсионного обеспечения, совершенствование накопительной системы пенсионного обеспечения, а также развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения.