Статья:

Целевые показатели реализации стратегии развития физической культуры и спорта в российской федерации на период до 2020 года

Конференция: VI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Экономика

Выходные данные
Изаак С.И. Целевые показатели реализации стратегии развития физической культуры и спорта в российской федерации на период до 2020 года // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 65-69.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Целевые показатели реализации стратегии развития физической культуры и спорта в российской федерации на период до 2020 года

Изаак Светлана Ивановна
д-р пед. наук, доцент, Институт мировых цивилизаций, РФ, г. Москва

 

TARGET INDICATORS FOR IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY FOR DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE PERIOD UP TO 2020

 

Svetlana Isaak

doctor of Sciences, associate Professor, Institute of World Civilizations, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье показано, что основные стратегические ориентиры государственной политики в отношении физической культуры и спорта определены в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. Проведенный анализ достижения целевых показателей Стратегии позволил выявить те регионы (в процентном отношении), которые запланировали рассматриваемые показатели к 2020 году, а также фактически выполнили запланированные на 2016 год значения.

Abstract. The article shows that the main strategic guidelines for public policy in relation to physical culture and sports are defined in the Strategy for the Development of Physical Culture and Sport in the Russian Federation for the period up to 2020. The conducted analysis of achievement of the Strategy targets allowed to identify those regions (in percentage terms) that Planned indicators under consideration by 2020, and also actually fulfilled the values planned for 2016.

 

Ключевые слова: государственная политика; стратегия; целевые показатели; физическая культура и спорт.

Keywords: state policy; strategy; targets; physical culture and sport.

 

Введение. Стратегической целью обеспечения национальной безопасности государства в области повышения качества жизни граждан является развитие человеческого потенциала. Своевременное устранение негативных тенденций в области развития человеческого потенциала, а также принятие управленческих решений по обеспечению устойчивого прогресса жителей страны посредством уменьшения уязвимости и формирования жизнестойкости через призму человеческого развития – актуальное направление реализации государственной политики любого государства [3,4].

Система управления физической культурой и спортом (далее - ФКиС) в России является основой повышения показателей качества и продолжительности жизни, позволяет решить проблемы здорового образа жизни населения России, особенно молодого поколения [2,6]. Спорт содействует воспитанию, социальной сплоченности, укреплению здоровья, совершенствованию процесса развития и становление ребенка и подростка как личности, формированию образа и стиля жизни, предотвращению негативных явлений в молодежной среде [1,7]

Основные направления современной государственной политики в отношении физической культуры и спорта определены, прежде всего, в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г (далее Стратегия) [5].

Такая Стратегия была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р. Предполагалось, что Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. позволит усилить меры социальной защиты спортсменов и тренеров; выработать комплекс эффективных мер по пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта; создать систему обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями. Мероприятия по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (62 мероприятия) определены в Плане, утвержденном приказом Минспорта России от 14.03.2016 г. №245 [8]. О том, как Стратегия выполняется, можно судить о ее целевых показателях.

Цель исследования – провести анализ достижения целевых показателей 2016 года Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.

Результаты исследования и их обсуждение. С целью проведения научно-исследовательской работы разработана анкета, с учетом плана мероприятий по реализации в целом второго этапа Стратегии, для опроса экспертов и руководящего состава органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта. В опросе приняли участие эксперты - руководящий состав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта (n=80) и муниципальных образований (n=66).

Целевые показатели реализации Стратегии

Анализ опроса респондентов по вопросу принятых в региональных органах исполнительной власти по развитию ФКиС с учетом положений Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года официальных документов (мер, программ, своей стратегии и т.д.) показал следующее. В большинстве случаев – это уточненная имеющаяся программа (47,5%), далее новая программа развития ФКиС (30%) и своя стратегия развития ФКиС (18,8%).

В Стратегии запланировано до 40 процентов увеличить долю граждан Российской Федерации, систематически занимающихся ФКиС, в общей численности населения в возрасте от 3 до 79 лет, к 2020 году. На этом уровне запланировали показатель 30% субъектов, на уровне выше 40% - 45% субъектов. Следует отметить, что в некоторых регионах этот показатель запланирован в официальных документах, но до 2019 года. Что касается фактически достигнутого уровня на конец отчетного периода 2016 года, то он составляет (по данным опроса) 32,91%.

Более половины субъектов (67,5%) на уровне 80 процентов и выше запланировали в Стратегии увеличить долю обучающихся и студентов, систематически занимающихся ФКиС, в общей численности данной категории населения, к 2020 году. Фактически достигнутое в 2016 году значение составляет 71,21%.

Что касается показателя доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся ФКиС, в общей численности данной категории населения, то в данной характеристике, несомненно, необходимо учитывать лица, по медицинским показателям допущенным к занятиям (такая поправка в 2016 году была принята федеральным органом исполнительной власти в области ФКиС). В связи с этим значение расчетного показателя существенно варьирует в ответах экспертов субъектов; тем не менее, по данным опроса достигнутый уровень показателя на конец отчетного периода 2016 года составляет 11,13%.

Этот показатель за рассматриваемый отчетный период превышает установленное раннее целевое значение (характеризующее один из результатов реализации Стратегии на первом этапе в 10% в 2015 году), тем не менее погодовые темпы роста существенно ниже чем, например, такого показателя как доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся  ФКиС, в общей численности данной категории населения (к 2020 году его целевое значение - 80%, достигнутое в 2016 г. значение - 71,21%).

В каждом третьем субъекте запланирован к 2020 году в официальных документах показатель «доля граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей 6-15 лет» на уровне 50 процентов. В 45% субъектов он запланирован на уровне ниже 50 процентов.

Значение показателя «количество занимающихся в системе спортивных школ на этапах подготовки по зимним видам спорта» к 2020 году в 90% случаев регионами не запланирован.

В Стратегии запланировано к 2020 году увеличить количество квалифицированных тренеров и тренеров - преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения. По данным опроса в 58% регионов определено его количественное значение к концу реализации второго этапа.

Что касается доли российских спортсменов - членов сборных команд страны, прошедших процедуру антидопингового контроля (100 процентов к 2020 году), то в 80,5% регионов его не планируют, в 10,4% и 6,49% случаев планируют на уровне 100% и ниже соответственно. Среди других ответов можно отметить следующие ответы. В Республике Мордовия в региональной программе установлен показатель  - «количество учреждений физкультурно-спортивной направленности, участвующих в реализации антидопинговой программы». Показатель установлен и достигнут на уровне 18 (100 % учреждений). В Ямало-Ненецком автономном округе подготовлен проект решения коллегии департамента по физической культуре и спорту ЯНАО  - на уровне 100 % прошедших процедуру антидопингового контроля ямальских спортсменов - членов сборной команды России к 2020 году.

Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности, к 2020 году предполагается повысить до 48 процентов. В 2016 году он достигнут на уровне 40,6% (по результатам опроса). При этом 43,4% регионов запланировали его на уровне 48 процентов и выше, а 44,7% регионов – ниже этого уровня.

Заключение. Таким образом, проведенный анализ достижения целевых показателей Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. позволил выявить те регионы (в процентном отношении), которые запланировали рассматриваемые показатели к 2020 году, а также фактически выполнили запланированные на 2016 год значения.

 
Список литературы:
1. Изаак С.И. Состояние физического развития и физической подготовленности детей, подростков, молодежи на основе технологии популяционного мониторинга (на примере Российской Федерации) // Известия ВУЗов Кыргызстана. - 2016. - №. 9. – С. 153-156.
2. Мутко В.Л., Паршикова Н.В., Чистяков В.А. Дополнительный урок физкультуры: опыт реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 1. - С. 20-21.
3. Паршикова Н.В., Изаак С.И. Разработка стратегического прогноза развития физической культуры и массового спорта на период до 2030 года // Человеческий капитал. - 2016. - № 4 (88). - С. 10-12.
4. Слоботчиков О.Н., Нугманова Н.Р. Обеспечение прогресса человечества: уменьшение уязвимости и формирование жизнестойкости // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2016. - № 12. – С. 231-237.
5. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lipetskregionsport.ru/1114/1135.htm (дата обращения: 20.06.2017).
6. Паршиков А.Т., Виноградов П.А., Паршикова Н.В., Моченов В.П., Изаак С.И. Физкультурно-спортивная деятельность в организации профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи: Метод. пособие для общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования спортивной направленности. - М.: Монтэс Инвест, 2002. - 112 с.
7. Паршикова Н.В. Менеджмент, право, нормативы // Дошкольная и школьная физкультура. Физкультура и спорт. - М.: Советский Спорт, 2015. -С. 5-6.
8. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 14 марта 2016 г. № 245 «О плане мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/documents/ministry-orders/29672/(дата обращения: 20.05.2017).