Статья:

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ И ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ

Конференция: LXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Экономика

Выходные данные
Жарких К.К., Зозуля В.П. ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ И ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 7(74). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ И ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ

Жарких Константин Кириллович
курсант, ВУНЦ ВВС ВВА им. Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина, РФ, г. Воронеж
Зозуля Валерия Петровна
преподаватель, ВУНЦ ВВС ВВА им. Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина, РФ, г. Воронеж

 

THE IMPACT OF THE SPECIAL MILITARY OPERATION AND WESTERN SANCTIONS ON THE RUSSIAN ECONOMY

 

Konstantin Zharkikh

Cadet of the Military Training Scientific Center of the Air Force "Air Force Academy named after Professor N.E.Zhukovsky and Yu.A.Gagarin", Russia, Voronezh

Valeria Zozulya

Teacher of the Military Training Scientific Center of the Air Force "Air Force Academy named after Professor N.E.Zhukovsky and Yu.A.Gagarin", Russia, Voronezh

 

Аннотация. Цель. Определить влияние специальной военной операции и западных санкций на экономику России.

Методы. Для решения поставленной цели была изучена научная литература по данной проблематике.

Результат. Влияние специальной военной операции и западных санкций на экономику России определяется несколькими ключевыми факторами:

1. Китай не заменил ЕС в поставках техники и комплектующих.

2. Сырьевая структура экспорта обеспечила его устойчивость.

3. Скидки на нефть поддержали объемы ее поставок.

4. Профицит формируется за счет «рискованных» нейтральных стран.

5. Отказ от доллара и евро в расчетах не устраняет риски вторичных санкций.

6. География импорта чрезвычайно концентрированна.

Abstract. Goal. To determine the impact of a special military operation and Western sanctions on the Russian economy.

Methods. To achieve this goal, the scientific literature on this issue was studied.

Result. The impact of the special military operation and Western sanctions on the Russian economy is determined by several key factors:

1. China has not replaced the EU in the supply of machinery and components.

2. The raw material structure of exports has ensured its sustainability.

3. Discounts on oil supported the volume of its supplies.

4. The surplus is formed at the expense of "risky" neutral countries.

5. Abandoning the dollar and the euro in settlements does not eliminate the risks of secondary sanctions.

6. The geography of imports is extremely concentrated.

 

Ключевые слова: экономика России, санкции, экономические показатели, макроэкономические показатели, СВО, инфляция, ВВП, диверсификация.

Keywords: Russian economy, sanctions, economic indicators, macroeconomic indicators, special military operation, inflation, GDP, diversification.

 

Санкции – это политический и экономический инструмент, используемый странами или международными организациями для убеждения определенного правительства или группы правительств изменить свою политику путем ограничения торговли, инвестиций или другой коммерческой деятельности [9]. В основном под санкциями понимают запреты, которые одна страна накладывает на другую страну, конкретных людей или компании. Но это лишь одна из разновидностей санкций. Санкции могут применять к конкретному человеку, компании, отрасли или стране. По сути, санкции – это наказание за несоблюдение договоренностей или правил работы.

Использование санкций, связанных с наложением запрета на разного типа сотрудничество, прежде всего торговое взаимодействие с определенной страной, — довольно распространенный инструмент давления, относящийся исторически к военным действиям, как правило, предшествующий военным действиям или применяемый для усиления своих позиций во время военных действий. Институт санкций в истории также применялся против политических конкурентов. Постепенно санкции стали использоваться по большей части как инструмент нечестной экономической конкуренции и влияния на политическую ситуацию в конкретной стране [10].

Обычно, когда говорят о начальных санкциях против России, вспоминают период правления Ивана Грозного. Он вступил в Ливонскую войну, что привело к огромному потоку негативной информации из соседних стран и к экономическим ограничениям. В частности, санкции затронули поставки меди и бронзы из европейских государств в Московское государство. Попытки воздействия и давления продолжались и в XVII веке, и они имели последствия во время Смуты. Однако реформы и укрепление государства в военно-политическом аспекте обеспечили ему стабильность. Фактически только в XIX веке некоторые европейские страны вернулись к целенаправленной войне против России через санкции. Тогда страны Европы, особенно Британия, стремились ограничить влияние России в Европе и ослабить ее позиции, что произошло после Крымской войны. События Крымской войны и послевоенного периода были отмечены значительной информационной атакой на Россию. Даже в конце XIX века информационная война против России не прекратилась. Россию продолжали изображать как угрозу для "цивилизованного мира", часто используя образы осьминога-монстра, огромного медведя или даже катка на картах.

Начиная с 2014 года против России активно вводятся различные экономические санкции, целью которых является оказание давления на Россию с целью изменения её позиции по крупным международным вопросам, но также и ослабление российской экономики, то есть в целях конкурентной борьбы [1]. С началом СВО санкции умножились и ужесточились. За два с половиной года было введено 14 пакетов антироссийских санкций, в которых запреты и ограничения касались не только конкретных отраслей российской экономики (самый сильный удар пришелся на банковскую сферу), но даже отдельных предприятий, организаций и физических лиц.

В период специальной военной операции на Украине и введения западных санкций экономическое положение РФ будет зависеть, очевидно, от продолжительности этой операции и характера экономических санкций. Уже после первых 10-15 дней боевых действий стало ясно, что операция затягивается и с расширением западной военной помощи Украине становится всё более ожесточенной и поэтому дорогостоящей [2].

Развитие любой экономики зависит от количества используемых материальных ресурсов: чем больше ресурсов используется, тем больше благ будет доступно для конечных потребителей. В современных экономических реалиях, когда миру навязана англосаксонская модель капитализма, развитие экономик (рост ВВП) сопровождается ростом потребления ресурсов. Однако ресурсная база в масштабах нашей планеты ограничена неравномерным распределением доступных ресурсов и технологиями их добычи [7].

Для того, чтобы понять насколько сильно санкции повлияли на экономику России, попробуем проанализировать некоторые экономические показатели [4]. Основные макроэкономические показатели российской экономики представлены в таблице 1.

Талица 1.

Основные макроэкономические показатели российской экономики [11]

Год

Инфляция

Ключевая ставка (на конец года)

ВВП (изменение в % к предыдущему году)

Безработица

2023

7,42

16

3,6

3,18

2022

11,92

7,5

-1,2

3,96

2021

8,39

8,5

5,9

4,81

2020

4,91

4,25

-2,7

5,72

2019

3,05

6,25

2,2

4,59

2018

4,27

7,75

2,8

4,84

2017

2,52

7,75

1,8

5,26

2016

5,38

10

0,2

5,62

2015

12,91

11

-2

5,65

2014

11,36

17

0,7

5,15

2013

6,45

5,5

1,8

5,48

2012

6,58

8,25

4,0

5,47

2011

6,10

8

4,3

6,52

2010

8,78

7,75

4,5

7,34

2009

8,80

8,75

-7,8

8,32

2008

13,28

13

5,2

6,22

2007

11,87

10

8,5

5,98

2006

9,00

11

8,2

6,95

2005

10,91

12

6,4

6,94

2004

11,74

13

7,2

7,5

 

Как видно из таблицы санкции не нанесли ощутимого влияния на основные макроэкономические показатели. Мы видим незначительное падение ВВП в 2022 году [3] и рост инфляции более 10% также в 2022 году [8]. Однако, в 2023 году ситуация выравнивается. Очевидно, что большую роль в стабилизации ситуации сыграли меры государственной поддержки экономики, удержание курса рубля на определенном уровне и повышение ключевой ставки ЦБ.

Сохранение ключевой ставки на высоком уровне может иметь отрицательные последствия для экономики, такие как снижение экономической активности населения и банкротство предприятий малого и среднего бизнеса.

Важным экономическим показателем в России является курс рубля по отношению к доллару и евро. Ожиданием западных политиков после введения первых пакетов санкций в 2022 году был курс 200 рублей за доллар. Как известно, ожидания не оправдались. Рубль удалось удержать.

Динамика курса доллара США по отношению к рублю представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Динамика курса доллара США по отношению к рублю [5]

Дата

Курс

25.12.2023

91,97

25.06.2023

84,08

25.12.2022

68,68

25.06.2022

53,32

25.05.2022

56,97

25.04.2022

73,36

25.03.2022

96,05

11.03.2022

120,38

25.02.2022

86,93

 

Как видно из таблицы доллар достиг исторического максимума в марте 2022 года. Затем курс снизили и держали низким до конца 2022 года. В 2023 году курс выровнялся. Сейчас американская валюта стоит чуть больше чем до начала СВО. До недавнего времени курс доллара имел важную социальную составляющую. Простые обыватели по курсу рубля по отношению к доллару судили о состоянии экономики в стране. Сейчас роль американской валюты постепенно уменьшается. Расчеты на международном рынке все чаще ведутся без участия доллара.

За последние два года российская внешняя торговля подверглась рекордному количеству ограничений и других внешних шоков, которые затронули спрос на российский экспорт, предложение импорта в Россию и издержки внешней торговли. Часть ограничений проявилась сразу: разорвались устоявшиеся логистические цепочки, возникли проблемы с проведением транзакций, прервались многие бизнес-контакты, в том числе из-за сворачивания деятельности западных компаний в России. Это оказало большое влияние на российский импорт. В противоположность этому ограничения, затрагивающие основные товары российского экспорта, в первую очередь сырую нефть и нефтепродукты, начали действие через много месяцев после того, как были анонсированы. В результате импортные потоки вошли в фазу трансформации раньше экспортных, но последние полгода, с середины 2023 г., и те и другие стабилизировались на новых уровнях: в стоимостном выражении экспорт – примерно на уровне 2019 г., импорт – примерно на уровне 2021-го.

 Зачастую при обсуждении внешней торговли превалирует мнение о первичности развития экспорта: во главу угла ставится тема его расширения и поддержки. Однако для России в текущей ситуации среднесрочная задача в корне отличается: важнее обеспечить стабильные поставки импортных товаров и оборудования, имеющих ключевое значение для производственных цепочек и потребления. Острота проблемы частично сглаживается масштабом российской экономики, что хорошо видно на примере авиаотрасли: размер парка позволяет решать проблему запчастей за счет разукомплектации части самолетов. Но сама технологическая зависимость от импорта в этой и многих других отраслях сохранится в длительной перспективе.

 Часть критически важных для экономики товаров находятся в фокусе санкционного давления, и обеспечение их поставок – сложная практическая задача. Во-первых, многие из них производятся исключительно в развитых странах из числа «недружественных», что приводит к необходимости использования схем параллельного импорта. Во-вторых, в силу уникальности подобных товаров цепочки их поставок с большей вероятностью могут быть отслежены, что усиливает риски вторичных санкций для контрагентов. В-третьих, ограничения постпродажного обслуживания повышают стоимость использования этих товаров. Критически важные товары занимают малую долю в совокупных объемах российского импорта, и изменение их поставок слабо проявляется в его динамике. Тем не менее анализ совокупных объемов импорта позволяет выявить некоторые закономерности.

Вывод 1. Китай не стал заменой ЕС в сфере поставки технологий и деталей. Общий объем импорта практически достиг уровня до кризиса (на 9% меньше во второй половине 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года) благодаря более чем втрое увеличению поставок из Китая (+53%) и других нейтральных государств (+31%), что исключительно компенсировало снижение импорта из стран, относимых к «недружественным», в более чем в три раза (на 66%). В итоге, Китай стал основным поставщиком для России, увеличив свою долю в импорте с 27% до 45%, в то время как доля развитых стран уменьшилась с 47% до 17%. К тому же в 2022 году наблюдалось относительное увеличение цен на европейские товары, поставляемые в Россию, на 7% по сравнению с другими рынками.

Однако степень сжатия поставок европейских товаров и их замещения китайскими на российском рынке неоднородна и зависит от характеристик товарной группы.

С одной стороны, количество европейских товаров с гуманитарной ценностью, таких как лекарства, вакцины и медицинское оборудование, почти не изменилось в объеме, несмотря на все сложности с логистикой и ограничениями в международных расчетах. В то же время, поставки лекарств и медицинского оборудования из Китая остаются на очень низком уровне, особенно учитывая ведущее положение этой страны в общем объеме российского импорта (45%).

С другой стороны, наблюдается практически полное прекращение прямых поставок техники из Европейского союза. Важное замещение китайскими товарами происходит лишь в отношении тракторов и легковых автомобилей среди крупнейших товарных групп. Однако небольшой прирост в импорте из Китая запчастей для транспортных средств свидетельствует о недостаточном успехе усилий по локализации производства и сборки китайских автомобилей. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время рост поставок из Китая в основном обусловлен ввозом готовой продукции.

Вывод 2. Сырьевая структура экспорта обеспечила его устойчивость. Как показывает опыт 2022–2023 гг., переориентация поставок сырья на другие рынки может быть реализована в кратчайшие сроки (за исключением трубопроводного природного газа), так как спрос на однородные товары, доминирующие в российском экспорте, предъявляют как развитые, так и развивающиеся страны.

Обычно объемы экспорта определяются ценовым фактором. После выравнивания цен на энергоресурсы экспорт вернулся к уровням до пандемии (+0,5% во второй половине 2023 года по сравнению с таким же периодом 2019 года). Увеличение поставок в Китай (+112%) и другие нейтральные страны (+94%) компенсировали значительное сокращение закупок российских товаров "недружественными" странами (–75%). В результате, как и с импортом, в середине 2023 года произошло изменение географии экспорта в пользу нейтральных стран: доля рынков сбыта "недружественных" стран сократилась с 57% до 15%, а доля Китая увеличилась с 13% до 28%.

Вывод 3. Скидки на нефть поддержали объемы ее поставок. В условиях санкций необходимо сохранить объемы экспорта основных товаров России за счет перенаправления поставок на альтернативные рынки с использованием скидок. Ключевым вопросом здесь является величина скидки. Проще говоря, при скидке в 5% поставщик быстрее найдет покупателя, при 10% покупатели сами обратят внимание на поставщика, а при 20% придется стоять в очереди. Ожидается, что уровень скидок будет выше в начальный период увеличения поставок или входа на новые рынки, и постепенно снизится по мере стабилизации торговых потоков. Это предположение подтверждается динамикой скидок на цену российской нефти на китайском рынке.

Появление скидок связано с увеличением поставок российской нефти на китайский рынок, которые увеличились на треть (с 79,7 млн тонн в 2021 году до 107 млн тонн в 2023 году). Размер скидки был выше в периоды, когда доля российской нефти на китайском рынке росла. Общий объем скидок за 2023 год составил около $4 млрд при общем объеме импорта российской нефти в $61 млрд. Важно отметить, что средняя цена импорта нефти из России, опубликованная Главным таможенным управлением Китая, остается значительно выше установленного «потолка» цен коалицией "недружественных" стран.

Вывод 4. Профицит формируется за счет «рискованных» нейтральных стран. Россия продолжает демонстрировать позитивный торговый баланс, который, согласно статистике Таможенной службы, составляет около 140 миллиардов долларов. Однако теперь он направлен на торговлю с другими нейтральными странами, среди которых не все обладают полным потенциалом платежеспособности. С учетом ограниченной возможности конвертации валюты у некоторых этих партнеров, в частности, у Индии, такой торговый профицит может привести к риску задержки платежей для российских экспортеров или к получению средств в неконвертируемых валютах.

В 2023 году товарооборот с государствами, с которыми отношения не очень дружественные, практически выровнялся, с небольшим преобладанием экспорта над импортом. Ранее баланс торговли с этой группой стран был стабильно положительным. Объем товарооборота с Китаем также приблизился к равновесию, что характерно для российских торговых отношений с этой страной в последние годы.

Вывод 5. Отказ от доллара и евро в расчетах не устраняет риски вторичных санкций. Хотя внешнеторговые отношения России наконец-то находятся в стабильном состоянии, перед страной встает множество препятствий, ключевым из которых является угроза введения вторичных санкций. Непосредственно после того, как президент США Джо Байден подписал указ от 22 декабря 2023 года, облегчающий процедуру введения таких санкций, стали поступать сообщения о замораживании операций с российскими банками со стороны турецких финансовых учреждений. Также были отмечены случаи отказа в проведении платежей и усиление контроля за транзакциями со стороны китайских банков. Следует подчеркнуть, что эти события имели место в двух странах, играющих ключевую роль в российском импорте: Китай является ведущим поставщиком, в то время как Турция, благодаря своему географическому положению и политическому контексту, может стать одним из главных каналов для поставки европейских товаров в Россию. Ограничения касались как платежей в валютах стран, находящихся в недружественных отношениях, так и в национальных валютах партнеров. Эти события еще раз подчеркнули, что переоценены перспективы перехода на расчеты в национальных валютах, и что сам по себе такой переход не является решением проблемы вторичных санкций.

Вывод 6. География импорта чрезвычайно концентрированна. Отметим еще один важный аспект российского импорта – доминирование Китая, который занимает около 45% рынка во второй половине 2023 года. Присутствие страны с такой значительной долей в импорте несет определенные риски, поскольку в случае торговых споров, которые неминуемо возникают, у Китая будет сильное переговорное преимущество. Более того, Китай доминирует на рынках США, Евросоюза и других "недружественных" стран, в то время как Россия для него является лишь второстепенным (6-м) партнером с долей в 3,4%. Очевидно, что большинство китайских компаний предпочтут избегать рисков, связанных с доступом на ключевые рынки из-за России, а российским компаниям будет сложно найти замену китайским поставщикам.

В любом случае усилия «недружественных» стран по выявлению нежелательных для них торговых потоков и введению вторичных санкций против российских партнеров будут продолжаться. Одни из немногих способов снижения этих рисков – географическая диверсификация внешней торговли и создание альтернативной архитектуры расчетов [6].

Так, воздействие санкционных мер одновременно оказало отрицательное воздействие на российскую экономику, однако одновременно стало катализатором для её дальнейшего прогресса и инициировало глубокую трансформацию экономической структуры в сторону принципиально нового уровня развития.

 

Список литературы:
1. Кунчий, С.В. Маликова, Г.С. Причины и последствия введения санкций в отношении России / С.В. Кунчий, Г.С. Маликова // Экономика и социум. – 2017. – №5(36). – С. 740 – 742.
2. Ханин, Г.И. Экономические последствия СВО и западных экономических санкций / Г.И. Ханин // Идеи и идеалы. – 2022. – №4, часть 2. – С. 268 – 273.
3. ВВП России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gogov.ru/articles/vvp-rf (дата обращения: 11.07.2024)
4. Джин В. 5 важных макроэкономических индикаторов, которые помогают оценить состояние экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/short/economics-abc/ (дата обращения: 11.07.2024)
5. Динамика официального курса заданной валюты [Электронный ресурс]. // Официальный сайт «Банк России». – URL: https://www.cbr.ru/currency_base/dynamics/?UniDbQuery.Posted=True&UniDbQuery.so=1&UniDbQuery.mode=1&UniDbQuery.date_req1=&UniDbQuery.date_req2=&UniDbQuery.VAL_NM_RQ=R01235&UniDbQuery.From=01.01.2022&UniDbQuery.To=15.02.2022 (дата обращения: 12.07.2024)
6. Кнобель А., Фиранчук А. Переориентация внешней торговли России: 6 основных выводов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://econs.online/articles/opinions/pereorientatsiya-vneshney-torgovli-rossii-shest-osnovnykh-vivodov/ (дата обращения: 15.07.2024)
7. Кочетов А. О том, почему Запад вводит санкции против России, с научной точки зрения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dzen.ru/a/Y9vIhxbsn2fdiDoQ (дата обращения: 08.07.2024)
8. Таблицы инфляции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://уровень-инфляции.рф/таблицы-инфляции (дата обращения: 11.07.2024)
9. Что такое санкции? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.tbank.ru/invest/social/profile/MUTABOR51/40dba4e4-caf4-463d-8b4c-aebb3bacb5d9/ (дата обращения:08.07.2024)
10. Еремина Н. Причины введения санкций  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dp.ru/a/2018/04/16/Kratkaja_istorija_sankcij (дата обращения: 08.07.2024)
11. Составлено автором с помощью сайтов «Таблицы инфляции» и «ВВП России» [3;8]