Статья:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Конференция: LXXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика предпринимательства

Выходные данные
Маняпова И.С., Калимуллина Э.Р. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(88). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Маняпова Ирина Сергеевна
магистр, специалист по планированию производства, ООО «Ультрадизайн», РФ, г. Уфа
Калимуллина Эльза Рамисовна
доц., кандидат наук, заведующий кафедры, Уфимский государственный нефтяной технический университет, РФ, г. Уфа

 

PROSPECTS FOR BUSINESS DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

 

Irina Manyapova

Master's degree, production planning specialist, Ultradesign LLC, Russia, Ufa

Elsa Kalimullina

Associate Professor, PhD, Head of Department, Ufa State Petroleum Technical University, Russia, Ufa

 

Аннотация. Формирование в современных условиях цифровой модели экономики имеет высокую степень влияния на развитие субъектов бизнеса. Появляются новые информационные технологии и инновационные подходы, позволяющие принимать решения, направленные на стимулирование развития бизнеса. В особенности, актуальным выступает выход предприятий в сетевой мир, где новые отрасли цифровой экономики открывают возможности для расширения бизнеса и увеличения финансового результата. Поэтому целью статьи является оценка основных перспектив развития предприятий в период цифровизации экономики и внешней бизнес-среды.

Abstract. The formation of a digital economic model in modern conditions has a high degree of influence on the development of business entities. New information technologies and innovative approaches appear that allow making decisions aimed at stimulating business development. In particular, the entry of enterprises into the network world is relevant, where new sectors of the digital economy open up opportunities for business expansion and increasing financial results. Therefore, the purpose of the article is to assess the main prospects for the development of enterprises during the period of digitalization of the economy and the external business environment.

 

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, цифровые технологии, развитие бизнеса, стратегия развития.

Keywords: digital economy, digitalization, digital technologies, business development, development strategy.

 

Одной из приоритетных стратегий развития современного российского бизнеса является цифровая трансформация. Она обусловлена текущими реалиями, сопровождающихся стремительным развитием сектора информационно-коммуникационных технологий. Благодаря этому появляются новейшие технологии, практическое внедрение которых способствует совершенствованию производства, оптимизации бизнес-процессов, улучшение показателей основной деятельности. Финансовые результаты проектов по цифровизации бизнеса демонстрируют практическую значимость всех процессов, связанных с разработкой и внедрением инноваций в форме цифровых технологий.

Исходя из этого, предлагаем рассмотреть основные перспективы развития бизнеса при реализации стратегии цифровой трансформации и перехода к сетевому цифровому миру.

Во-первых, с развитием цифровой экономики предприятия получают новый способ сбыта продукции – через сектор электронной коммерции, где функционируют различные торговые маркетплейсы и торговые площадки. Конкурентными преимуществами электронных платформ для торговли выступают [1]:

  • повышается качество услуг по таргетированию рекламы, что увеличивает эффективность Интернет-маркетинга;
  • продавцы в цифровых платформах предлагают более дешевые цены на те же товары, которые продаются в физических магазинах;
  • для приобретения товаров через оформление заявки на цифровой платформе нет требований к географии и времени продажи;
  • компании розничной торговли, продающие через цифровые платформы, имеют меньшие размеры финансовых расходов, чем те компании, которые продают лишь в физической рознице.

Согласно аналитическим докладам, объем рынка Интернет-торговли в российской экономике за 2023 г. продемонстрировал новый рекордный рост, увеличившись до 7,8 трлн руб. Это 48% роста в сравнении с 2022 г., что свидетельствует о активной цифровизации ритейла. При этом доля торговых маркетплейсов, использующих платформенную бизнес-модель, составляет уже 56,4%. Продажи через них достигли рекордных 4,4 трлн руб. Это на 92% больше, чем за 2022 г. Таким образом, сектор маркетплейсов демонстрирует выше темпы роста, чем общий рынок Интернет-торговли [2].

Во-вторых, происходит активная цифровая трансформация маркетинговой деятельности предприятий. В 2020-х гг. все больше расходов на маркетинг происходит путем использования инструментов Интернета. Это обусловлено высокою эффективностью данного способа маркетингового продвижения в достижении целей стратегического развития бизнеса. Однако актуальным остаются вопросы, связанные с оценкой эффективности применения конкретных технологий маркетинга.

Исходя из современных тенденций, становится понятным, что главную роль в современном маркетинге занимает Интернет-пространство. Благодаря социальным медиа, информационным системам и цифровым технологиям повышается качество внешних коммуникаций с потребителями. Как результат, Интернет становится главной площадкой для рекламы компаний, что подтверждает общая структура рынка (см. рис. 1).

 

Рисунок 1. Структура рынка рекламы по средствам рекламного продвижения в России за 2023 г., в млрд руб. [3]

 

В итоге, структуры рынка демонстрирует, что большая часть рекламных расходов российских организаций направлена на Интернет-рекламу. Ее объем составляет рекордные 386,6 млрд руб. Традиционная реклама через телевидение составляет 231,5 млрд руб. Из-за этого все больше крупных компаний России проводят рекламные кампании, используя социальные сети, Интернет-сайты и мессенджеры.

В-третьих, происходит активное использование цифровых технологий, которые создают умную систему управления. Применение технологий в целях цифровизации управленческой практики повышает эффективность менеджмента предприятия. Снижается доля ошибок, совершаемых по причине влияния «человеческого фактора». Информационно-аналитическая поддержка системы управления становится высокоинтеллектуализированной, в ней появляются новые возможности, анализирующие большой массив различных данных, что позволяет выявлять причинно-следственные связи между результатами бизнес-процессов и финансово-экономическими показателями отчетности компании.

Наибольший потенциал в цифровизации системы управления имеют технологии искусственного интеллекта, которые предоставляют возможности генерирования управленческих решений, используя для этого все входные данные, информацию и отчетность предприятия. На данном этапе технологии ИИ выступают в большей степени советниками и консультантами, однако с развитием продуктов от крупнейших компаний высокоинтеллектуальных технологий и программ, появляются и новые возможности в применении данных инноваций при управлении бизнесом [4].

Для примера можно привести кейс компании Wowcher, которая работает в сфере электронной коммерции. Ее использование технологии искусственного интеллекта позволило совершенствовать управление бизнес-процессами отдела маркетинга. Результатом оказалось улучшение взаимодействия с клиентами, что снизило стоимость привлеченного лида на 31% [5].

Таким образом, выявленные возможности от цифровизации экономики и внешней бизнес-среды демонстрируют безграничные перспективы, направленные на обеспечение масштабирования бизнеса. Помимо этого, меняется и экономическая конъюнктура, где появляются возможности от развития бизнеса в период цифровой трансформации.

 

Список литературы:
1. Шалимов И.В., Бондарева Г.А. Инновационная модель как платформа организации высокотехнологичного и наукоемкого бизнеса // Актуальные проблемы развития экономических, финансовых и кредитных систем. 2022. С. 546-551.
2. Интернет-торговля в России: итоги-2023 и прогнозы-2024. URL: https://segment.ru/analytics/internet-torgovlya_v_rossii-_itogi-2023_i_prognozyi-2024/ (дата обращения: 25.10.2024).
3. Объем рынка маркетинговых коммуникаций в 2023 году. URL: https://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id10640 (дата обращения: 25.10.2024).
4. Гладилин Л.Ю. Практические аспекты применения искусственного интеллекта в бизнесе // Путеводитель предпринимателя. 2023. Т. 16. № 4. С. 128-133.
5. How to use AI to elevate social media campaigns. URL: https://searchengineland.com/ai-elevate-social-media-campaigns-437465 (дата обращения: 25.10.2024).