Статья:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ

Конференция: LXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Тинин Е.Д., Дмитриев А.Г. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(73). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ

Тинин Евгений Денисович
аспирант, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», РФ, г. Москва
Дмитриев Антон Генадьевич
канд. экон. наук, заведующий кафедрой Организационного менеджмента, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», РФ, г. Москва

 

IMPROVING THE MANAGEMENT OF ORGANIZATIONAL BEHAVIOR IN THE ORGANIZATION

 

Evgeniy Tinin

Post-graduate student, Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Russia, Moscow

Dmitriev Anton Gennadievich

Candidate of Economics, Head of the Department of Organizational Management, Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы управления организационным поведением. Анализируется опыт использования различных инструментов в совершенствовании управления организационным поведением. Предлагается использование предложений с учетом возможностей организации.

Abstract. This article discusses the problems of organizational behavior management. The experience of using various tools in improving organizational behavior management is analyzed. It is proposed to use proposals taking into account the capabilities of the organization.

 

Ключевые слова: организационное поведение; человеческий ресурс; организационная культура; управление персоналом; предприятие; трудовая деятельность.

Keywords: organizational behavior; human resource; organizational culture; personnel management; enterprise; labor activity.

 

Введение

Проблема совершенствования организационного поведения рассматривается достаточно давно представителями многих научных дисциплин, начиная от менеджмента и заканчивая социологией. Актуальность работы обусловлена тем, что повышение эффективности управления персоналом организации является достаточно острым вопросом для большинства предприятий, а улучшение организационного поведения как нельзя способствует качеству работы с персоналом. Если говорить о бизнес организации – поведение работника определяет как индивидуальные, так и групповые результаты труда, и постепенно они вносят свой вклад в развитие организации.

Цель статьи – проанализировать опыт использования различных инструментов в совершенствовании организационного поведения.

Методы

В качестве основных методов исследования нами были выбраны  синтез, теоретический анализ литературы и аналитический метод исследования.

Результаты

Под организационным поведением понимается предметная область, в которой производится исследование как индивидуального, так и группового поведения сотрудников, а так же влияние данного поведения на деятельность организации, обособленных подразделений и других работников [5].

В целом, можно выделить три уровня организационного поведения (рис. 1)

 

Рисунок 1. Уровни организационного поведения

 

Анализ определения позволяет выделить, что организационное поведение по своей природе двойственный процесс – с одной стороны организация, в которой трудиться сотрудник оказывает влияние на его нормы поведения, желания и действия, с другой стороны – сам работник способен повлиять на свое окружение в организации и ее в целом.

Организационное поведение формируется за счет множества различных форм, которые в свою очередь могут быть присущи как за счет специфики организации, так и собственного мироощущения индивида (рис. 2)

 

Рисунок 2. Формы реализации организационного поведения

 

У человека глубина планирования не ограничена, поэтому, его организационное поведение очень сложно. Поведение является осознанной деятельностью по реализации целей. Получается, что управление и поведение очень тесно связаны.

Организация предполагает некий упорядоченный набор взаимосвязанных составных частей. У человека целевая установка определяет поведение, а если организация (в лице управляющего, директора, менеджера) понимает, что хочет человек – она способна им управлять.

Смыслом любого бизнеса является достижение экономической эффективности. Организация не существует в вакууме, поэтому с одной стороны – экономическая эффективность, с другой стороны – работник со своими потребностями, вопросами удовлетворенности, благополучия [3]. Достижение целей организации достигается за счет создания и функционирования системы организационного поведения.

Управление в большинстве организаций заключается в том, чтобы сформировать тот стиль и уровень руководства, при котором будет достигнут назначенное изначально качество трудовой жизни в организации. Следовательно можно говорить о том, что организационное поведение является своего рода производной организационной культуры, намеченной при создании организации.

Конечной целью управления организационной культурой выступает организационное поведение персонала, в большей степени отвечающее целям и задачам функционирования общественной организации и, в соответствии с этим, обеспечение действенной организационной работы.

В связи с этим, управление организационным поведением в организации, а следовательно и изучение менеджерами организации данной науки имеет определенные отличительные черты:

- междисциплинарный характер;

- возрастающая популярность у практикующих менеджеров;

- системность.

В управлении организационным поведением можно выделить несколько задач (рис. 3)

 

Рисунок 3. Задачи в управлении организационным поведением

 

При этом, для грамотного и эффективного управления организационным поведением менеджер обязан обладать такими компетенциями, как делегирование, установка межличностных отношений в коллективе, управление деловой карьерой сотрудников, мотивация и раскрытие потенциала сотрудников [4].

Эффективность управления организационным поведением становится заметной проблемой во многих учреждениях, которые по прежнему используют авторитарный стиль управления. В таких организациях первоочередной основой становится подчинение сотрудников, которые становятся зависимыми от мнения руководителя, а свои потребности сводят к получению средств для существования.

Так же малоэффективно использование так называемой опекунской модели, при которой высшее управляющее звено всецело ориентировано на денежную основу, не учитывая при этом личные выгоды сотрудников. В таких организациях коллектив разделяется на группы и ставит своей целью собственную защиту, что приводит в общем итоге к пассивной кооперации сотрудников.

Большинство современных организаций, принимая во внимание сложившиеся тенденции переходит к системной модели управления организационным поведением, суть которой сводится к созданию доверительных отношений в коллективе. При этом сотрудники становятся более ответственными, мотивированными и в конечном итоге приверженными целям организации.

Ярким примером влияния организационного поведения на деятельность организации служит компания «Яндекс», которая в своей цели поставила задачу всецелой помощи и поддержки своих сотрудников на рабочем месте – для них имеются не только уже привычные обществу комнаты отдыха и питания, но и зоны для игры в приставку, гамаки для уставших от компьютера. Программисты при устройстве на работу могут выбрать и обустроить свое рабочее место в соответствии со своими потребностями – компьютерное кресло, удобное именно данному человеку, сам компьютер, за которым он хочет работать. Данные действия укрепляют мотивацию персонала в работе, удовлетворенность его организационной культурой, а значит, оказывают влияние на организационное поведение сотрудников.

Напротив, можно выделить опыт компании по производству соков, в которой руководство не желало выслушивать мнение молодых сотрудников о том, как расширить продуктовую линейку. Данные сотрудники стали терять мотивацию к работе, многие стали уходить в другие компании и продвигать свои идеи там. Компания потерпела крах, при этом, не поняв своей главной ошибки – признание играет значительную роль в организационном поведении индивида.

Исследовав опыт большого количества крупных организаций можно выделить следующие методы повышения эффективности управления организационным поведением:

- мотивация сотрудников;

- удовлетворение потребности в единомышленниках;

- поддержка интересов и целей сотрудников;

- предоставление возможности взаимодействия.

Использование данных методов приводит к формирование команды в организации, которая становится способом достижения успешности проектов организации.

Самым распространенным источником ошибок в управлении организацией, как отмечает Питер Друкер, является то, что: «Решение проблем не приносит результатов, а лишь позволяет предотвратить ущерб. Результаты приносит использование возможностей». [1]

Для принятия результативного управленческого решения важно понимать, что оно должно учитывать специфику данной конкретной ситуации. Поэтому, в большинстве случаев, то, что работало раньше неприемлемо. Нет единственно правильных решений, есть спектр возможных из которых надо выбрать то, которое в большей степени соответствует специфике сложившейся ситуации.

Обсуждение

Человек это существо, поведение которого в высочайшей степени зависит от того, какую цель он преследует и насколько эти действия служат достижению той или иной цели. Интересным примером служит одна из пациенток доктора У. Бейтса, которая видела кольца Сатурна невооруженным глазом, но жаловалась на плохое зрение – она не могла рассмотреть математические формулы на доске в классе. Следовательно, наше восприятие, даже наши органы чувств напрямую зависят от наших установок.

Человек очень часто преследует цели, которые ему навязаны – обществом, родителями, СМИ и т.д. Можно влиять на организационное поведение человека различными приемами и им управлять. Однако манипулирование сознанием не является управлением организационным поведением [6].

Реализация эффективного управления организационным поведением становится возможной за счет грамотного управления персоналом – повышением организационной атмосферы, приобщением сотрудников к организационной культуре (а значит и подборе сотрудников, которые понимают и принимают организационную культуру), изучения организационной психологии (систематизации знаний о различных видах психологии индивида), а так же применением организаторских способностей.

Заключение

Российский рынок труда достаточно насыщен, однако, спросом среди сотрудников пользуются те организации, в которых управление организационным поведением происходит постоянно. Потребность человека в участии в организационной деятельности является объективной и неоспоримой в современном мире. В современную психологическую науку прочно вошла новая отрасль - организационная психология, которая имеет весомое прикладное значение для организаций различного уровня.

Изучение организационного поведения и постоянное стимулирование повышение эффективности управлением им способствует развитию организации – повышает продуктивность и формирует подходы к межличностным и межгрупповым отношениям.

 

Список литературы:
1. Глушаков, В. Е. Принятие управленческих решений в условиях риска / В. Е. Глушаков, Д. Г. Цыганков // Велес. – 2020. – № 1-1(79). – С. 34-42.
2. Дмитриев, А.Г. Коучинг в управлении компанией: Роль бизнеса в трансформации общества // Москва – 2022. – С. 181-183.
3. Доронина, М.С. Управление организационным поведением: монография / М.С. Доронина, В.В. Тютликова. – Харьков.: ХНЭУ, 2017. – 234 с
4. Кобяк, О. В. Организационное поведение / О. В. Кобяк // Социология: энцикл. / сост. A. А. Грицанов. - Минск: Интерпрессервис, 2018. - С. 690-691.
5. Медведева, А. А. Специфика и сущность организационного поведения в рамках системного подхода / А. А. Медведева, А. О. Горелова, Ж. В. Горностаева // Мировая наука. – 2022. – № 11(68). – С. 89-93. – EDN DJODMX
6. Чирковская Е. Г. Снесарева Е. В. Стилевые особенности организационного поведения в системе оценки персонала организации // Акмеология. 2015. №4 (56). С. 116-125