ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ДОСУГА, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Конференция: XCI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика и управление народным хозяйством

XCI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ДОСУГА, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
PECULIARITIES OF MANAGEMENT OF LEISURE, CULTURE AND SPORTS AT THE MUNICIPAL LEVEL
Potoka Anastasia
Master's student, South Ural Technological University, Russia, Chelyabinsk
Аннотация. Состояние сферы досуга, культуры и спорта является одним из важнейших индикаторов эффективности деятельности руководства муниципального образования, а также показателем его уровня развития, духовного и физического здоровья населения. В статье рассматриваются особенности управления сферой досуга, культуры и спорта на муниципальном уровне.
Abstract. The state of culture, leisure and sports is one of the most important indicators of the effectiveness of the municipal administration, as well as an indicator of its level of development, mental and physical health of the population. The article discusses the specifics of managing the sphere of culture, leisure and sports at the municipal level.
Ключевые слова: управление, муниципальный уровень, культура, досуг, спорт.
Keywords: management, municipal level, culture, leisure, sports.
Управление учреждениями досуга, культуры и спорта становится значимым направлением социальной политики муниципальных образований, которое в большинстве случаев определяет комфортность проживания жителей на подведомственной территории. Деятельность органов управления муниципальных образований в сферы досуга, культуры и спорта должна быть сосредоточена на обеспечении всеобщей доступности культурно-досуговой и спортивной деятельности.
Функции муниципальных органов власти по управлению сферой досуга, культуры и спорта представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Функции муниципальных органов власти по управлению сферой досуга, культуры и спорта
В статье рассмотрена система управления сферой досуга, культуры и отдыха в муниципальном образовании город Новый Уренгой. Город Новый Уренгой считается неофициальной «Газовой столицей» России и является крупнейшим как по численности населения, так и по промышленному потенциалу городом Ямало-Ненецкого автономного округа. В 2023 году город отметит свой 50-летний юбилей.
На рисунке 2 представлена система управления сферой досуга, культуры и спорта в городе Новый Уренгой.
Рисунок 2. Система управления сферой досуга, культуры и спорта в городе Новый Уренгой [2]
Система управления сферой досуга, культуры и спорта является линейно-функциональной.
Для анализа управления развитием сферы досуга, культуры и спорта на местном уровне используют следующую последовательность действий:
- проведение анализа организации управления развитием сферы досуга, культуры и спорта;
- проведение анализа уровня материальной и кадровой обеспеченности учреждений досуга, культуры и спорта на территории муниципального образования;
- проведение анализа финансовой обеспеченности, финансирования и формирования внебюджетных доходов учреждений;
- проведение SWOT-анализа по управлению развитием сферы культуры на территории муниципального образования [1].
Анализ достигнутых результатов в сфере досуга, культуры и спорта представлен в таблице 3.
Таблица 3.
Анализ достигнутых показателей в сфере досуга, культуры и спорта в город Новый Уренгой за 2021-2023 гг. [2]
Показатель |
2021 |
2022 |
2023 |
Отклонение, +; - |
|
2022 к 2021 |
2023 к 2022 |
||||
Количество мероприятий, проведенных муниципальными организациями культуры, ед. |
3 688 |
3 835 |
3 512 |
147 |
-323 |
Численность посетителей культурно-досуговых мероприятий (с учетом киносеансов), чел. |
474 163 |
665 331 |
732 882 |
191 168 |
67 551 |
Охват жителей музейно-выставочной деятельностью, чел. |
126 267 |
128 238 |
137 085 |
1 971 |
8 847 |
Количество спортивных сооружений, ед. |
321 |
331 |
340 |
10 |
9 |
Численность населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, |
71 640 |
72 420 |
70 108 |
780 |
-2 312 |
Количество проведенных спортивных мероприятий, ед. |
998 |
1 028 |
1 033 |
30 |
5 |
Как видно, по ряду показателей наблюдается отрицательная динамика. Количество мероприятий досуговой и культурной направленности снизилось в 2023 году, при этом увеличивается охват численности участников. Сократилась также численность граждан постоянно занимающихся физической культурой и спортом. Одной из причин является отток населения в другие регионы страны.
В таблице 4 представлен анализ обеспеченности населения города объектами культуры и досуга.
Таблица 4.
Анализ обеспеченности жителей горда Новый Уренгой объектами культурно-досуговой и спортивной деятельности за 2021-2023 гг. [2]
Показатели |
Единицы измерения |
Отчетный период |
||
2021 |
2022 |
2023 |
||
Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности |
|
|
|
|
клубами и учреждениями клубного типа |
процентов |
500,00 |
500,00 |
300,00 |
библиотеками |
процентов |
66,67 |
66,67 |
35,71 |
парками культуры и отдыха |
процентов |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из ЕПС |
процентов |
62,4 |
66,4 |
69,7 |
Как видно, жители города сверх норматива обеспечены только клубами и учреждениями клубного типа. В городе отсутствуют парки культуры и отдыха. Обеспеченность библиотеками значительно сократилась.
Финансирование муниципальной сферы досуга, культуры и спорта осуществляется за счет бюджетных средств и оказания платных услуг. В таблице 5 представлен анализ объемов финансирования муниципальных программ.
Таблица 5.
Анализ исполнения бюджета муниципальных программ в сферы досуга, культуры и спорта в городе Новый Уренгой за 2021-2023 гг. [2]
Наименование муниципальной программы |
План / факт |
Значение, тыс. руб. |
% исполнения (факт/план) |
||||
2021 |
2022 |
2023 |
2021 |
2022 |
2023 |
||
«Развитие культуры и творчества» |
План |
917 900 |
1 149 474 |
1 263 734 |
98,9 |
99,7 |
97,4 |
Факт |
907 866 |
1 145 527 |
1 230 301 |
||||
«Физическая культура - Здоровье - Спорт» |
План |
726 751 |
806 387 |
1 438 605 |
96,7 |
99,6 |
98,8 |
Факт |
702 486 |
803 388 |
1 421 971 |
Как видно, бюджет муниципальных программ исполнен практически на 100%. В таблице 6 представлена матрица эффективности реализации программ, относящихся к сфере досуга, культуры и спорта.
Таблица 6.
Анализ эффективности реализации муниципальных программ в сфере социальной политики в муниципальном образовании город Новый Уренгой за 2021-2023 гг. [2]
Наименование муниципальной программы |
Результат достижения показателей эффективности муниципальной программы |
||
2021 |
2022 |
2023 |
|
«Развитие культуры и творчества» |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
«Физическая культура - Здоровье - Спорт» |
Умеренный |
Умеренный |
Высокий |
Из проведенной оценки эффективности реализации муниципальных программ видно, что в 2023 году ситуация по достижению запланированных показателей значительно улучшилась.
SWOT-анализ состояния сферы досуга, культуры и спорта показал, что ключевыми для города Новый Уренгой остаются проблемы с обеспеченностью жителей объектами досуга и спорта, а также отток специалистов из этих сфер. Муниципальном органам власти необходимо направить усилия решение проблем в данных направлениях.